24
 

Часть 11. Игорь Соловьёв.

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром. Александр Иванович Герцен   Вы не задумывались над вопросом, кто нас окружает? Присмотритесь и поймёте, что в большинстве случаев вокруг нас не люди, а образы, сформированные мнением друзей-товарищей. "Он такой легкомысленный", - говорят нам. "Она ручная, как кошка. И влюбчивая", - замечают вслух. Тоненькая ниточка, соединяющая с реальностью, обрывается в тот момент, когда мы начинаем доверять словам окружающих, и принимаем их оценку человека как свою собственную. Как этого избежать? Больше общаться с людьми, чтобы узнавать каждого из них, чтобы собирать детали, из которых вы сами составите образ. Поверьте, так его черты меньше исказятся, а ваше отношение к человеку не будет зависеть от мнения других.   На этот раз я предлагаю пообщаться с Игорем Соловьёвым, о котором в Пскове знают почти все. Одни называют его талантливым фотографом, другие с возмущением заявляют, что он берёт фотоаппарат в руки исключительно для знакомства с молодыми красивыми девушками. "Он гений", - кричат одни. "Он бабник", - замечают другие. Надеюсь, после этой встречи у вас появится не только своё мнение об этом человеке, но вы, наконец, увидите настоящее лицо этого фотографа, обычно остающегося за кадром.   Игорь отличный пловец. Куда это мы, спросит читатель? И при чём здесь это? Но мы же договорились больше узнавать о человеке. И если он фотограф, это не значит, что в его жизни нет ничего кроме камеры, объектива, проявителя и фиксажа. Есть. В семье Соловьёвых многие добились больших успехов в плавании. Например, отец Игоря был чемпионом Союза среди военнослужащих. А сын – член сборной России по плаванью на свободной воде. Однако знакомство Игоря с водой было не совсем успешным. Мальчишкой, лет девяти, он купался на реке Великой. Был настолько уверен в своих силах, что море казалось не просто по колено, а как минимум по щиколотку. Решил Игорь доплыть до лодок, качающихся на реке. Доплыл, но сил взобраться на них уже не было. Начал тонуть. Хорошо, что с берега это увидел какой-то парень, вытащил мальчишку из воды. В сентябре того же года Игорь, помня о таком испытании, записался в бассейн. Игорь Соловьёв в пионерском лагере. 1968 год. А как же фотография? А вот уже потом, после успехов в плавании, Игорю подарили фотоаппарат. Точнее, он достался ему по наследству от дяди из Ярославля. "Зоркий 4" – так называлась модель. Было тогда Игорю 14 лет. Что на его месте сделал бы любой мальчишка? Предполагаю, что большинство немедленно приступило бы к фотосъёмке. А Игорь отправился вначале в библиотеку и взял книгу "25 уроков фотографии". Только потом, познакомившись с техникой фотосъёмки в теории, он стал на практике реализовать увиденное в книжке. А первыми героями его снимков, конечно, стали члены семьи.   Когда пришло осознание того, что Вы – фотограф? До 21 года я думал, что всё могу, всё умею, уже фотограф. Было это до тех пор, пока не встретился с Людой Бутузовой. Это самая известная женщина-фотограф в Пскове. Она взялась за моё обучение. Удивительная женщина. Только благодаря ей я начал разбираться в фотографии, в фотосъёмке. Правда, вначале я смотрел на мир только её глазами. Но именно она научила творчески подходить к работе. В 1985 году с её подачи я сделал свою первую выставку. Работала она в Доме культуры профсоюзов. Это была первая выставка фотографов города. Большое, удивительное событие. Участвовали фотографы: Игорь Хондюк, Саша Земсков, Лев Шлосберг, Люда Бутузова и я. Тогда же возникла идея создать фотоклуб. С помощью администрации Дома культуры профсоюзов и лично Ивана Егоровича Калинина такой клуб появился на свет. Его назвали "Фрагмент". Благодаря Ивану Калинину нам предоставили помещение на Гоголя, 7б. Света Гаврилова возглавила при клубе детскую студию "Стриж". Занимались в ней 30 детей. Уверен, что этот период был периодом расцвета фотоклуба. В него входили 20 человек, у каждого была своя фотолаборатория. Ежегодные выставки членов клуба пользовались большой популярностью. Заинтересованные люди ждали их, выставки были значительным событием в жизни города. В 90-е годы, когда разрушилась Берлинская стена, и у нас появился город побратим Нойс, представилась возможность съездить в Германию с фотовыставкой. Тогда я испытал шок от того, как в Европе воспринимали наши чёрно-белые фотографии. Мы продали всю выставку за 2 дня. На открытии выставки присутствовали представители мэрии, парламента. Я жил в семье очень известного скульптора Вольфганга Куна. Он реставрировал Кёльнский собор. Кроме того, у меня была возможность нелегально попутешествовать по Европе. Тогда же я приобрёл первый свой профессиональный фотоаппарат Nikon. И с тех пор снимаю только на технике этой фирмы. После этого визита в День города в Пскове мы на улице Пушкина под открытым небом подготовили выставку моего путешествия. 15 лет продолжалась эта дружба с фотоклубом Нойса. Но после ухода Ивана Калинина с поста заместителя мэра контактировать с зарубежными коллегами стало сложнее. Германия. Члены псковского фотоклуба с друзьями и единомышленниками. Помимо дружбы, помимо общения с новыми людьми, что еще приносили подобные поездки в Европу? Нас всегда радовало, что наше творчество воспринимали на "ура". Нам проводили экскурсии по Рейну, мы смотрели Дюссельдорф, Кёльн. Мы могли много снимать. Были ведь налажены связи и с городом-партнером в Голландии - Неймегеном. Пять голландских фотографов провели в Пскове 2 недели и по результатам сделали выставку в Голландии. Была и ответная поездка псковских мастеров. Это был 1994 год. Тогда мы познакомились с азами цифровой фотографии. Результат был потрясающим. В России не было ни одного высшего учебного заведения, где учили бы фотографии. А эти поездки очень многое дали. Со всеми этими людьми, тоже занимающимися фотографией, мы поддерживали связи, общались через Интернет. Армейская служба. 1975 год. Чем отличаются фотографы 80-х от современных фотографов? Радикально отличаются. Я говорю с такой уверенностью, потому что долго занимаюсь этим делом. Сейчас мы организовали молодёжную секцию внутри АНО "Фотографы города Пскова", руководителем которой я являюсь. Молодёжную секцию возглавила Алина Шагарова. И я учусь видеть мир другими глазами у молодёжи. Они собираются в студии, обсуждают фотографии. Это совершенно другие люди, другое видение мира. У нас было 15-20 членов клуба. А на последнем фотокроссе было 82 человека. Я был судьей и задал очень сложную тему – памяти одного из самых известных фотографов Хельмута Ньютона. Многие из ребят не знали о нём, но меня поразило, насколько они творчески подошли к этому заданию. Нет, нельзя говорить, что поколение 80-х – это фотографы, которые шли колонной под знамёнами и снимали только отражение своей эпохи. Но что касается молодого поколения фотографов, я им просто завидую, завидую их техническим возможностям. Они имеют Интернет, фотошоп. Конечно, я отрицательно отношусь к фотошопу, и считаю, что многие современные авторы им злоупотребляют. Это не мастерство. Фотошопом нужно пользоваться умеренно и не ставить его во главу угла. Но, поймите, поменялись инструменты, вместо фотоувеличителя – компьютер, вместо изогелей – фотошоп. У меня сейчас много проектов. Я пытаюсь всё сделать при съёмке, не добавляя впоследствии. Например, макияж при съёмке. Не рисовать его в фотошопе, а нанести на тело. Для этого у меня занята целая группа людей: модельер, визажист. И у нас получаются замечательные результаты. Но тех ребят, которые надеются вытянуть неудачные снимки в фотошопе, хочу предупредить, это будет не живая фотография, она будет пластмассовой. На отдыхе. 1975 год. Фотографы Пскова отличаются от фотографов других городов и регионов? У нас меньше коньюктуры. Больше творчества. Для меня вообще псковские фотографы какие-то родные.   А вы могли бы из ряда работ выделить и уверенно сказать: это работа псковского мастера? Да, это возможно. Но это я нахожу на каком-то внутреннем уровне. По каким деталям? Не знаю. У стен древней башни в Пскове. 1975 год. А как понять, фотограф ты или нет? Взять фотоаппарат и начать снимать. Именно снимать. Не фотать, а снимать. Фотоаппарат – он живой. Например, я свой никому в руки не даю. И он мне помогает, что-то исправляет, прощает мои ошибки, подсказывает. Но заметьте, у нас очень много фотографов, которые занимаются бытовой фотографией. Свадьбы, школы. И они пробуют работать творчески, но у них не получается. Выходят этакие слоники на комоде. Верх безвкусия. Я их не осуждаю. У них просто, как это выражаются, глаз замыливается. И к творческой фотографии они никакого отношения не имеют. И радостно было на фотокроссе видеть так много творческих людей, которые видят кадр и творчески подходят к нему.   Всегда ли снимки зависят от аппаратуры? Можно ли хорошую фотографию сделать на дешёвой камере? Нет. Сейчас от техники зависит очень многое. Сколько у тебя пикселей, какая оптика. Один из наших псковских фотографов сказал: реальный фотограф должен иметь реальную аппаратуру. Со своми первыми моделями. 1978 год. Какие темы в фотографии вам наиболее близки? Я снимал практически во всех жанрах до 1989 года, пока не встретился с Леной Белянкиной, тогда студенткой педвуза. Она перевернула моё восприятие женской тематики. Она заставила меня снимать её саму, без купюр. Съёмка обнаженной натуры. Когда она уезжала в Голландию, и показала своим родителям фотографии перед отъездом, те были в восторге. И я понял, что это одна из благодатных тем, но очень сложных. Ты видишь человека, и можешь показать ему то, что он в себе не замечает. Он не видит это даже в зеркале. Делаешь снимок, и видишь благодарные глаза. И это отличный стимулятор для продолжения работы. Я очень люблю снимать на пленэре. Остров Белов – самые лучшие мои фотографии. И хочу особо выделить: самые красивые женщины – это женщины Пскова. Они самые умные, самые добрые, независимо от возраста. И кстати, я не люблю слово "модель". Это что-то не живое. Как объект для съёмки. Это не объект, это человек. Это женщина. Не бывает нефотогеничных женщин. Бывают плохие фотографы. А фотосъёмка женщины – это очень сложная работа. У меня она начинается с предварительной встречи. Я знакомлюсь, узнаю интересы, а потом начинают работать стилисты. И создаётся образ, причём не один, а несколько. И в результате понимаешь, что ради этого стоит работать.   Фотография всегда занимала в Вашей жизни ведущее место? Или был период, когда фотосъёмка оставалась только развлечением, а всё основное время было посвящено работе? Я всегда занимался только фотографией. Даже в переломные 90-е годы, когда всё рушилось и постоянно не хватало денег.   А семья? Не было слов: пошёл бы ты на завод, занялся бы делом? Было. Именно из-за фотографии от меня ушла жена. Просто выставила чемодан за дверь. Лучше бы ты пошёл в грузчики. А я вместо этого после продажи работ в Европе, - нет бы на эти деньги жила семья, - купил себе аппаратуру. Но жена - очень красивая, умная женщина. Она поступила как женщина. Я ей очень благодарен, она воспитала мне прекрасного сына. Она меня терпела 15 лет. И я её понимаю. Она не стала препятствовать моему общению с сыном. Он вырос чудесным человеком. И считаю, что моим сыном город может гордиться. А внуки мои должны быть как минимум олимпийскими чемпионами. Жена рада, что сын не пошёл по моим стопам. Не стал фотографом. Однажды она сказала ему: "увижу фотоаппарат у тебя в руках, разобью". Но на 20-летие сама подарила фотоаппарат. Теперь сын им снимает, когда ездит на сборы.   Вы себя в фотографии уже выразили? Нет. Это невозможно. С каждым новым знакомством ты понимаешь, что тема неисчерпаема. Девчонки у меня работают 5-6 лет. Снимаются, потом выходят замуж, но мы и после этого поддерживаем отношения. Жанр у меня сейчас один. Я считаю, если у мужчины получается доставлять женщине удовольствие, он это делает. Здесь нет никаких интимных отношений. Я никогда не снимал тех женщин, с которыми жил. Точнее, снимал, но не творчески. И я очень благодарен женщинам, которые понимают мою работу. Фото Игоря Соловьёва. Сегодня мой бизнес держится на Лизе Десятовой. Ей 17 лет. В свои годы Лиза Десятова организатор многих коммерческих проектов: издание календарей, показы моды псковских салонов, псковских модельеров. В 17 лет она делает совершенно взрослую работу. Сама мне призналась: "Соловьев, я из-за тебя не доиграла в куклы и не добегала на дискотеку". Но ей доверяют очень серьезные люди. Кстати, со мною работает Юля Улановская, бывшая мисс Пскова. Она мастер макияжа, талантливейший визажист. Юля может из любой девушки сделать сказку. Иногда даже я смотрю на девчонку и не вижу образ. А Юля способна найти то, что прячется где-то очень глубоко внутри этой девушки. Фото Игоря Соловьёва. Как вы знакомитесь с моделями? Сейчас никак. Их приводит Лиза. Раньше знакомился на улице. Подходил и напрямую спрашивал: "девушка, можно вас снять?" Но я имел в виду фотографию, а они понимали прочее. Сейчас мне 50 лет и знакомство на улице не для меня. А вообще я заметил, что у нас много девчонок в городе, красивых и достойных внимания. Да вот только мужики у нас одноклеточные. Выше пояса они женщин не рассматривают, не интересуются, что в душе у женщины. А ведь у нас кладезь красивых женщин, умных, с чистой душой. Хочу попросить: мужики, не смотрите на фотографию как на порнографию. Венцом природы является женщина. Вначале мы, фотографы, делаем пробник, чтобы учесть недостатки, а потом делаем снимок. И Бог создал мужчину в качестве пробника. А женщину, как венец творения. Фото Игоря Соловьёва. Мне приятно, что у моих девчонок состоялись интересные судьбы. Например, Лена Белянкина преподает в Голландии русский язык… Но ни одна не стала профессиональной моделью. И я уверен, что это к лучшему, ведь этот бизнес грязный. Одна из девушек, которую я снимал, Марина Лазебная, оставила на одном из моих плакатов автограф: "каждая девушка являет собой бриллиант, но каждому бриллианту нужна хорошая оправа. Соловьев, ты мне её дал". Фотография не просто красивая картинка. Она раскрывает человека, лишает его комплексов. Девочки мои – звёздочки по жизни. Увы, как говорят, горе от ума, - нередко влюбляются в глупцов. Фото Игоря Соловьёва. Каковы Ваши планы на ближайшее будущее? Чего ждать Пскову от фотографа Соловьёва? Готовлю скандальную выставку. Уже есть предложение из Европы, но если её выставить в Пскове, это будет шок. Я нашёл свою нишу в съёмке женщины. Никто не видел эти фотографии, кроме мам этих девочек. И знаете, я видел в глазах мам сожаление, что не они на этих фотографиях. Очень красиво. И что приятно, когда ставлю задачу девочкам, никогда не слышу отказа. Планируемая выставка очень откровенная, но никакой порнографии. Мужики её не поймут, а женщины увидят то, что никогда не видели в зеркале. Поймут, что они красивы. Это не что-то очень интимное. Это губы, глаза. Ведь важно уметь это снять. И ничего не получилось бы без поддержки девчонок. Фото Игоря Соловьёва. Есть люди, которых Вы хотели бы снять, но они отказывают Вам? Вернёмся к Ньютону. Ему отказали только две женщины: Маргарет Тетчер и Раиса Горбачева. Я тоже снимаю известных женщин города, в том числе обнажёнными. Они не против сниматься, но делают эти снимки только для себя. Я считаю, в Пскове всё есть, надо только работать. И самое главное – надо любить свою работу. У каждой девчонки есть свои слабости, есть свои сильные стороны. Надо их любить. Одна известная девушка пожелала сняться обнаженной. Потом поставила одну из фотографий ночью в комнате, вокруг свечи, шампанское, торт. И тихонько вернулась в спальню. Просыпается от крика. Она вначале испугалась, что сейчас будет скандал. Вышла, а парень бегает с её фотографией и кричит: "это всё моё". Бегает и смотрит, куда повесить фотографию. Но мне, кстати, в мужиках не нравится чувство собственника по отношению к женщине. Я сам думал, что жена живёт моими мыслями, моими идеями и был поражен, когда понял, что у неё свои мысли.   А если быть до конца искренним, то на данном этапе весь мой житейский опыт мною активно используется, стараюсь избегать прежних ошибок. У меня есть любимый человек, есть всё…   Беседовала Ирина Потапова, Псковское агентство информации.
  • замечание
    Нет ничего проще, чем снимать обнаженных девушек и недевушек. Для этого нужно элементарное знание фотоприемов и все. Такой обнаженки мы насмотрелись за период перестройки предостаточно. Но так хочется увидеть одетую женщину, классно сфотографированную. Но это трудно.
  • Так уж и проще... А уговорить ? :-)
  • А бутылку купить для раслабухи?
  • Если серьёзно, то никаких бутылок быть не может, на фото оно сразу станет видно - расфокусированный взгляд модели и т.п. Это только у нас в театре бывалыча гамлеты кирнутые выходили. ;-)
  • Пантялеич
    Йых, тряхнуть старяной штоля... Пайти узять водошки да с малодой пафатаграфираваться??? Токма опосля прядется трипяра усякия лячить...
  • +1
    Типа такого: - Все-таки как прекрасна, эстетически совершенна и магически притягательна женщина! Это - поистине необъяснимое, восхитительно загадочное чудо природы! - Да! Женщина - это символ красоты и вечности мира! Божественное проявление гениальности Творца! Из-за двери: - Эй! Кто там следующий на укол от триппера!
  • +1
    >>> +1 (11:14 06.03.2008):
    +1
    Типа такого: - Все-таки как прекрасна, эстетически совершенна и магически притягательна женщина! Это - поистине необъяснимое, восхитительно загадочное чудо природы! - Да! Женщина - это символ красоты и вечности мира! Божественное проявление гениальности Творца! Из-за двери: - Эй! Кто там следующий на укол от триппера!
    А по поводу уговорить - он большой мастер. Мог бы преподавать это дело...
  • Для (06.03.2008 10:23)
    Уважаемый, а где Вы видите на фотографиях, иллюстрирующих статью взгляд вообще? ;)
  • Мысль, конечно, интересная, насчёт взгляда. :-) Попробую так выкрутиться: в настоящем произведении искусства, будь то фото или живопись или даже музыка, взгляд, он зачастую как суслик - его не видят, но он - есть !
  • честный
    ЧУШЬ ЭТО, А НЕ ИССКУСТВО! ПРОХОДИЛИ МЫ ЭТО В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ! ТОЛЬКО ОКАЗАЛАСЬ ОНА ЭПОХОЙ ВЫМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, А ВОЗРОЖДЕНИЯ ЖИВОТНОГО ЧУВСТВА. И ЧЕМ ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ.... ТАК ЧТО НЕСТОИТ СКАТЫВАТЬСЯ К ТОМУ, ЧТО УЖЕ ПРОШЛИ!
  • рз
    и все-таки представленные фотографии замечательны...я любуюсь девушками,восхищаюсь мастерством мастера,о котором я не знаю ничего,... и мне все равно,кто он...я вижу его совершенные работы.
  • Закончилось... э-э-э...нашим рождением ?
  • судя по этому обсуждению, мужчины действительно в большинстве одноклеточные.
  • Ну почему же... За раз несколько миллионов клеток вроде бы...
  • А где вы тут вообще хоть под одной статьей видели "многоклеточное" обсуждение? Тут же обычно бездельники упражняются в обсирании всего, на что взгляд упадет. Форумы - это новое развлечение для масс, косящих под интеллектуалов.
  • рз
    грубовато , но верно
  • Очень интересное интервью
  • Проходящий мимо пскович
    Интервью действительно интересное, а вот рьсуждение - позорище. Действительно, большинству лишь бы обгадить что угодно. И фообще большинство форумов со временем превращаются в помойку, где закомплексованные идиоты (точно одноклеточные) высказывают "свое мнение". Посмотрите вокруг - срань кругом, нецензурщина в почете. Вот это и есть мнение большинства и трусость меньшинства..((((
  • Да ничего интересного, проплаченная статья, жалкая попытка себя продвинуть. Фотографии хрень, ничем они от того чего вокруг полно не отличаются. На стену я бы не повесил ни одной. Вот вывеси 100 фоток и пусть люди купят их, хотя бы по себестоимости. Вот будет доказательство качества. А снимать то, что понятно "только крутым ценителям красоты" это мы уже проходили.
  • Ничего нового, это верно. "Дон-Жуан отвергает все обязанности, связывающие его с другими людьми. На великом рынке жизни это недобросовестный покупатель, который всегда берет и никогда не платит", как сказал тот же Стендаль. Однако же и всё новое - это позабытое старое. :-)
  • Сторонник Традиций
    Фотографии сделаны качественно,спору нет, непонятно,какой отзыв автор желал услышать, если у него на фотографиях женщины одиноки и раздеты(всем своим видом давая понять-я жду Тебя),конечно всё это может быть воспринято очень "физиологично".Конечно "обнажёнка" концетрирует на себе больше внимания,конечно, то о чём автор думает, мечтает, то и воплощает в образах.Но в другой момент подумай, если любимый человек с тобою рядом, то кого ты изображаешь? Мать?! Сестру?! Дочь?!Или жену Друга?!Честно прзнаться, ни в коем случае не хотел бы,чтобы на подобных фотографиях присутствовала моя Любимая или Мать или Дочь или Сестра.Я заметил, что с большей охотой идут на подобные фото-кино сеансы девчёнки обделённые вниманием отца, так сказать компенсируют...Ну а тут- внимание, возвышенные образы.Я не ханжа, но на мой взгляд всё сокрвенное для одного Человека, а не для миллионов.
  • А на мой взгляд- просто автор зациклился на одной теме. Наверняка, это денежно- снимать "известных" девушек. Но жизнь так многогранна, а его работы ,увы, так односторонни и примитивны.Нет куража, не за что взгляду зацепиться, не говоря уже о душе.
  • не мужчина
    Все работы эти 10-ти летней давности, сейчас же ничего на что бы глаз упасть мог у ИС нет и наверное уже,всвязи с беспробудными пьянками, не будет. очнь жаль тех девушек, которые ведуться на обещания... Всё, конкуренция молодых и талантливых , Игорь, вас съела. Не на что будет выпить - идите в грузчики
  • :)
    Да уж. Фотографии действительно старые, так как подобных девушек с приличной фигурой я у ИС не видела в настоящее время. Особенно мне запомнилась барышень, которая с ним постоянно на все мероприятия ходит и несколько похожа на зомби с пустыми глазами, как у куклы. Так что в настоящее время ему некого фоткать в обнаженном виде:)
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...