9
 

Часть 17. Елена Шишло

Для хороших актёров нет плохих ролей.Иоганн Фридрих Шиллер В полумраке не видно скамеек зрительного зала. Внизу, на круглой сцене, освещённой голубым светом, идёт репетиция. Тихо, без суматохи, без громких выкриков и комментариев. Даже приходит мысль, что происходящее намеренно погружено в какую-то интимную обстановку, и в этом почти нереальном мире рождается новая жизнь для тех людей, что собрались в этот вечер на репетицию. Новые имена, новые характеры, новые образы, желания. Вот только заведомо кем-то сверху заданы ситуации, расписаны события. Тебя только помещают в этот мир и предлагают сыграть то, что фактически предопределено, можно сказать, судьбой.   Поближе к сцене в зале сидит женщина. Хрупкая фигура, большие глаза. Она смотрит на всё происходящее сверху, но участливо. Нет-нет выпрямится, потом снова вожмётся в спинку кресла. Наблюдение продолжается несколько минут, потом действие останавливается. По-матерински, в тоне рекомендации даёт женщина какие-то указания. Ребята, занятые в спектакле, кивают и снова занимают свои места на сцене.   Такой была наша первая встреча с Еленой Григорьевной Шишло. Тогда она руководила молодёжным театром "Бенефис". Сегодня она – режиссёр-постановщик Псковского драматического театра. Сколько раз мы пересекались, какие только поводы не сталкивали нас на жизненном пути. На этот раз я вошла через чёрный вход, по длинному коридору, мимо гримёрок - в зрительный зал старого театра. На одном из кресел, в свете настольной лампы, сидела она. До начала репетиции - около получаса. Рядом мужчина, обсуждают декорации нового спектакля. Елена Григорьевна всё также мила, очаровательна. Глаза всё те же, участливо наблюдают за собеседником. И вдруг она заметила появление в зале ещё одного человека, меня. Улыбнулась. Дела тут же были отложены. Мы присели рядом…   Очень часто говорят: весь мир - театр, и люди в нём - актеры. Вам, как режиссёру, где проще общаться с людьми, находить общий язык с ними: в театре или вне его стен? В театре, конечно. Потому что театр - это же диагноз. Люди, которые занимаются театром, все больны, все неординарны. Поэтому найти с ними общий язык проще, у нас много общего. А когда выходишь за дверь театра, ты общаешься с нормальными людьми. И они тебя зачастую не понимают. Да, мы, творческие люди, понимаем, что весь мир - театр, и люди в нём - актеры, это мы видим прекрасно. Когда общаешься, сидишь на каких-то совещаниях, мероприятиях, ты видишь, кто и какую роль играет. Это нормально, в общем-то, но общаться с такими людьми намного сложнее. Потому что творческий человек может понять только творческого человека, театрал может понять только театрала, хореограф может понять только хореографа, ведь мы говорим на одном языке и это очень важно. На фото: Леночке 5 лет. 1974 год. Не жалеете, что заканчивается рабочий день, вам приходится уходить из театра и погружаться в этот мир, садиться в общественный транспорт…   Нет, не жалею. А как же без него? В этом мире живут мои дети. В этом мире мои родные и близкие. Нет, один мир как дополнение к другому. Театральный - основной мир, а всё остальное, окружающее – дополнение к этому миру. То, что заканчивается рабочий день, жалею, очень жалею. Для меня в этот момент наступает своего рода переход из космоса на землю. Нужен час адаптации. Я сажусь в машину и могу ездить по городу и под музыку релаксировать. Потом прихожу домой и общаюсь уже на нормальном языке. Это необходимость. Но надо уметь жить везде. Другое дело, где тебе лучше.     Как вы пришли к театру? С чего всё начиналось? На фото: "Мне всего шесть лет!" Вначале окончила Киевский театральный институт, актёрский факультет. Это было в 1988 году. Поступление, кстати, мне всегда давалось очень легко, поступила сразу после школы. Дипломировалась. А потом была страстная любовь, и я вышла замуж. Предлагали молодёжный Киевский театр, киностудию имени Довженко. Я даже успела сняться в одном телефильме художественном. На том моя карьера актрисы закончилась, и я стала преподавать в Днепропетровском театральном училище. А в 1995 году приехала в город Псков. Создавала театр, который сначала назывался детским, потом молодёжным театром "Бенефис". Когда мы ездили на Всероссийские фестивали с этим театром, на меня как на режиссёра обратили внимание, предложили поступить в Щукинское училище на режиссёрский факультет, что я благополучно сделала. Три года назад дипломировалась… И я обожаю эту профессию. Часто себе задаёшь вопрос: кем бы ты мог быть кроме этого. Никем. Потому что если я этим не занимаюсь хотя бы неделю, я чувствую недостаток воздуха. И это не красивые слова. Мне надо дышать только театром, только актёрами, только спектаклем, только творческой обстановкой, творческими людьми. Здесь я как рыба в воде.     А режиссёрские навыки, которые были даны специализацией и опытом, они применяются вне стен театра?   Вы знаете, честно говоря…Ну, конечно…     Манипуляции другими людьми  - они есть?   Есть, конечно, но только в театре ты делаешь это более выразительно, потому что это твоя работа. Ты приходишь, надо мобилизоваться, надо собраться, несмотря на то, что там по ту сторону двери. Это одно дело. А другое дело, когда ты должен срежиссировать ситуацию в жизни и дома в том числе. Например, уйти от конфликта, обойти острые углы, вывести кого-то на передний план. Режиссёр - это диагноз. Я всё равно режиссирую. Даже когда кушать готовлю.     Как близкие относятся к тому, что режиссёр из театра пытается ставить пьесы дома?   Они этого не замечают. Я, конечно, становлюсь иногда тоталитарной, но потом понимаю, что там этого делать нельзя, начинаю анализировать ситуацию и становлюсь более лояльной. А вообще они не обращают на это внимание, по крайней мере, никогда не слышала: режиссируй в театре, а дома будь мамой. Значит, я делаю это незаметно. На фото: Школьница Алёнка. Сегодня, будучи режиссёром, хочется выходить на сцену?   Нет. Я решила это для себя ещё, наверное, лет десять назад, когда начала заниматься режиссурой. Ты думаешь о спектакле в общем контексте, продумываешь каждый образ, каждый рисунок, каждое действие. Если в этот момент ещё думать и о своём образе, ты будешь растрачиваться - это первое. А второе - постановочная работа зависит от места режиссёра. Он должен находиться в зале, и оттуда смотреть конкретные мизансцены, конкретное действие внутреннее, внешнее. Ты много теряешь, когда работаешь и актером, и режиссёром. То есть надо заниматься чем-то одним. Знаете, нам ещё в Щукинском училище говорили: на двух стульях никогда нельзя сидеть, иначе не получится ни того, ни другого.     А если заниматься чем-то одним, что всё-таки вам интереснее – быть актёром или режиссёром?   Режиссёром. У режиссёра более аналитический склад ума, у актёра – эмоциональный. Моё призвание, моё желание – режиссура. Хотя это не женская профессия... На фото: Алёне 15 лет. Почему?   Потому что требует где-то жёсткости, где-то принятия каких-то решений, где-то какой-то хитрости, мудрости. И при этом при всём женщина-режиссёр очень одинока. Конечно, у нас сейчас очень хорошая труппа, очень дружная, и люди достаточно хорошие, коммуникабельные, талантливые. Но все равно ты остаёшься один. Если спектакль получится неудачным, виноват кто? Режиссёр. А если удачным – будет заслуга артистов.     Ещё недавно частью вас был молодёжный театр, сегодня – главный театр области. А с кем проще работать, с кем проще находить общий язык – с детьми или состоявшимися актёрами?   Это разные языки. Здесь – профессиональный язык с взрослыми людьми. И я даже сказала бы, что они многому меня учат. Вот, например, взять Владимира Степановича Свекольникова, Ларису Ивановну Крамер. Заслуженные люди, которые старше меня наполовину и у которых сумасшедший опыт. Я как губка впитываю от них всё лучшее, полезное. Я им предлагаю своё видение, они мне предлагают своё, и получается взаимный творческий обмен. Что касается детей, то для работы с ними нужна предварительная адаптация, с ними нужна совершенно другая программа. С детьми тяжелей. Дети ведь не принимают это как профессию. Они понимают это как творческое развлечение, игру в театр. Поэтому, конечно, я бы сказала, что тяжелее работать с детьми, чем в профессиональном театре.     А вы не жалеете, что вы ушли к "взрослым" актёрам?   Я не ушла.     Но большинство ваших поклонников, ценителей вашего таланта, да и просто людей, наблюдающих за вашими творческими успехами, считают, что сегодня центр вашей вселенной именно в Пушкинском драматическом театре.   Я не ушла из молодёжного театра. Просто там настолько всё уже утрамбовано, настолько уже всё поставлено на рельсы, настолько все уже отшлифовано, что театр как поезд по рельсам едет, едет и едет. Здесь я ещё ставлю всё на рельсы. А новое всегда более акцентировано, оно больше на себя обращает внимания. Но там детище, там маленький ребенок, благодаря которому я многому научилась. Оттуда в театр перешли Наташа и Роман Суриковы. Но всё же здесь – профессиональный театр, взрослая жизнь. Каждая жизнь по-своему интересна и каждая жизнь по-своему тяжелая. Я когда захожу в театр, сажусь в зале, включаю микрофон, начинаю репетицию, понимаю, что это очень серьезная жизнь и отдыхать здесь я не имею права.     То есть получается, что тогда с "Бенефисом" можно было отдыхать?   Там я сама всё создавала от начала до конца. И там я могла не то, что отдыхать, а там я была… как мама. Здесь – мама не должна существовать. Никаких сентиментальностей. Должен быть режиссёр, который станет вести к успеху. А успех обязателен. Вот такая жёсткая разница. Как будто ты был ребёнком, а потом стал взрослым. Но детство вспоминать всегда приятно.     Я прихожу к выводу, что в "Бенефисе" вы были мамой, а, придя в театр, стали… мужчиной…   Да. Да. На выходе из театра я женщина, или в момент, когда надеваешь наряд и после премьеры выходишь на сцену. Я когда Щукинское заканчивала, мне сказали: ты бесполое существо. Я сопротивлялась: вот ещё. А потом поняла – да. Но мне помог один очень близкий человек. Он дал возможность поверить в себя, почувствовать, что я - женщина. Там я  - режиссёр Елена Григорьевна Шишло, а за пределами театра – хрупкая и любимая. Это колоссальное перевоплощение из мужчины в женщину.     Вот где пригодилось актёрское мастерство перевоплощения...   Да... Но я в этой профессии в своей семье одинока. Муж у меня по профессии не актёр. Что касается дочери – она маленькая, учится в театральном лицейском классе. Сын сейчас поступает в медицинский институт.     Детям всегда было достаточно маминого внимания?   Вы знаете, что такое мамино внимание? У меня мама была партийным работником, и я редко её дома видела. Но своим примером она давала мне такое воспитание, что 50% того, что со мной произошло, это только благодаря маме. Это был характер, это была сила воли, это было стремление к цели, это было упорство, упрямство. Хотя она не сидела целыми днями дома. Знаете, надо в первую очередь очень сильно любить своего ребёнка. Я своих детей обожаю, люблю. Они это знают. Но, тем не менее, они понимают, что моя профессия - это некая необходимость для меня. Они уважают мой труд. И я думаю внимания им предостаточно.     То есть достаточно знать, что тебя любят и ощущать эту любовь на расстоянии?   А знаете, как сложно понимать, что тебя любят. Это очень трудно. Можно говорить человеку: я тебя люблю. А он не будет чувствовать этой любви. Другое дело, когда ты знаешь, что какая-то забота о тебе на расстоянии существует. Я по себе сейчас это чувствую. Знаю, что в любую минуту мне помогут. Это очень важно. И ребёнок это чувствует. Хотя времени астрономического я им уделяю мало. Но вместе с тем очень важен пример родителей. Уже сын мне говорит: ты для меня пример. Он тоже целеустремленный. И если я прихожу поздно, он встретит, нальёт чай. В данный момент между нами существует сильнейшая связь. Он очень болел в детстве, его практически пришлось возвращать к жизни. В экстремальных моментах, согласитесь, всегда ты бросаешь всё, и ребенок оказывается на первом месте. Я считаю, что важнее для ребенка именно твой пример. А как уже ты будешь любить, это секрет каждого человека. Это внутри, это в душе у каждого. Иной раз говорят: я люблю – куплю ему конфету, куплю ему игрушку, красивую одежду. Но это не любовь.     С чего вы начинаете общение с артистами, с актёрами. Одно дело – общение с ребёнком, и другое – с человеком, который должен подчиниться вашему творческому представлению о картине мира?   Прежде чем распределить роли, я говорю с актёрами: согласен ли он работать со мной, потом даю пьесу. Могут дать согласие, могут не дать. Но к счастью, как правило, всегда давали согласие. Потом начинается "застольный период", где они очень активно участвуют. При этом я пьесу не читаю, я слушаю, как читают они. Мне важно услышать конкретное распределение их на роли. Потому что распределение ролей – это уже 50% успеха. И они увлекаются, начинают спорить. И с каждым днём ты придумываешь новый "уголёк", который ты должен бросить, чтобы они дальше выстраивали схему этого спектакля, а потом уже вышли на площадку, чтобы мизансценировать, вести какое-то действие. Вообще я их всех люблю. Сукины они дети, но я их люблю.     А как, по-вашему, они чувствуют эту любовь?   Не знаю. Они люди настроения. Сегодня так к тебе относятся, завтра иначе. Сегодня они думают: ай, ну что там этот молодой режиссёр... И иногда я эти виды игры разрешаю. Но потом они сами не замечают, как выходят на то, чего они не хотели делать. И в тот момент думают: ну, хитрая какая. Профессия режиссёра очень многое включает в себя. Это интуиция, это парапсихология, общие познания психологии. То есть человек должен владеть очень многим. Мне даже иногда кажется – это профессия от бога. Человек всё время что-то строит, у него всё время какие-то проекты, какие-то выходы, мизансцены. Что актёр будет делать, что мизансцена будет выражать. А актёр не хочет эту мизансцену делать. Всё равно тут должен быть не крик, не оскорбление. А как придти к цели? Грамотно, спокойно. Потом они думают: блин, я же сам к этому пришёл. Но в финале всё повторяется. Происходит успех – это заслуга актёров, происходит провал – это вина режиссёра. В этом и одиночество профессии заключается. На фото: Елена - начинающая актриса Как на сегодняшний день происходит отбор тех пьес, к которым вы обращаетесь?   Как правило, до этого я брала то, что мне хотелось, что мне нравилось. Пьесу "Женщины без границ" (ред. - её театральная премьера состоялась в мае 2008), мне предложили поставить. Вначале я, скажу честно, сопротивлялась, а потом родился творческий союз с актёрами, и мы поняли, что ставить её будем. Она получилась достаточно милая, достаточно проблематичная... Тема Адама и Евы. Но на будущее хотелось бы по-прежнему выбирать то, что тебе по душе. Потому что всё равно любой спектакль пытаешься ставить про себя. Не пропустишь через себя - не получится ничего. Не заразишь актёров - не будет заражён зритель.     Этакий маленький динамит, сидящий в центре зала...   Совершенно верно.     Каким бы вы хотели видеть в ближайшее время псковский драматический театр?   Ремонт, конечно, очень хочется. Очень хочется пополнить труппу, очень хочется молодёжи, потому что её нет. Вы знаете, мне кажется, что мы смогли привести за последние года три новых зрителей в театр. Это удалось за счёт разнообразного репертуара, потому что пытаешься достучаться до душ, до сердец, потому что делаешь спектакль и понимаешь, что придёт зритель и отдохнет от своих насущных проблем. Но очень хочется, чтобы вперёд мы шли более широкими шагами. Сейчас мы идём поступью. И это нелегко даётся. Но я думаю, что дорогу осилит идущий, поэтому всё задуманное мы сделаем.     Каждое утро, когда вы просыпаетесь, какие наказы даёте себе на день предстоящий?   В зависимости от дня. Если премьера, я, конечно, молю господа Бога, чтобы она осуществилась. Если это экзамен у ребенка, я молю Бога, чтобы он сдал. А вообще я каждый день говорю себе, что я достаточно сильный человек. Для женщины, может, это не слишком хорошо, но в любой ситуации подхожу к зеркалу и говорю себе: ты сильная девочка. Потом душ, какая-то косметика, одежда. Открываешь дверь и вперёд.     Но ведь при таком ритме рано или поздно наступает усталость от дел, от работы. Как вы с нею боретесь?   Я отдыхаю в работе. Да, физическая усталость наступает, но мне надо дня два, чтобы восстановиться. А вообще я не умею отдыхать. Я отдыхаю, когда работаю, когда ставлю спектакль. Вот это мой отдых. А если меня лишить этой работы, я не смогу и месяц просидеть без дела. Нет, каждый август у меня есть две недели, когда я уезжаю на родину, на Украину. Но через неделю я понимаю, что готова выть. Меня останавливает, что это мои дети, их надо отвезти к родным, отвезти на море. Но рвёшься всё равно сюда, в эти стены, потому что отдых на самом деле – вот он, в театре...     Беседовала Ирина Потапова, Псковское агентство информации.
  • Потерянный зритель
    Убедительная просьба: не ставьте ВО ВСЕ СВОИ СПЕКТАКЛИ на главные роли чету Суриковых. Это невозможно уже смотреть!!!! Чего в последнее время и не делаю. Просто не посещаю никакие ваши премьеры. А так, ваши спектакли можно было бы и посетить, если бы не эта рефлексирующая парочка. Простите, никого обидеть не хотелось. Тут уж ваше дело - прислушаться или проигнорировать. Просто раньше Радун ставил на главные роли Шукшанову, супругу. Ничего против нее (как актрисы и просто человека) не имею, но хочется в новых спектаклях на главных ролях видеть другие лица. Перетасуйте, пожалуйста, актерскую "колоду карт".
  • В Михайловском Вас видно не было. Почему? Не любите Пушкина?
  • Елена Григорьевна, вы-чудесная и очаровательная женщина. Сил вам побольше, терпения и мужества.
  • Эх, какая актерская фактура пропала. Такое лицо, глаза. Посмотрел бы на её Нину Заречную. Хотя с такой внешностью, конечно, более благодарным полем было бы кино.
  • Лиза Лапина
    Не, ребята, я балдею от вас. Пьесы режиссер выбирает, какие ЕЙ по душе, а тем, которые ей ПРЕДЛАГАЮТ, она, видите ли, сопротивляется. О как! А в случае в пьесой Полякова, вроде, получается, одолжение сделала. Так уж и быть, поставлю. А зритель, получается - это такое быдло, которое права голоса не имеет, и ДОЛЖНО ходить смотреть то, что режиссеру по душе, а не то, что хочется. Вообще-то есть простая истина, которая растолковывается студентам на первом же курсе режиссерских факультетов, один из которых г-жа Шишло (с ее слов) оканчивала. Что театр - для зрителя, а не для режиссера или актера. Вывод - программу уже первого курса Шишло не усвоила. Во всех европейских театрах есть специальный отдел, который занимается исследованием (в том числе опросами) аудитории. И театры там ставят ТО, ЧТО ЖЕЛАЕТ ВИДЕТЬ НА СЦЕНЕ ПУБЛИКА. Нет, пожалуй, я не согласна, что псковский театр сегодня переживает кризис. У этого театра уже агония.
  • Лиза Лапина
    >>> Лиза Лапина (13:55 19.06.2008):
    Лиза Лапина
    Не, ребята, я балдею от вас. Пьесы режиссер выбирает, какие ЕЙ по душе, а тем, которые ей ПРЕДЛАГАЮТ, она, видите ли, сопротивляется. О как! А в случае в пьесой Полякова, вроде, получается, одолжение сделала. Так уж и быть, поставлю. А зритель, получается - это такое быдло, которое права голоса не имеет, и ДОЛЖНО ходить смотреть то, что режиссеру по душе, а не то, что хочется. Вообще-то есть простая истина, которая растолковывается студентам на первом же курсе режиссерских факультетов, один из которых г-жа Шишло (с ее слов) оканчивала. Что театр - для зрителя, а не для режиссера или актера. Вывод - программу уже первого курса Шишло не усвоила. Во всех европейских театрах есть специальный отдел, который занимается исследованием (в том числе опросами) аудитории. И театры там ставят ТО, ЧТО ЖЕЛАЕТ ВИДЕТЬ НА СЦЕНЕ ПУБЛИКА. Нет, пожалуй, я не согласна, что псковский театр сегодня переживает кризис. У этого театра уже агония.
    Постскриптум: Потерянного зрителя (04.06.2008 12:49) насчет Суриковых полностью поддерживаю.
  • Вменяемая и активная женщина, а над чем работаь - это есть у каждого.
  • Леночка, зря Вы согласились на эту публичную порку, Вы же наверняка приличная приятная женщина. Это наерное Вас подставил Ваш начальник бывший опер. Вы его простите, театр и ментовка несовместимы. Удачи Вам, радуйтесь жизни.
  • Ирина (не частый, но посетитель)
    Удачи Вам, Елена Григорьевна! Бог даст у Вас все получится. А на счет Суриковых, зря Вы так, господа. Ведь мы в театр приходим как зрители и смотрим пьесу которую ставит режиссер и ему видней какого актера на какие роли ставить. Мое мнение: не нравится - не ходите. Не знаю возможности всех актеров, но думаю в "Женщине без границ" роли этой пары вряд ли кто нибудт кроме Суриковых лучше сыграл.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...