Бери - не хочу?

Местом для тринадцатого по счёту заседания Общественного Совета по культурному наследию при губернаторе Псковской области были избраны Палаты Меншиковых, что, разумеется, далеко не случайно. По сложившейся традиции выбор дислокации очередного заседания губернаторского Совета призван символизировать какой-то важный культурный тренд. Палаты Меншиковых, счастливо избежавшие участи многочисленных псковских руин, очевидно призваны были указать собравшимся на перспективы гражданской архитектуры Пскова XVII века, пока, впрочем, только желаемые.

Палаты Меншиковых в качестве места проведения Совета были выбраны не случайно. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Согласно прозвучавшей на заседании информации, из 21 сохранившегося в Пскове памятника допетровской эпохи восстановлены и могут служить образцом для подражания всего четыре. Кроме упомянутых Палат Меншиковых, это Поганкины Палаты и Палаты Подзноева, плюс так называемый Дом у Мешка. Прочие памятники купеческого Пскова, хотя и имеют арендаторов, пребывают в разной степени ветхости и заброшенности. А семь из них вызывают у экспертов самые серьёзные опасения, иначе говоря, разрушаются и вопиют о спасении.

 

Если же говорить о главном выводе, который сам собой напрашивался в ходе заседания, то он, увы, мало утешителен: культурное наследие Пскова – не бесценное достояние его жителей, а лишь досадное и излишнее обременение. То, что в любом другом европейском городе почиталось бы за благо, у нас превращено в обстоятельство какой-то непреодолимой тяжести. Такое впечатление, что если бы Псков не имел памятников архитектуры прошлых веков, всех этих пресловутых охранных зон и культурного слоя, власть и бизнес чувствовали бы себя на территории города намного комфортней. Во всяком случае, им не нужно было бы думать об археологических раскопках, ограничении этажности и запрете продавать землю в заповедных местах.

 

Рефлексия "по хвостам"

 

Взять, к примеру, вопрос, внесённый в повестку дня дополнительно (точнее было бы сказать, экстренно) и посвящённый строительному резонансному скандалу в Выбутах. По факту вышло так, что чиновникам Псковского района, нарезавшим землицу на продажу, с историческим наследием Псковшины как бы "не повезло".

 

Ну, в самом деле, если бы не Святая Равноапостольная княгиня Ольга с её приснопамятной легендой о малой родине, печали бы они не знали. А так, что получается? Начавшиеся было земляные и строительные работы в Выбутах спешно остановлены, и губернатор самолично вынужден "разруливать" ситуацию уже постфактум: "Либо некоторые муниципальные чиновники не разобрались в ситуации, либо не захотели разобраться (sic!), и было дано разрешение на строительство", - констатировал Андрей Турчак, и в этой констатации явно присутствовала изрядная доля оценки, причём негативной. - "Понятно, что некоторые физические лица уже понесли затраты. Кто-то уже стал заливать фундамент. Думаю, мы найдем способ эти потери компенсировать. Это уже вопрос взаимодействия с администрацией Псковского района".

 

Стало быть, исправлять "навороченное", - по недомыслию или злому умыслу? -   придётся всё-таки администрации Псковского района, что не отменяет порочности сложившейся практики. Сначала чиновники лезут в охранную зону, существующую с 1997-го года (никогда не поверю, что они "не знали" или "забыли" о её существовании), инициируют межевание и продают лакомые куски земли в окрестностях родового гнезда, а потом общественникам и чиновникам рангом повыше приходится разгребать.

Андрей Турчак (в центре) был вынужден констатировать, что региональные власти в вопросах культурного наследия зачастую вынуждены выступать в роли стрелочников. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Председатель областного Комитета по культуре Александр Голышев со своей стороны проинформировал, что владельцы участков (всего их 11) — приезжие, об историческом значении Выбутов они ничего не знали, однако люди они адекватные и всё понимающие, к диалогу с чиновниками готовы, так что проблем быть не должно.      

 

В целом воздержавшись от резких оценок, Андрей Турчак не мог не признать главного: региональным властям пока уготована незавидная роль своего рода "стрелочника", реагирующего на ситуацию уже после того, как поезд ушёл. Губернатор выразил своё неудовольствие при помощи термина "рефлексировать" (здесь в значении: размышлять о неудаче) и афоризма "ударять по хвосту": "Получается, что мы все время рефлексируем на происходящее. Вся фактура по ситуации в Выбутах передана правоохранительным органам, сейчас мы возьмём паузу, и после того, как действиям местных властей будет дана правовая оценка, дадим публичные оценки".

 

"Высокие" отношения

 

Что ж, лучше поздно, чем никогда, но подобное положение вещей никак нельзя назвать нормальным, и вероятно именно для того, чтобы вывести культурную политику региона на принципиально иной уровень компетентности, глава региона решил создать в администрации новую структуру, которая будет заниматься в первую очередь как раз проблемами охраны культурного наследия.

 

Объявив о создании подразделения, Андрей Турчак тут же, на заседании, постарался оперативно решить и кадровый вопрос, публично предложив поучаствовать в конкурсе трём широко известным в регионе защитникам культурного наследия — председателю регионального отделения ВООПИиК Ирине Голубевой, депутату Псковского областного Собрания Льву Шлосбергу и директору Археологического центра Псковской области Елене Яковлевой. Правда, на заседании внятного ответа губернатор, судя по всему, так и не дождался. Кто бы в итоге не стал руководителем этой новоявленной культуртрегерской структуры, ясно одно: безотлагательной работы по охране памятников в историческом Пскове сегодня невпроворот.

 

Псков, обладая поистине уникальным наследием в два десятка памятников гражданской архитектуры XVII века, по факту не способен их сохранить. И корень проблемы в том числе — в запутанных и крайне неоднозначных отношениях между чиновниками Росимущества и пользователями. Получается так, что с  одной стороны, государство не способно финансировать реставрацию и содержание архитектурных сооружений прошлого, а с другой, чинит всяческие препятствия пользователям, вынуждая их отказываться от уже восстановленных памятников.

 

Городские сумасшедшие

 

Вот всего два примера. Как рассказал арендатор Палат Подзноева Николай Загоруй, ФЗ №73 "абсолютно не работает", и как только появляется отреставрированный объект, тут же возникает толпа чиновников из Мингосимущества, "которые без конца что-то требуют". Николай Загоруй озвучил и цифры аренды. Оказывается, за 10 лет стоимость аренды восстановленного памятника выросла в 40 раз, а земли под ним - в 19 раз.

Николай Загоруй (в центре) посетовал, что за 10 лет стоимость аренды восстановленного им памятника выросла в 40 раз. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Ещё более печальную и безнадёжную историю поведал собравшимся художник Михаил Тихонов. В 2000-м году художник был тем "первым сумасшедшим", который рискнул взять в аренду Дом у Мешка, причём всем своим друзьям он советовал поступать подобным образом. Художник продал свою квартиру и вложил в реставрацию три с половиной миллиона рублей. Разве мог художник тогда предполагать, что в один "прекрасный момент" к нему пожалуют чиновники из Росимущества и предъявят новые требования?

 

"Стоимость аренды, которую мне выставили, 300 тысяч рублей в год. Все суды я проиграл. Защитить меня некому. Поэтому никому, ни друзьям, ни врагам, я сейчас не посоветую связываться с памятниками архитектуры, с Росимуществом. Это выкручивание не только рук и ног, но и головы", - горько признался художник.

 

Парадокс тут в том, что само Росимущество, являясь собственником архитектурных шедевров прошлого и сдавая их в аренду, не имеет никаких средств на реставрацию.  При этом работа ведомства с арендаторами крайне непоследовательна: задирая аренду одним, оно абсолютно не способно контролировать аренду других фирм, на поверку оказывающихся элементарными мошенниками, в результате чего печально знаменитый Дом Печенко утратил "предмет охраны" на 90% и очередную зиму вряд ли переживёт.

 

Огласите весь список?

 

Начальник территориального управления Росимущества Александр Сребролюбов губернаторский Совет по культуре образцово-показательно проигнорировал, прислав вместо себя начальника отдела федерального имущества Ирину Тараканову, которая — не побоюсь этого слова: остервенело отбивалась от всех претензий выступающих, однако заболтать присутствующих ей не удалось, но и дальше благих пожеланий дискуссия пока не двинулась.

Представитель Росимущества Ирина Тараканова впечатлила участников Совета своим напором. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Слабым утешением для исторического наследия Пскова может служить разве что решение устраивать в будущем так называемые "трехсторонние встречи" между чиновниками Росимущества, арендаторами и специалистами Комитета по культуре, однако если иметь за образец вчерашнюю встречу в Палатах Меншиковых (заметим, при участии первого лица области), то грядущие консультации особого оптимизма не вызывают.

 

Известный российский археолог Анатолий Кирпичников напомнил собравшимся, что архитектурное наследие Пскова XVII века не имеет аналогов в России, и поэтому чиновников Росимущества необходимо "будоражить" хотя бы на предмет консервации памятников. Академик высказался в том духе, что продолжать поиск серьёзных инвесторов (и не только в Пскове), способных вложиться в памятники и взять их в долгосрочную аренду, необходимо в любом случае. Помочь в этом благом начинании должен будет полный список объектов, составленный специалистами Комитета по культуре и опубликованный в СМИ. Как ёмко сформулировал прославленный учёный: "Ничьё! Бери!"

 

Александр ДОНЕЦКИЙ  

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...