1
 

Скрытое (Cache)

Жанр: триллерПроизводство: Франция - Австрия - Германия - Италия, 2005 г.Режиссер: Майкл Ханеке ("Пианистка", "Время волков", "Забавные игры")В ролях: Даниэль Отой ("Набережная Орфевр, 36", "Хамелеон", "Девушка на мосту"), Жюльетт Бинош ("История любви", "Английский пациент", "Шоколад"), Морис Бенишу ("Мужчина как женщина", "И как Икар"), Анни Жирардо ("Рокко и его братья", "Просто друзья")Продолжительность: 114 мин. Что бы вы делали, если б узнали, что за вами следят? Пожаловались в полицию за вторжение в частную жизнь? Но съемка ведется сугубо на улице и в прочих общественных местах, где это никоим образом не возбраняется. Волей-неволей, пришлось бы начать расследование самому. Именно так и поступает телеведущий Жорж Лоран (Даниэль Отой), когда начинает одну за другой получать кассеты внешнего видеонаблюдения за своим домом. Поначалу Жорж подозревает, что за этим стоит кто-то из фанатов, однако сопровождающие посылки рисунки взывают к далекому прошлому. Расследования приводит героя в обиталище его старого знакомого, араба Маджида (Морис Бенишу). Сын работников с семейной фермы Жоржа, он лишился обоих кормильцев, и добросердечные Лораны начали всерьез подумывать об усыновлении. Но тут вмешался маленький Жоржи: со свойственной детям беспринципностью и эгоизмом он по уши оклеветал несчастного мальчика, и Лораны поспешили избавиться от него подобру-поздорову. С той поры прошло уже почти сорок лет, но Маджид продолжает винить Лорана во всех своих злоключениях. Новый фильм Майкла Ханеке - не экранизация очередного романа Эльфриды Элинек, хотя интуитивно похож на нее: сочетанием остросоциального и личностного, изуверским копанием в душах героев, замороженным темпом и фактическим отсутствием сюжета, который заменяют зарисовки мещанского быта.   "Скрытое" не случайно получило приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 2005-го года. Компоновка видеоряда более чем уникальна: кульминация вынесена в середину фильма, а финальные титры начинают ползти по экрану тогда, когда их ждешь меньше всего. И речь здесь идет не об очередном авангардистском эксперименте: "Скрытое" вообще сложно было бы снять иначе, сохранив первоначальный смысл.   В картине удивительно много статичных сцен с отсутствием людей, причем сцены эти повторяются по два-три раза. Особенно впечатляют моменты, когда герои неспешно просматривают в пошаговом режиме кассету внешнего наблюдения. Неизвестно, сколько минут зрителю приходится любоваться на пустынный дворик, где ничего - абсолютно ничего - не происходит.   Впрочем, и эпизоды с людьми, не блещут обилием действа. Лораны едят, пьют, встречаются с друзьями, поругивают отпрыска, переживающего переходный возраст, а заодно и друг друга. Режиссер рисует нам обычную жизнь в самых унылых ее проявлениях, намеренно затягивая пресные эпизоды и диалоги. Ханеке делает это для усиления контраста, чтобы кульминация смотрелась еще более шокирующе. Конечно, увеличь Ханеке продолжительность с двух часов до четырех, растяни еще больше и без того тоскливые сцены, то эффект получился бы куда большим. Правда, редкий зритель в этом случае усидел бы даже до середины фильма.   "Скрытое" исполнено ожиданием бури, бомбы, которую, по словам Жоржа, рано или поздно забросит в их дом загадочный некто. И он не заставит себя долго ждать. Сцена, в которой это случится, по продолжительности действительно сопоставима со взрывом или выстрелом, который не убьет, но порядком покалечит героя.   Фильм относится к уникальному жанру детектива без преступления и развязки, в котором груз расследования ложится на плечи самого зрителя. Ханеке снабжает нас необходимым, на его взгляд, набором улик, что, однако, не исключает бесчисленного множества трактовок. Даже после финальных титров текущий вопрос так и останется открытым. И зрителю будет в пору спросить уже не у Ханеке, а у себя: кто и, главное, зачем подбрасывал Жоржу кассеты и рисунки?   Если наблюдение за домом мог вести кто угодно из поклонников, то мазня, сопровождавшая посылки, носила весьма интимный характер. Нарисовать подобные вещи вряд ли мог кто-то, кроме Маджида. Конечно, сложно не поверить его заключительному признанию, но нужно смириться с тем фактом, что люди лгут не только в жизни, но и в кино. Даже перед лицом смерти.   Тогда все становится на свои места, и мы понимаем механизм изощренной мести Маджида. Он не стремился покушаться на жизнь Жоржа или его близких. Задачей араба было забить в душу Лорана такой заряд вины, что лишил бы его крепкого сна на оставшуюся жизнь. Именно комплекс вины европейцев перед неевропейцами (в данном случае, французов - перед арабами) и есть то самое cache - тайное, скрытое, - которое не позволит им дышать полной грудью в своем уютном Евродоме.   На то, что тема фильма выходит за пределы банального межличностного конфликта, указывает внешне случайная сцена с чернокожим велосипедистом, который чуть не сбил зазевавшегося Жоржа. Негр, нарушая все правила, ехал по встречной полосе, но в стычке повел себя куда более уверенно, чем интеллигент Жорж, явно ощущая себя хозяином на французской земле.   Любопытно сравнение эмигрантов с несостоявшимися сводными братьями, которые, несмотря на все усилия, так и останутся чужими для  коренных европейцев. Особенно показательно выглядит фильм после недавнего Бунта окраин. И немногим французам теперь покажутся столь уж ужасными воспоминания Жоржа о бунте алжирцев в 1961-м. Тогда на просьбу Лоранов разыскать родителей Маджида, оскорбленный жандарм ответил: "Вы должны быть благодарны за то, что мы избавили вас от черножопых".   Фильм, безусловно, следует посмотреть хотя бы потому, что в Европе (и в мире) с каждым годом остается все меньше Больших режиссеров, снимающих Большое кино. Майкл Ханеке - один из них. Равноудаленный от европейского шизоартхауса и от европейского же развлекательного кино, он продолжает удивлять аудиторию фильмами, для каждого из которых, безусловно, отыщется ниша в фонде мирового кино. Максим Николаев, http://www.sqd.ru
  • Ксафан
    Фильм этот - полный атас. Смотреть с включенным мозгом!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...