Все образумятся
Чем дальше, тем больше растет уверенность в том, что главная беда российского образования вовсе не в ЕГЭ, низкой зарплате педагогов, наличии взяточничества в высшей школе или отсутствии возможности нормально трудоустроиться для ее выпускников.
Единый государственный экзамен можно как-то "модернизировать", "отрегулировать", перепроверить, наконец. Зарплату можно повысить. Или пообещать это сделать "в ближайшее время". С коррупцией мы боремся. Чтобы не было переизбытка экономистов и юристов, увеличивается количество бюджетных мест в технических вузах. То есть – в этом плане, в принципе, все поправимо.
Но, кажется, есть для нашего отечественного образования опасность более страшная, бороться с которой очень и очень сложно. Дело в том, что у нас в стране слишком многие уверены в том, что точно знают ЧЕМУ и КАК надо учить. И пытаются эту свою уверенность беззастенчиво претворить в жизнь. Не обращая внимания ни на учеников, которым в первую очередь мучиться от всех этих нововведений. Ни на педагогов и руководителей школ, которым придется мучиться не в меньшей степени. Ни на родителей, которым, поверьте, тоже будет совсем не сладко.
Примеров – сколько угодно. И последний – самый новейший. На днях в Общественной палате был представлен проект основной образовательной программы по музыке для детских садов и школ, разработанный Министерством культуры РФ и Институтом развития образования в сфере культуры и искусства, согласно которому основой преподавания музыки в школах и детских садах теперь станет хоровое пение – народных и современных песен.
А Всероссийское хоровое общество (ВХО) вообще настаивает на том, что нынешним школьникам необходимы два урока музыки в неделю, один из которых – пение хором. К тому же, для нового предмета нужно подготовить в педагогических вузах учителей-хормейстеров, так как обычные учителя музыки не годятся, а еще просто необходимо обязать каждую школу создать свой хор. Дело серьезное - уже в ближайшее время правительство должно будет выбрать из всех предложенных вариантов оптимальный и внедрить его в школах с 1 сентября этого года.
Вот так. Спросите, зачем все это? Так вот в ВХО считают, что "актуальность преподавания хорового пения сейчас даже не надо обсуждать". Типа – выполняйте и все, нам-то лучше знать!
Самое ужасное, что не одни хоровики у нас такие умные!
Российский режиссер Никита Михалков предлагает ввести в школьную программу новый предмет под названием "100 лучших фильмов". Его аргумент: дети должны знать классику советского и российского кино, так как эти фильмы они могут никогда и нигде уже не посмотреть. Только, спрашивается, кто будет эти 100 фильмов определять, и попадут ли в список киноленты про дедушку Ленина и, например, про тимуровцев?
Далее. Министерство финансов решило взяться за исправление финансовой неграмотности населения и начать со школьников. Для этого что предлагается? Правильно! Введение нового школьного предмета, начиная с 1-го класса! – финансовой грамотности. Расчет на то, что молодое поколение научится управлять своими финансами и вырастит более грамотным в этом отношении, чем нынешнее. Как дети научатся считать финансы в начальной школе, когда они еще складывать-вычитать не умеют – не ясно.
И это еще не все. Российская партия пенсионеров за справедливость озаботилась этнологической и географической безграмотностью населения и в качестве одного из способов решения этой проблемы предлагает добавить в школьную программу предмет "Народы России и стран ближнего зарубежья". Письмо об этом было направлено в Минобразования и разослано для ознакомления профильным комитетам Госдумы.
Новый предмет, по плану разработчиков, познакомит школьников с национальными особенностями и культурой населяющих Россию народов, а это, в свою очередь, поспособствует формированию общероссийской идентичности.
Вспомним и о введении в общеобразовательных школах страны с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики", и о том, как долго и упорно министерство обороны ратовало за возвращение в школу начальной военной подготовки. И о том, как совсем недавно в Псковской области в качестве практически обязательного школьного предмета вводились шахматы. Местные СМИ тогда, кстати, вовсю тиражировали такую мысль: дескать, шахматы пригодятся в жизни, ведь как в шахматах, так и в жизни, человек, прежде чем принять решение, должен подумать. А без шахмат человек думать не научится? Например, книги умные читая?
Возникает вопрос: кому и зачем это надо? И не находится ответа. Российский Закон об образовании гласит, что содержание образования в нашей стране должно обеспечивать "формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности".
Ну, объясните, как всему этому может способствовать такой вид спорта (или школьный предмет), как бадминтон, который едва не стал у нас обязательным для всех с легкой руки Дмитрия Медведева, в бытность его президентом страны?
И кто из нас действительно верит в то, что посмотрев фильм "Кубанские казаки", спев хором "Ой, мороз, мороз", изучив основы буддийской религии и азы того, где лучше не брать кредит, наши школьники будут всецело интегрированы в современное общество и нацелены на его совершенствование? Получается, прав был Альбер Камю, утверждавший, что "Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует".
И что делать? Крамольный совет напрашивается в этой ситуации: не спешить с выполнением этих директив и инициатив! Глядишь, кто-то где-то передумает, поймет, что немного поторопился. Кто-то перестанет быть губернатором или даже президентом. И все вернется на круги своя. Что, согласитесь, порою совсем неплохо.
И тогда все образуется.
Артем САВЕЛЬЕВ