Образование по специальности "родитель"

"Когда я взяла на усыновление первого ребёнка, я столкнулась с огромными трудностями, - у девочки была абсолютно нарушена психика... Временами у меня просто руки опускались!..," - вспоминает Наталья Богданова, на сегодняшний день — приёмная мать уже двоих детей.
Действительно, быть приёмными родителями – тяжёлая, и не всегда благодарная работа. Ведь сирота "со стажем" – это особый, "одичавший" ребёнок, с рождения обделённый вниманием, лаской и заботой: со всеми вытекающими последствиями. К этим факторам стоит добавить тяжёлую наследственность и стресс, который нашедший семью сирота испытывает из-за смены обстановки.

 

В результате у многих, в отличие от Натальи Богдановой, руки и в самом деле опускаются. Столкнувшись с проблемами лицом к лицу, приёмные родители не справляются с возложенными на них обязательствами, и возвращают детей обратно в социальные учреждения, тем самым нанося ещё больший ущерб ребёнку. По данным статистики, в 2008–2012 годах в детские дома России было возвращено не менее 50 тысяч детей, причём большинство возвратов были совершены по инициативе приёмных родителей.

 

Работа помогать другим

В 2006 году в Псковской области был принят закон о патронажном воспитании (патронат - это форма приёма ребенка-сироты в семью, при которой, воспитывая ребёнка у себя дома, патронатные воспитатели оформляются как сотрудники детского дома, при этом им начисляется трудовой стаж, выплачивается зарплата, оплачиваются отпуска и больничные), который обязал социальных работников Областного центра семьи пройти обучение на будущих патронатных воспитателей. А в 2010 году специалистам центра передали полномочия по подготовке принимающих (приёмных) родителей. Созданная на его базе "Школа принимающих родителей" стала первой на территории Псковской области и одной из немногих  на тот момент на территории России в целом.

 

Марина Фёдорова, один из педагогов Школы, рассказала, что сейчас Школа позволяет кандидатам в приёмные родители пройти бесплатное обучение. Программа занятий включает в себя три блока: психолого-педагогический, юридический и медицинский. Предполагается включение каждого участника через использование активных методов обучения. Таких, как элементы психодрамы, "мозговые штурмы", ролевые игры, мини-лекции, скульптура, система разнообразных упражнений.

 

Кроме того, обучение в Школе - это возможность реально оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к принятию ребёнка. "Нужно понимать насколько в душе человек готов к этому", – подчеркнула М. Фёдорова. – Очень многие люди, проходя обучение, определяются их это, или или не их. Некоторые говорят: "Спасибо вам, но мы пока не готовы".

 

По словам Марины Фёдоровой, педагоги Школы в первую очередь объясняют тем, кто принял решение взять ребёнка из детского дома, что воспитание сироты в корне отличается от воспитания "биологических детей. В связи с этим, на занятия приходят и те пары, которые уже имеют опыт "приёмного родительства".

 

Для тех же, кто уже стал принимающим родителем, обучение является возможность научиться лучше понимать причины в поведения ребёнка и возникающих в отношениях с ним проблем.

 

"Главная задача, нас, как педагогов, - привести к тому, чтобы обучающиеся на каждом занятии начинали понимать зачем они здесь и что они могут дать приёмному ребёнку", – разъяснила ведущая Школы и добавила, что осознание того, что дети-сироты просто вызывают жалость, или кто-то просто хотел бы создать полную семью, должно уходить на второй план.

 

Похоже, это действительно работает. "Вы понимаете, ребёнок становится катализатором всех действий. Я знаю, какую ответственность я несу и каким тылом я должен быть для него", - поделился своим мнением Сергей Низов, в одиночку воспитывающий усыновлённого ребёнка.

 

К 2013 году Школу принимающих родителей уже закончили 170 человек. Правда, свидетельства об успешном окончании курса из них получили только 117. Кстати, 2 марта ещё 23 человека должны пополнить ряды выпускников.

 

Путь познания себя

Соведущие "Школы принимающих родителей" проводят групповые занятия в виде тренингов. Групповая модель работы позволяет участникам обмениваться мнениями и опытом, обсуждать проблемы, делиться своими чувствами. В основном на занятиях используется арт-методика: люди посредством творчества выражают себя. Педагоги Школы на одном из таких уроков просят будущих принимающих родителей нарисовать свой образ "Я родитель", после чего предлагается принести предмет, который обучающиеся ассоциируют с брошенным ребёнком.

 

"Несмотря на свой опыт приёмного родителя – я уже как четыре года воспитываю троих детей из детского дома – Школа дала мне многое, позволила взглянуть на приёмных детей по-другому. Здесь нам всё тактично разъяснили, предоставили интересный материал в виде игры. Тут мне объяснили, что к ним нужен особый подход - со взрослыми надо разговаривать по-взрослому: понимать их проблемы, вникать, подсказывать", – рассказала мать троих приёмных детей Тамара Иванова.

 

Обучающая программа включает в себя семь встреч, каждая их который занимает 4-6  часов. Занятия проходят исключительно по выходным дням. В итоге потенциальный принимающий родитель должен посетить 70 часов. В программе предусмотрено проведение занятий с приглашением специалистов органов опеки и попечительства и представителей приёмных семей.

 

"Невозможно присоединиться к группе на втором-третьем занятии. В основном в группе по 11-12 человек, что позволяет организовать нормальный учебный процесс", – отметила Марина Фёдорова.

 

С чего начать?

Для поступления в "Школу принимающих родителей" требуется пройти индивидуально анкетирование, ответив на ряд вопросов: ребёнка какого возраста он хотел бы видеть в своей семье,  готов ли взять ребёнка с отклонением, планирует ли он поддерживать связь с биологической семьёй, а также на какой вид жизнеустройства решился бы. Также у претендента узнают, какие изменения, по его мнению, произойдут в его собственной жизни с приходом в семью чужого ребёнка. Педагог Школы подчеркнула, что именно этот вопрос позволяет оценивать все шансы и риски будущих принимающих родителей.

 

"Желательно, чтобы решение было обдумано и семья не находилась в кризисе, так как ребёнок не должен решать проблемы родителей. Надо принимать ребёнка, такого какой он есть и любить его за то, что он просто есть", – говорит Марина Фёдорова.

 

Специалисты Областного центра семьи также проводят консультации для выпускников Школы принимающих родителей. В Центр можно позвонить по телефону или прийти на приём для получения не только психологической и медицинской помощи, но и юридической в том числе.

 

"Дети-то трудноватые. Если возникают какие-то проблемы, то я звоню в Областной центр семьи, приезжаю сюда и обращаюсь. Здесь хорошо встречают", – поделилась своими впечатлениями одна из прошедших обучение в Школе.

 

Марина Фёдорова разъяснила, что иногда проблемы с приёмными детьми возникают не сразу. Зачастую срыв у ребёнка происходит только после нескольких месяцев жизни в новой семье.

 

"Говорим очень серьезно: если что-то происходит, сначала нужно обратиться к врачам. Но если по состоянию здоровья с ребёнком всё нормально, то уже перенаправляем семью к психологу", – объяснила она.

 

По мнению людей, которые являются выпускниками Школы, этот курс обучения - действительно хорошее подспорье в воспитании приёмных детей. Они отмечают, что обучение позволяет взглянуть на процесс воспитания с совершенно другой стороны.

 

"Усыновленные дети, обладают негативом прошлой жизни, они пытаются вобрать в себя всё хорошее, но в иной раз сами не понимают, что такое хорошо, а что такое плохо. Благодаря знаниям, полученным в "Школе принимающих родителей", стало возможным управлять плохим и как выходить из положения", – рассказывает Сергей Низов.

 

P.S.

Кстати, Сергей, выпускник Школы, усыновивший и воспитывающий мальчика, рассказал нам короткую притчу, которую, по его мнению, должен знать каждый приёмный ребёнок: "Иногда аист приносит детей не в те дома, куда должен был. Но даже если подобная несправедливость случилась, настоящая семья всегда ищет таких детей. И в итоге обязательно находит..."

 

Дарья НИКИШИНА, Псковское агентство информации

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...