2
 

Казачество на Псковщине: любо иль не любо?

Многие представляют казаков в форме, на коне и с шашкой наголо. Но в Псковском областном казачьем отделе на конях не скачут, да и форму, похоже, оставили лишь на особо торжественный случай. По крайней мере, атаман Псковского областного казачьего отдела Алексей Ткачук встретил корреспондента ПАИ в гражданском костюме. Почему в Псковской области появилось отделение казачества? В 1991 году вышел закон о реабилитации угнетенных народов, после которого угнетенные и обиженные народы стали возвращаться на родину. Казачество было одним из угнетенных сословий российского общества, но в большинстве своем они оставались на своих местах, хотя и понесли потери: когда правительство РСФСР во главе со Свердловым приняли указ о расказачивании, 3,5 тысячи донских казаков расстреляли вместе с женами и детьми. Это страница истории, власти завоевывали свое место под солнцем, но 20 января до сих пор является днем траура у российского казачества. Корни казачества на Псковщине есть, и тянутся они еще со времен Ивана Грозного, который и укрепил казачество на земле псковской. На территории Псковской области с 14 века стояли донские казачьи полки, а также себежский казачий полк, который набирался из Себежского уезда, и стоял против Речи Посполитой. Еще одно историческое доказательство присутствия казаков на территории области – храм Успения Божьей Матери в Бутырках постройки 16 века, который был реконструирован из деревянного в каменный на деньги Себежского и Донского казачьих полков. В общем, на основе закона о реабилитации казаки стали собираться сначала в землячества, потом станицы и хутора преобразовывались в войска по месту традиционного проживания. Так как на территорию северо-запада судьба забросила много казаков, в июне-июле 1993 года на территории региона, в Санкт-Петербурге, сформировалась станица «Невская». В сентябре того же года атаман Алмазов и начальник штаба атаман Евгений Поляков, который и сейчас является атаманом северо-западного казачьего округа, прибыли в Псков. Они собрали как родовых казаков, так и тех, кто поддерживал казачество, и организовали землячество казаков Псковщины. Первым атаманом земляческой Псковской общины стал атаман Селиванов. Потом был ряд других атаманов, у землячества начались разногласия по вопросам направлений и целей развития казачества. Поэтому землячество разделилось на несколько организаций, которые пошли по тем направлениям, которые поддерживали. Некоторые из них перестали существовать. Из оставшихся можно отметить станицу Великорецкую - она занимается чисто духовным направлением. В 1995 году вышел указ о реестровой службе. Такой вид службы практиковался в Речи Посполитой, где запорожские казаки выставляли 40 реестровых полков на деньги короля и занимались вопросами несения службы внутри города, охраны всех видов ресурсов, коммуникаций, дорог, лесов, полей, таможенных границ. За несение службы они получали привилегии в виде освобождения от налогов и получения земли. За счет этого казаки жили, экипировались, и в любой момент вставали под ружье. Именно из-за этих привилегий возникли проблемы с большевиками и произошло расказачивание. На данный момент государству мы опять понадобились, поэтому был принят указ Президента РФ и постановление правительства о реестровой казачьей службе, где указывалось 11 видов служб: вооруженные силы, силовые структуры, государственная служба охраны, экологии, природных ресурсов, выполнение задач по производству сельскохозяйственной продукции, и ее поставки на нужды государства. С заданиями мы были согласны, они полностью соответствовали девизу на нашем флаге «За веру, власть, Отечество». Мы подготовили и сдали документы, вошли в реестр и как результат были переподчинены из общественной организации к Управлению по вопросам казачества при президенте РФ. Почему правительство обратилось именно к казачеству? Сделано это не зря: не стоит ругать власти, у всех были свои промахи, и во времена советской власти были ошибки, но в то время мы не встречали на улицах бомжей и беспризорников, если у человека были проблемы, если он подходил к грани, он мог обратиться в партию. То, что партия была закрытым государством, это уже другой вопрос, но человеку было куда пойти. Сейчас этого нет, общество утопает в хаосе, и чтобы разрешить эту ситуацию, власти решили обратиться к народу, то есть к более организованной части народа - казакам, которые всегда были организованы и поддерживали правительство. Как развита работа казачьего отдела на сегодняшний день? На данный момент ведется активная работа, и она будет еще эффективнее через 2-3 года, когда выйдет закон о казачестве, пока мы работаем только на основании указа Президента и постановления правительства. В последнюю неделю мая в Кремле пройдет совещание всех атаманов реестровых войск и округов, где казакам поставят четкие задачи на ближайшее время. От нас поедет атаман северо-западного казачьего округа Поляков. На сегодняшний день Псковский областной казачий округ насчитывает 520 казаков, проживающих по области, в реестр вошло 487 человек. Президентом утверждена первая государственная казачья награда – крест за заслуги перед казачеством России четырех степеней, четыре казака получили третью степень управления Российской Федерации, восемь - четвертую степень управления Российской Федерации. На 10 человек поданы наградные листы. В ведомстве казачьего отдела находится частное охранное предприятие «Казачья стража», которое занимается охраной объектов, на охранном рынке мы занимаем не последнее место. Разрабатывается также программа сельскохозяйственного направления, на реализацию которой пока нет средств. То есть мы идем по исконно казачьим направлениям. Казаки соблюдают ритуалы, традиции? У казачества есть свои традиции, правда, сейчас они не так сильно соблюдаются. Одна из традиций - казачий круг. Раньше, когда казаки собирались на круг, по центру ставилась бочка, на нее выставлялась икона, Евангелие, крест, приносилось знамя, приглашался священник. Если казаки хотели собрать круг, атаман мог потребовать присутствия определенных казаков, и пока они не появлялись, круг не начинался. Атаман приходил, клал булаву на бочку (символ сдачи власти), читались традиционные молитвы, и круг начинался. На круге были равны все, когда идет обсуждение, на круге не кричат, не перебивают, потому что каждый говорит столько, сколько хочет и может говорить, чтобы убедить оппонента. Круг мог идти до недели. После принятия решения, которое докладывается атаману, читается молитва, атаман забирает символ власти, круг расходится. Как становятся атаманом? Каждый атаман может нести не более 2 сроков. По указу Президента срок длится 3 года, раньше - 5 лет. На последнем круге, который проходил 3 мая, я встал на второй срок. Первый раз я был избран 2 февраля 2001 года. Круг мы обычно проводим зимой, на ноябрьские праздники, круги нельзя делать в посты. В присутствии 90 членов я был избран обычным голосованием (раньше голосования не было, казаки должны были кричать «любо, не любо»). Сложно соблюдать традиции, хотя за их соблюдением следит совет старейшин из пяти человек. Кстати, на этом же круге доизбирался пятый старейшина, потому что прежний старейшина Николай Шнюшкин умер год назад. Новым старейшиной стал 60-летний Анатолий Иванов. Я остался на второй срок, так как будучи начальником штаба землячества подготовил все документы для реестра и фактически сделал эту организацию. Основного развития реестр не получил, из-за отсутствия Закона о казачестве, поэтому, когда казачество разовьется в реестровом плане по области, мы сможем служить Отчизне, возрождать духовность, работать с молодежью, выходить на хутора, охранять общественный порядок границы, я со спокойной душой передам атаманство знающему человеку. По законам казачества атаман, который ушел без претензий со стороны общества, хорошо проявил себя в работе, может оставаться советником в течение года при новом атамане. А в Пскове есть хутора? По указу Президента хутором может называться поселение до 50 человек, 150-200 человек – это уже станица, 250-500 человек – отдел. Исторически же на хуторе может проживать и большее количество человек, просто в станице должен быть храм, а на хуторе нет. На территории Псковской области в Порховском районе есть хутор Подсеево. Казаком можно стать или надо родиться? Казаком не обязательно быть по крови, да сейчас уже сложно разобраться в родовом древе человека. Согласно переписи населения в России, например, 12 млн. человек являются казаками по самоопределению, это одна десятая часть. В истории существует такой термин как приписные казаки. То есть если казачка вышла замуж за рабочего парня и привела его на хутор, он считается казаком, получает привилегии. Правда он не может избираться до первого боя, а после боя, если хорошо себя проявил, вполне может быть избранным. Если к нам приходит человек, исповедующий православие, который поддерживает наши идеи, мы его принимаем. Как часто Вы одеваете форму, можно ли Вам носить оружие? Казаки имеют право носить шашку-кинжал, при казачей справе или при форме казачьих подразделений. Но у нас должно быть разрешение УВД области или района на ношение оружия. Это такое же разрешение как на газовое оружие, но оно имеет специфический номер и получается сроком на 5 лет. В Пскове немногие носят шашку, потому что по закону любые виды оружия нельзя носить при большом скоплении людей, а форму мы одеваем на круг, престольные и храмовые дни, войсковые и государственные праздники. Народа в такие дни много, а ходить в форме по улице – реакция людей может быть неожиданной. Формы различаются, у меня, например, форма отдельного северо-западного казачьего округа. Именно такая форма утверждена президентом: она темно-синего цвета с широкими, светло-голубыми лампасами. Как все-таки правильно говорить – казАки или казакИ? Я не лингвист и не могу точно сказать, как правильно ставится ударение, но у разных авторов присутствуют оба варианта. Так что ударение можно ставить так, как хочешь, главное – суть. Полина Анисимова, ПАИ.
  • Починков Владислав
    храм Успения Божьей Матери в Бутырках постройки 16 века, который был реконструирован из деревянного в каменный на деньги Себежского и Донского казачьих полков. Почему-же сегодня храм находится не в очень хорошем виде, служба ведется нерегулярно, кладбище вокруг храма не организованно грамотно, я бы сказал имеет несколько хаотичное захоронение. Хоть каЗаки, а может казакИ, свой исторический храм восстановить, или хотя бы, привести в порядок, слабо?!!!
  • Салават Юлаев
    Не любо!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...