Скобарь страшнее танка?

Скобари выстрелили из кованной пушки, сигнализируя об открытии Дня Скобаря. Скобари представили публике "живой памятник" псковским кузнецам. Скобари открыли передвижную выставку арт-группы "Митьки", посвящённую российской государственности. Скобари заковали свадебку и установили рекорд России по числу живописцев, участвовавших в создании одной картины. Скобари развлеклись на ходулях и сплясали брейк-данс. Скобари вы мои, скобари. Дайте я вас сейчас расцелую...

 

Псков отпраздновал очередной, третий по счёту, День Скобаря, фестиваль кузнечного искусства, весёлый междусобойчик для горожан и туристов, одно из ярких событий осени. День Скобаря - явление самобытное, с несомненными перспективами, и видит Бог, лично я желаю фестивалю всяческих успехов и дальнейшего продвижения на благо родного края. Глядишь, и до кованного памятника Скобарю доживём.

Однако справедливости ради, исключительно ради неё одной, мне хотелось бы замолвить несколько слов о названии праздника — День Скобаря. Задумаемся, а как звучит это словосочетание для людей посторонних, приезжих, не-псковичей? Это важно, вопрос-то до сих пор дискуссионный. Многие морщатся и отводят носы, как от дурного запаха протухших носков. А ведь мы говорим о развитии событийного туризма в регионе, туристического бизнеса в целом. Грубо говоря: а подходит ли слово "скобарь" на роль бренда?

 

Как-то я предложил одному своему приятелю выступить в совместном арт-проекте под названием "Скобари" (прошу не путать с названием одноименного альманаха "Скобари", в котором публикуются здешние писатели). Так вот, приятель мой категорически отказался от участия. По одной простой причине. Не устроило его, понимаешь, название арт-проекта. Мол, ты это всерьёз? Разве можно участвовать в проекте, который называется "жлобы"? А ведь "скобари" звучит столь же оскорбительно, грубо и низко.

 

Пришлось согласиться. Да, негодное название. Под проектом в итоге так никто и не подписался. Необходимо признать очевидное: во всей остальной России, в отличие от Псковщины, "скобари", "скобарь" — это именно грубое ругательство, и ничего тут уже не попишешь. То ли репутация жителей Псковщины виновата, так себя зарекомендовали в глазах соотечественников, то ли само экспрессивное по звучанию словцо: ухарь, бухарь, скобарь, - провоцирует. А называть фестиваль ругательством, в общем-то, ни комильфо. Есть ли повод гордиться?

 

Отношение к слову "скобари" реально неоднозначное, в том числе и у самих псковичей. Если одна часть населения гордится самоназванием ("я, мол, природный скобарь"), то другая часть предпочитает не употреблять сие словцо всуе, приравнивая его к понятию "быдло", то бишь "скобарями" кличут хамоватых, грубых, невоспитанных людей. Лично я, как носитель языка, всегда чувствовал эти отрицательные коннотации слова "скобари". И в данном случае совершенно не важно, что к псковичам, к жителям Псковской области хамы и гопники имеют точно такое же отношение, как и ко всем россиянам. По моим наблюдениям жители культурной столицы, например, по хамству кому хочешь фору дадут.

 

И всё равно обидно. Быть может, именно поэтому многие псковичи не хотят называться скобарями. К тому же истинных, коренных, правоверных скобарей на Псковщине осталось не так уж и много. Постепенно вымирают, как мамонты. Согласно социологическому исследованию, проведённому в Пскове в конце 90-х годов, доля родившихся в городе коренных жителей составляла 40%, соответственно приезжих – 60%. Сегодня, по оценкам демографов, это соотношение стало ещё разительней: 30% на 70%. То есть, когда псковичи "соображают на троих", то только один из них скобарь, два других понаехавшие, мигранты.

 

Кто такие собственно скобари?

 

Смотрим в Википедии: Скобарь — Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение. Значение: разг. Житель города Пскова и Псковской области. "Скобарь с колом (дрыном, оглоблей) страшнее танка" (Псковская поговорка). Синонимы: псковитянин, пскович.

 

Скобарь – жадный. (Словарь воровского жаргона). Жадина, деревенщина, крестьянин, единоличник (Словарь синонимов русского языка).

 

Существует ещё версия, что скобарь это такой специальный наигрыш на гармошке перед дракой. Когда деревенские парни отправлялись махаться с жителями соседнего села, то по обычаю брали с собой гармониста, который наигрывал задорный мотивчик. Для поднятия боевого духа. Чтобы сподручней, значит, было выбивать кастетом пол-рта зубов соседу, ага.

 

Умойтесь, псковские патриоты. Да, слово скобарь остаётся разговорным самоназванием, определяющим нашу региональную идентичность, видовое отличие от новгородцев, тверичей, петербуржцев, туляков, смолян, москвичей и т. д. Однако в привычном употреблении бытует и гораздо шире распространено оценочное значение: жлоб, гопник, некультурный человек.

 

Занятна и вместе с тем познавательна история о том, как питерский писатель Сергей Довлатов стал скобарём. Историю эту поведал питерский же писатель Валерий Попов в биографии Довлатова из серии ЖЗЛ. Однажды два писателя, два непризнанных гения неофициальной ленинградской субкультуры, Довлатов и Попов, встретились на Невском проспекте и решили "сообразить", для чего отправились в гости к бывшей жене Довлатова - Асе Пекуровской. В квартире в тот день находились годовалая дочка Маша и сама Ася, которая простудилась и ждала врача. Довлатов был неприветлив и хмур и даже демонстративно не снимал пальто, зафиксировал Попов, не снявший пальто за компанию.

 

"Пришли и сидят. А девочка стоит в манежике и смотрит. – Свидетельствует Попов, рассказывая о себе в третьем лице. – Приходит врач. Раздевается в прихожей, вскользь взглянув на нас, сидящих на кухне, проходит в комнату, о чем-то разговаривает с Асей. Уходит. Возвращается Ася. Прикрывая ладонью простуженное горло, смеется: "Знаете, что врач сказал? "Сочувствую вам. У меня соседи – такие же скобари!" Сергей мрачно усмехается". Валерий Попов. Довлатов. М.: "Молодая гвардия", 2010.

 

Этот забавный сюжет Валерий Попов датирует 1971-м годом, то есть получается, что в Ленинграде начала 70-х слово скобарь с резко отрицательным оценочным значением уже активно бытовало среди широких народных масс. Разумеется, бытовало оно и на Псковщине, однако не только в негативном смысле, но и как самоназвание. Читаем на сайте "Псковская держава. Краеведческий архив": "Цитата: "Псковичи скобарями себя называют. Но многие не знают, что такое скобарь. Однажды спросил я человека: "Что такое скобарь?". И он ответил, что это нация. На самом деле скобарь - это гордость!".

 

Вопрос "Называете ли Вы себя скобарями?" задавался нами при проведении двух областных социологических опросов - в 2002 и 2003 годах. Эти опросы дали очень близкие результаты. Так, примерно половина жителей Псковской области достаточно часто использует самоназвание "скобарь", а треть - не использует его совсем (остальные употребляют это слово крайне редко или затруднились с ответом на этот вопрос). В частности, данным региональным самоназванием пользуется около 60% уроженцев Псковской области и четверть тех, кто родился за пределами области. Интересно, что скобарями называют себя от 5% до 10% жителей соседних с Псковской областью районов Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Среди них особенно выделяются Солецкий район Новгородской области и Торопецкий район Тверской области, ранее входившие в состав Псковской губернии. Основной массив респондентов, назвавших себя скобарями, проживает в средней части Псковской области, которую можно назвать "псковским культурным ядром". Культурный ареал с максимальным использованием данного регионального самоназвания (до 80% и более от коренного населения) протянулся с северо-запада (от Пскова, где скобарями называет себя около 70% местных уроженцев) до Опочки на юго-западе и до Порхова и Дно на северо-востоке области". Из книги А. Г. Манакова "На стыке цивилизаций: этнокультурная география запада России и стран Балтии". Псков, 2004.

О том, что далеко не все скобари воспринимают своё самоназвание обязательно в негативном и обидном смысле, лучше всего свидетельствует знаменитая легенда о Петре Великом, который, приехав в Псков возводить фортификационные сооружения накануне Северной войны, был поражен отменным качеством скоб, которые ковали местные кузнецы. "Так быть вам скобарями!" - якобы провозгласил царь, откуда и пошло наименование жителей губернии.

 

Понятно, что легенда об императоре Петре, наградившем местных жителей метким и гордым именем "скобари", - яркий образчик так называемой ложной (народной) этимологии, не отменяющий, впрочем, того простого факта, что в коллективном самосознании псковичей живёт мощное желание избавиться от негативных смыслов, присущих слову "скобарь", как бы облагородить и героизировать его, превратить в миф. А миф, по формуле философа Алексея Лосева, есть "наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но – наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола". 

 

Псковичи вполне могли бы обойтись одним прозвищем - псковичи, однако почему-то породили бонус — скобари, как оказалось, крайне неоднозначный и где-то даже провокационный. До недавних пор претензий к слову "скобари" не возникало. Какие претензии могут быть к слову? Слова не люди. Претензии могут быть к людям, а не к словам. Другое дело — туристический бренд. Вот тут уже стоит тусячу раз подумать, прежде чем использовать то или иное слово. Представим себе на минуту, что в Москве отмечают День Москаля, в Витебске — День Бульбаша, в Киеве — День Хохла, во Львове — День Бандеровца, в Таллине — День Курата и т. д. Представить трудно. А у нас — ничего. Нормально. Что можно списать либо на не шибко выдающиеся умственные способности чиновников, утвердивших название праздника, либо, наоборот, на их мощное чувство юмора и самоиронию. 

 

Вы-то, скобари, сами как думаете?

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...