0
 

Бункер (Der Untergang)

Жанр: военныйПроизводство: Германия, 2004 г.Режиссер: Оливер Хиршбигель ("Эксперимент", "Комиссар Рекс")В ролях: Бруно Ганс ("Небо над Берлином", "Хлеб и тюльпаны", "Американский друг"), Маттиас Хабих ("Нигде в Африке", "За гранью тишины"), Томас Кречманн ("Новый Франкенштейн", "Голова в облаках", "Ю - 571"), Александра Мария Лара ("Доктор Живаго"), Карина Харфух ("Повар-вор", "Дьявол и госпожа Д"), Ульрих Мэттьюс ("В зимней спячке"), Джулин Колер ("Нигде в Африке", "Эйми и Ягуар")Продолжительность: 150 мин. Меня всегда волновал вопрос: что же такое случилось в Германии 30-х годов, что мирные рабочие и крестьяне, побросав свои станки и плуги, взяли в руки оружие и превратились в армию циничных убийц? На Земле нет хороших или плохих народов, и чем немцы хуже, к примеру, французов, бразильцев или китайцев? Ясно, что ничем. Просто обстоятельства сложились так, что в послевоенной Германии у руля оказались люди, называющие себя национал-социалистами. Они-то и показали миру первый в своем роде пример массовой манипуляции сознанием. Именно им, гениям государственного пиара, ставшим, в конце концов, заложниками собственных механизмов, и посвящен "Бункер", самая масштабная киноработа Оливера Хиршбигеля. Герои фильма известны каждому. Это Адольф Гитлер (Бруно Ганс), Ева Браун (Джулин Колер), чета Геббельс (Ульрих Мэттьюс и Карина Харфух), Альберт Шпеер и другие бонзы Третьего Рейха. Толстостенный бункер надежно укрывает их от огня артиллерии и авиации, но ничто не в силах остановить смертельную панику как предчувствие неминуемого поражения. Картины последних дней Рейха говорят сами за себя. Это и "зеленые" гитлерюгендовцы за зенитной пушкой, и полицейские, отстреливающие стариков-дезертиров,  и, конечно, бессмертный мальчишка с фаустпатроном наперевес. С учетом времени действия и состава персонажей, "Бункер" можно назвать немецкой версией "Семнадцати мгновений весны". Правда, место советского разведчика Штирлица заняла гитлеровская секретарша Траудль Юнге (Александра Мария Лара), от лица которой и ведется повествование. Также как и Лиознова, Хиршбигель много говорит о возможности сепаратного мира с союзниками. "Если мы удержим Берлин еще несколько дней, - вещает один из штабных генералов, - то сумеем договориться с американцами". При большом желании, каковое, видимо, имелось у некоторых критиков, можно углядеть сходство "Бункера" с сокуровским "Молохом". Хотя, на мой взгляд, Гитлер Бруно Ганса - полная противоположность Гитлеру Мозгового: вместо апатика с разлагающимся сознанием, мы наблюдаем сумасшедшее сосредоточие кипящей энергии. Каждый из Гитлеров безумен по-своему, но у Хиршбигеля безумство выглядит более убедительным. Мягкотелый, трогательно обожающий детей бюргер в быту, на совещаниях он обращается демоном войны, не щадящим ни своих, ни чужих. Подавленный предчувствием поражения, но не способный поверить в него до конца, он фантазирует об огромных резервных армиях, что не сегодня - завтра отобьют Берлин и откинут советские войска далеко за Урал.   Самобичевание, ставшее после 45-го национальной германской традицией, подается без надрыва, маленькими порциями. Немецкий народ, по Хиршбигелю, стал лишь инструментом в руках кучки власть имущих маньяков. Тезис подтверждает внезапная германофобия Гитлера, пришедшая вместе с осознанием глобального поражения. Не раз выбрасывает он мысль о том, что проигравший войну немецкий народ, в соответствии с канонами дарвинизма, должен исчезнуть с лица земли. Фильм Оливера Хиршбигеля - одного из сильнейших европейских режиссеров - стал неплохим образцом современного германского мэйнстрима. Не порадовали разве что некоторая шаблонность и слабоватый актерский состав. Гитлер Бруно Ганса, безусловно, великолепен. Неплох и Ульрих Мэттьюс в роли Геббельса. Но остальные блеклы и не идут ни в какой сравнение с персонажами наших "17 мгновений весны". Женские образы выполнены настолько убого, что, наверное, лучше было бы обойтись без них, оставив разве что Карину Харфух. Без нее был бы невозможен один из кульминационных моментов фильма, где Магда Геббельс на пару с мужем отравляет своих шестерых детей.   Неприятный осадок оставляет финал эпопеи. Подошедшие к стенам Рейхстага русские солдаты изображены полуолигофренами с пустыми зрачками и одутловатыми лицами. "Избегайте смотреть русским в глаза!" - предостерегает девушек один из штабных офицеров. Да, этим чудовищам из фильма, действительно, сложно глядеть в глаза. Что отражается в них? Тупость, страх, безволие, быдлячья ненависть. Но разве могли бы такие бойцы прошагать от Урала до Берлина и разгромить в клочья фашистскую Европу? Да-да, в 40-х годах СССР воевал не с Германией в ее нынешнем виде, а с объединенной Европой, все производственные и людские ресурсы которой были брошены на эту войну.   Завершает фильм повторенная в тысяча первый раз скорбная надпись о шести миллионах уничтоженных в лагерях евреях. Нет, чтобы хотя бы вскользь, хотя бы ради разнообразия помянуть о двадцати миллионах погибших советских граждан, о сокращенном на треть населении Беларуси, о Ленинградской блокаде и сожженных дотла русских деревнях. Но нет, западный истэблишмент неуклонно изображает Вторую мировую как войну немцев против евреев, успешно выигранную американцами и англичанами.http://www.sqd.ru

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...