6

Время собирать камни

Слова Екклесиаста (3, 1-5): "Всему свое время и время всякой вещи под небом …время разбрасывать камни, и время собирать камни", наверное, одни из немногих строчек Священного Писания, которые известны людям, их часто цитируют в качестве аргумента, характеристики времени или какого-то итогового заключения. Память и камень – вещи взаимосвязанные. Человеческая память менее надежна и лукава, чем память камня, хранящего общечеловеческую историю. Разные камни: рукотворные кирпичи-плинфы, тесаный известняк святого города Иерусалима, гранит и мрамор – все тленно, но это единственный материал, который может хранить время веками, тысячелетиями.   Недавно в прессе появились сообщения, велись дискуссии о реализации идеи известного писателя и политика Александра Проханова о создании Святого холма, как некоего объединяющего действа. Предполагается насыпать холм на прекрасном святом месте, возле древней Изборской крепости, поля Шибалицы, на котором сшибались в битве с врагами русские воины. А сам Холм построить из камней и земли памятных святых мест Псковской земли и России. Сама идея красива, но у нас уже много веков нет такой традиции, мы ее не понимаем и не сочувствуем ей, особенно сейчас, когда только на концерте шоу-звезд собираются вместе толпы народа, а соберется ли народ делать это дело – насыпать Святой холм? Или приедут бульдозеры от какой-нибудь партии перед выборами и холм готов? Он закроет панораму Изборской крепости с западной стороны, но не об этом сейчас речь. Когда Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий узнал об этой инициативе, он сказал: "Зачем собирать камни? Они у отца Олега уже собраны". Действительно, уже почти семь лет настоятель воинского храма в Пскове св. А. Невского протоиерей Олег Тэор и его помощники-прихожане ведут невидимую муравьиную работу: по камешку и по горстке собирают Святой холм. Место ему пока определено возле храма, на холме – крест. Когда-то этот холм начинался с шести камней, венчал его маленький крест, сейчас опалубка стала расширяться, количество камней заметно увеличиваться, а горстей земли и не сосчитать. Здесь лежат камни от размера с ноготь до более крупных, увесистых камней, которые были подняты водолазами со дна Ижоры, с того места, где Александр Невский одержал свою первую победу. Сюда, к этому рукотворному холму, стали приходить помолиться родственники репрессированных в годы советской власти, сами бывшие репрессированные, потому что в этом холме лежат земля и камни с Левашовской пустоши под Питером, где расстреляны тысячи, с Бутовского полигона под Москвой, с места строительства Беломор-канала, Колымы. Есть там камни и земля из Алапаевска, из Ганиной ямы, привезенная монахом из Екатеринбурга…   Трудная это работа собирать камень к камню, потому что далеко не всякий ее поймет.   12 сентября 2001 года в день памяти святого благоверного князя Александра Невского в престольный праздник храма десантники 76-й Десантно-штурмовой дивизии сделали опалубку, поставили крест, внутри опалубки были заложены первые, собранные со святых мест камни. Камни собираются от храмов, которые были закрыты в годы советской власти или разрушены. Собираются они со всей России: кто услышит, что в Пскове, в храме св. А. Невского собирают камни поруганных храмов – привозит камешек. Здесь есть камни Туровского замка князя Святослава из Белоруссии, камни разрушенных псковских храмов, храмов Ленинградской, Новгородской и Тверской областей, наших соседей. Камни со святого града Иерусалима. Недавно православные сербы привезли отцу Олегу камешек от гроба Симеона Богоприимца.   География памяти расширяется: привозят камни с родины погибших воинов Псковского гарнизона, их привозят родители, привозят камни с мест гибели воинов - псковичей из Чечни и Афганистана.   Как говорит отец Олег, мы собираем камни с мест, где жили, мучились, страдали русские люди – с концентрационных советских лагерей. Складываются под опалубку креста и камни с тех мест, где происходили чудеса, которые Господь посылает нам для укрепления веры, например из города Самары, того дома, где было "стояние Зои" с иконой св. Николая Чудотворца. Собираются камни с боевых полей России: Куликово поле, Ледовое побоище, Бородино, Прохоровки, связанных с подвигами русских святых и полководцев. Произошел интересный случай в Бородино, когда попытались взять землю с могилы Багратиона, но плиты чугунные, и землю достать было невозможно, но потом увидели, как мышка вырыла норку рядом с могильной плитой, и мы смогли взять землю, которую она нарыла из-под надгробной плиты Героя Бородина. К каждому камню прикладывается простая бумажка с текстом, откуда и что: плинфа из Новгорода Великого, Ярославово Дворище, храм Святой Параскевы Пятницы, XIII век". Отец Олег полагает: как наши русские эмигранты увозили в ладанках у себя на груди горсть земли родной в память о Родине, так и Холм возле храма стал хранителем памяти.   Он говорит: "Это памятник поруганным храмам, репрессированным людям, но и храмы тоже были репрессированы. Церкви превращали в конюшни, в храмах пляски устраивали, храм унижали, как и человека, которого превращали в лагере в животное, убивали. Мы обычно стараемся взять себе в этот холм сохранившийся кусочек алтарной части храма, и из таких святынек строится наш Холм, увеличивается в размерах, некоторые камни, если возможно, мы просто вмуровываем в опалубку.   11 сентября в день Усекновения главы Иоанна Предтечи поминовения воинов, мы возле этого каменного холма служим панихиду, 12 сентября у нас престольный праздник с Крестным ходом, наш Владыка непременно подходит к этому кресту и мы снова служим литию по погибшим, а военные дают оружейный салют в это время в память о погибших воинах. Мы служим здесь панихиду в День города по погибшим во время освобождения Пскова от фашистов в 1944 году. 8 мая утром возле Холма снова служат панихиду по погибшим воинам во время Великой Отечественной войны, а 30 октября служим панихиду по репрессированным".   Паломники, прихожане, знакомые – многие люди привозят памятные камни. Недавно в храме побывала группа из Подпорожья, города Ленинградской области, люди привезли камень с родины погибшего в Чечне десантника 6-й роты Жени Хамасова. Родители еще одного погибшего в Чечне десантника привезли кедр и землю с его родины – Кемерова, а в связи с трагическими событиями в кемеровских шахтах, можно помолиться и о погибших шахтерах. Эти камни объединяют всех погибших за Родину, в том числе, погибших мученически, с верой. Главный смысл строительства каменного холма возле храма - камень несет память того места, где лежал. Поэтому на вопрос информационной епархиальной службы, зачем собирать камни, отец Олег ответил: "Для памяти, чтобы больше не разрушать. Люди, родственники погибших, знают, что здесь хранятся памятные камни и земля с мест, в которых погибли их дети, их близкие. Когда они стоят на панихиде, они знают, что эти камни здесь, как и камни разрушенных храмов, которые они, может быть, видели в детстве, камни с мест, где жили подвижники нашей веры… Человеческая память становится зримой, материализуется. Камни - свидетели истории, им тысяча лет, они много чего видели и знают. Русские люди в XX веке, покидая родину, брали горсть ее земли с собой, как память, и эти камни, и земля сейчас - тоже наша историческая православная память. Сюда может прийти любой пскович помолиться и вспомнить, что здесь есть камень со святого града Иерусалима, с Галилейского озера, с мест гибели наших воинов в нынешних войнах… вспомнить и помолиться".   Вот так воочию мы видим время, когда собирают камни.   Информационная служба Псковской епархии.
  • Ольга
    Резонно.
  • Темновест
    Одобряю. Фетишизм. Язычество.
  • Вот эта идея намного лучше, чем насыпать курган грузовиками по Прохановской задумке. Видите разницу - здесь упор на память, идею, добровольное участие людей. Важна мысль и участие, а не размеры, деньги и само-реклама, как у Прохонова с дружками его!
  • Ната
    Критика всегда в моде... А по мне обе идеи прекрасны. Малый курган - творение от души, но и крупные затеи для того, чтобы не забывали просто необходимы.
  • Новгород
    Интересное предложение достойное внимания. Требукется крупный пиар через центральные СМИ.... и все будет сделано.
  • Екатерина
    В апреле 2007 года мне приснился сон. Будто стою перед огромным холмом, на нём стоит огромный деревянный крест и он горит. Помнится огромное пламя, треск, человеческие крики, но всем как бы всё равно, что он горит. А я вроде знаю, что этот крест мой и что обязательно нужно его потушить. Я очень рыдала во сне. Чувствовалось по-настоящему, как сейчас помню запах дыма и треск дерева. И тут этот огромный крест падает медленно в мою сторону. Думала, что упадет на меня, но упал по левую сторону от меня, с грохотом, буквально в 2 см от моего левого плеча. А потом я как бы принялась его тушить, сама не понимала как и очень рыдала, потому что знала, что если не потушу я, то никто не потушит. Была прямо таки в отчаянии. И тут ко мне подходит моя бабушка, абсолютно спокойная и говорит, что этот крест никогда не сгорит, так как он состоит из 6 камней! Я ещё удивилась очень, ведь я же видела, что он деревянный. Зрелище было чрезвычайно впечатляющее, запомнился этот сон, долго думала об этом, что бы это могло значить. И вот через год случайно попала на эту статейку... даже не знаю, что бы это могло значить. Я из центральной Украины и никаким образом об этом не могла знать, по крайней мере, сознательно. Вот так...
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...