НАТО является одним из инструментов сотрудничества между Россией и странами евроатлантической зоны, заявил Михаил Маргелов

"Россия и страны евроатлантической зоны, безусловно, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом, и НАТО "является одним из инструментов такого сотрудничества". Об этом заявил в среду РИА "Новости" председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, сенатор от Псковской области Михаил Маргелов в связи с предстоящим визитом в Москву генерального секретаря НАТО лорда Джорджа Робертсона.
 
"Сегодня реальность такова, что у России отношения с НАТО лучше, чем с Евросоюзом, так как вопросы безопасности являются более устойчивой платформой для диалога, нежели проблемы соотношения взаимных экономических интересов", - сказал он.
 
"Собственно, так было всегда, - продолжил сенатор, - существующие противоречия в экономической кооперации европейских стран, Европы и США, никогда не ставили под сомнение партнерство союзников по НАТО. Тогда столь действенным объединяющим мотивом была "холодная война", сегодня - международный терроризм, угроза, может быть, не столь формализованная, но от того не менее существенная".
 
"В этом, на мой взгляд, заключается уникальность такого внешнеполитического инструмента как НАТО, и Совета Россия-НАТО", - считает Михаил Маргелов.
Созданный в 2002 году Совет Россия-НАТО предполагает не только взаимные консультации по общим проблемам безопасности, как это было в период деятельности Совместного постоянного совета, но и создает условия для реализации совместных программ в сфере борьбы с террором, предотвращения распространения оружия массового поражения, противоракетной обороне, совместных действиях при чрезвычайных ситуациях, сказал сенатор.
"Безусловно, последние три года поставили серьезные вопросы перед мировым сообществом. С одной стороны, в кратчайшие сроки после 11 сентября была сформирована международная антитеррористическая коалиция, нам удалось продемонстрировать единство воли, эффективность своих действий и возможности реального сотрудничества. С другой, возникли существенные разногласия в ходе подготовки и проведения Соединенными Штатами военной операции в Ираке", - отметил Маргелов.
 
"По сути, политические противоречия по данному вопросу между США, Францией и Германией, ключевых союзников по НАТО, поставили под сомнение жизнеспособность этой организации. И, тем не менее, на мой взгляд, это был объективный конфликт роста, трансформации отношений в условиях новой геополитической реальности, нежели кризис системы в целом", - сказал сенатор.
 
По его словам, угрозы Совету Россия-НАТО "очевидны". "Это старые подозрения и неумение понять, насколько действительно изменился мир. На мой взгляд, НАТО не может быть институтом, своего рода "старшим братом", к которому апеллируют бывшие союзники, страны Восточной Европы и СССР в надежде получить дополнительный инструмент для разрешения порой иллюзорных взаимных конфликтов", - сказал сенатор.
 
"Не может быть НАТО и инструментом возведения новых барьеров. Преграды, возводимые под флагом военной организации, имеют абсолютно иные последствия, чем традиционные протекционистские меры в экономических отношениях соседей. Они констатируют непреодолимые различия, что никак не укрепляет международную безопасность", - подчеркнул глава комитета СФ по международным делам.
 
Он считает, что Совет Россия-НАТО "должен быть способным сформулировать и взять ответственность за реализацию конкретных проектов в сфере обеспечения общей безопасности, тем более, нынешний статус данного союза это позволяет".
 
"Совет Россия-НАТО должен стать инструментом, позволяющим урегулировать возникающие противоречия, как между его членами, так и с соседями - сотрудничающими с нами в рамках общих интересов", - продолжил Маргелов.
"Совет Россия-НАТО, может и должен быть механизмом, способным поднять на новый уровень военно-техническое сотрудничество, а также сотрудничество в сфере высоких технологий России, Европейского Союза и США. Тем более, что примеры такого сотрудничества есть, а перспективы еще более интересны", - отметил сенатор.
 
"Совет Россия-НАТО, если говорить о базовом - военном предназначении организации, безусловно должен быть способным к совместному реагированию на общие угрозы, в том числе и собственной военной инфраструктурой. Пример такого сотрудничества при общем понимании цели у нас есть - операция в Афганистане. Пример неспособности достичь такого сотрудничества тоже есть - разногласия по Ираку", - сказал Маргелов.
 
"Так что, у Совета есть все шансы, как стать полноценным механизмом обеспечения международной безопасности, так и превратиться в клуб "свидетелей холодной войны". По какому пути пойдет наше сотрудничество - зависит от единства воли и готовности пойти на уступки, но шансы - очень неплохие", - заключил глава комитета СФ по международным делам.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...