Инициация инициативой
Без месяца год назад – в конце декабря 2012-го - Общественная палата Псковской области на своем пленарном заседании решила официально просить наделить ее правом законодательной инициативы – сиречь, возможностью выносить на сессии областного парламента обязательные для рассмотрения законопроекты. Ну, чтоб "все по взрослому", чтоб злые языки больше не бросались обидными определениями "декоративный орган"… В конце октября уже года нынешнего эту просьбу - к вящей радости и общественников, и многих депутатов – удовлетворили. Черед пройти своеобразный обряд "инициации" (посвящения, знаменующего переход на новую ступень развития) настал очень скоро: палата на прошедшем вчера заседании рассматривала первую "свою" законодательную инициативу – законопроект о региональном операторе капремонта. Тот самый, скандально известный, который Псковское областное Собрание уже не поддержало 29 октября (тогда не хватило голосов даже для принятия документа в 1-м чтении для последующей доработки)…
"Я слышал, что собственники отвечают…"
На старте отдуваться за спорный законопроект пришлось выступавшему с докладом эксперту - заместителю генерального директора ОАО "Псковские коммунальные системы", создателю интернет-портала ЖКХ города Пскова Сергею Корсакову.
Он сразу начал апеллировать к главному своему тезису: что речь идет о создании системы капремонта многоквартирных домов, которой в принципе не было и которую создавать надо в любом случае.
"Так получилось, что при наличии всех нормативно-правовых актов и большого количества других документов фактически системы капитального ремонта многоквартирных жилых домов что в Советском Союзе, что в Российской Федерации как таковой не сложилось. До 91-го года дома были в собственности министерств, ведомств - я сам родился в Пскове и жил в радиозаводском доме. Ремонт где проводился, где не проводился – но собственникам зданий было, наверное, не очень с руки заниматься этим… - пустился в воспоминания г-н Корсаков. - С 1991 это бремя легло на муниципалитеты. Суммы в квитанциях на капремонт росли, но ничего все равно не делалось. Затем, после реформы ЖКХ, проведение капитальных ремонтов общедомового имущества было отнесено к компетенции общего собрания собственников. Я участвовал в таких собраниях – когда управляющая компания им говорит, что нужно сбросится на капремонт в районе 10 млн рублей с дома. Я слышал, что собственники отвечают…"
Чтобы эти злополучные собственники не отвечали теми, можно думать, непечатными словами, которые гендиректор "Псковских коммунальных систем" красноречиво обошел приемом умолчания, федеральным законодательством и предлагается нехитрая схема: все жильцы многоквартирок начинают ежемесячно платить взносы на капремонт на расччетный счет единого регионального оператора, который определяет очередность работ на 25 лет вперед и оплачивает их из общего котелка. (Можно, правда, общим собранием собственников решить открыть спецсчет только для своего дома, но тогда и на скорый ремонт рассчитывать не стоит: по подсчетам экспертов, жильцам в среднем придется копить в таком случае на обычный - без излишеств - ремонт лет эдак 50. Это еще если ставка платы останется в пределах прогнозируемых для Псковской области правительством 7,22 рублей за квадратный метр (при которых для 70-метровой "трёшки" ежемесячные платежи должны составить 505 рублей)…
"Деятельность регионального оператора будет постоянно находится под контролем. Собственники в праве в любой момент получить информацию о сборе или расходовании денежных средств. То есть это будет открытая структура, открытая и для диалога. У него будет свой сайт, будет, надеюсь, разработан и веб-интерфейс, который позволит отвечать на вопросы собственников", - попытался обнадежить собравшихся Сергей Корсаков.
"То есть направление, которое выбрало государство, по мнению экспертов считается правильным: в плане движения к созданию именно системы капремонта…", - резюмировал докладчик.
"Минимальное зло, которое необходимо себе позволить"
Далее начался раунд вопросов и ответов. Член Общественной палаты Константин Калиниченко заметил, что общественники получили документ всего неделю назад в виде лишь неких тезисов, в связи с чем саркастически поинтересовался: "Я не нашел финансово-экономического обоснования… Вы же знаете, что это такое?"
Что это такое г-н Корсаков, конечно, знал. Он тут же пустился в пояснения, что поскольку пресловутый оператор будет выполнять функции технического заказчика работ по капремонтам, этому ведомству понадобиться штат в 34 человека. Однако, подчеркнул он, их работа будет финансировать отдельно – из бюджета: взносы граждан ни на какие иные цели, кроме ремонтов, расходоваться не могут.
Удовлетворившись ответом, общественник заявил, что "Закон-то хороший, но технические вещи надо прописать, кое-что подправить". Правда, тут же он предложил: "Может быть, нам не изобретать велосипед, а скачать какой-нибудь подобный законопроект из другого региона?" Эта идея популярного нынче "интернет-плагиата" поддержки у коллег не нашла.
Затем к микрофону подошел заглянувший на огонек экс-депутат областного парламента и заместитель гендиректора "ПЗМП" Александр Пайст. Неизвестно, пришел ли он на слушания из собственного интереса, или таким образом ему было поручено отдуваться за своего патрона, депутата и владельца холдинга "НПН" Игоря Савицкого, выступавшего против принятия закона о региональном операторе еще во время рассмотрения документа в Собрании – но г-н Пайст тоже сходу бросился в атаку…
"Представьте, что все собственники создают собственные, отдельные счета, чтобы их средства не тратились на чужие дома - что тогда будет? На что будут ремонтироваться те дома, которые уже сейчас нуждаются в ремонте?", - предположил выступающий.
Вопрос, очевидно, был риторическим. Во-первых, и так было понятно, что в таком случае система рухнет как карточный домик. Во-вторых, Александр Кириллович не пытался дождаться ответа, а сразу продолжил, сообщив, что живет в доме на 19 квартир с "недоделанным" (незарегистрированным) ТСЖ, где жильцы скидываются в месяц по 300 рублей – "и на все хватает".
Пайст рассказал, что живет в доме с недоделанным ТСЖ (19 квартир, не зарегистрировали, скидываются по 300 рублей – и на все хватает).
Сергей Корсаков терпеливо дождался окончания эмоционального спича и резонно заметил по поводу первой реплики: "Я думаю, что вы заблуждаетесь в активности наших собственников. Я более чем уверен, что мы встретимся потом, и вы признаете свою правоту. Знаете: "Баба яга против" – вот то же и здесь. Чтобы собственники решили открыть спецсчета – тут надо постараться и проявить хорошую активность. Это не так просто".
С этим поспорить действительно было трудно, если вспомнить, что миллионы т.н. "молчунов" фактически готовы потерять часть своих пенсионных накоплений только из-за того, что им неохота дойти до Пенсионного фонда и написать специальное заявление…
После этого замгендиректора "Псковских коммунальных систем" бросился в контратаку, приведя конкретный пример: если жильцы будут платить по 300 рублей в месяц, то получится в среднем с дома лишь 240 тысяч рублей в год – за 10 лет это всего 2,4 млн рублей. "В том году делали ремонт на Спортивной: крыша, электрика, установили приборы учета и заделали межпанельные швы. Цена вопроса – 10 млн. Теперь посчитайте, сколько вы в таком случае будете копить…" Г-н Корсаков пояснил, что без предложенной системы, только внедрение которой обещает софинансирование от государства и быстрое накопление средств для не терпящих отлагательств работ, капремонтов попросту не будет.
Однако Александр Пайст не сдавался: "А зачем все сразу считать: крыша может течь, а может не течь. Зачем все 7 пунктов капремонта делать? Так не бывает, чтобы нужно было делать сразу все – в таком доме жить было бы невозможно!".
"Где деньги, Зин?"
Эту мысль развил член Общественной палаты, лидер движения "Свободный берег" Игорь Батов: "Весь этот набор работ не может делаться воедино, потому что есть разные нормативные сроки износа!"
Взимание платы за капремонт он назвал "еще одним чиновничьим регулятором наших денег".
"Я как специалист, как строитель скажу – у нас если дом кирпичный, он не простоит как раньше 200 лет, а только 75, если блочный – 50 лет, у "хрущевок" норматив износа и того меньше – 35 лет. А соберем мы полный комплект износа конструкций дома, например, только через 47 лет, когда его уже пора сносить. Поэтому меня интересует соучастие государства в этом – денег жильцов попросту не хватит!", - заявил Батов.
Попутно он вспомнил и прежние долги государства: "Мы в советские годы собирали деньги на капремонт, собирали потом – мы каждый год начинаем все по новой, забывая о тех собранных деньгах".
Секретарь Общественной палаты Валерий Павлов посмотрел на г-на Корсакова: "Это была реплика, а не вопрос. Будете отвечать?"
Специалист в сфере ЖКХ лишь развел руками: "Я могу только сказать, что человек профессионально обрисовал ситуацию. Но я повторюсь, что систему создавать надо – и я в этом мнении не одинок".
"Требует доработки!"
Наконец, очередь дошла до парламентариев. Первым из них выступал лидер псковских коммунистов Александр Рогов. Начал он с поздравлений всей Общественной палате и каждому ее члену по поводу получения права законодательной инициативы. "Это серьезный шаг и рад, что вы такое право получили. Фракция КПРФ единогласно голосовала за подобное решение!".
Затем главный представитель компартии в Псковской области решил применить свой становящийся фирменным прием и достал пачку листов с распечатками высказываний граждан по поводу этого законопроекта с интернет-форумов. Как обозначил сам Рогов, сделано это было для того, чтобы продемонстрировать спорность предложенного документа.
"Я очень огорчился, когда увидел, что кто-то каждого из вас, и в целом орган, который должен выступить с первой законодательной инициативой - вас собираются использовать в политических целях, вас пытаются использовать. В этом зале один чиновник назвал нашего товарища Бубнова "политическим шахидом". Но – кого хотят из вас сделать? Пусть ваше право не будет омрачено такой спорностью этого законопроекта. ", - резко сменил тон Александр Анатольевич. – " Они хотят свои недочеты, свое воровство решать руками наших граждан. Не дайте им это сделать!"
Выступавший за ним известный оппозиционер-депутат Лев Шлосберг был на удивление не так категоричен, как его коллега по местному парламенту. Он, конечно, также призвал общественников не брать на себя ответственность за повторное внесение в Собрание спорного законопроекта, однако по его фразам можно было судить, что с принципиальной необходимостью двигаться в направлении принципов, заложенных в предлагаемом законопроекте, он как минимум смирился.
"Пожалуй, за все время вашей деятельности вы обсуждаете один из самых животрепещущих вопросов общественно-политической повестки Псковской области. Он коснется каждого и в случае принятия, и в случае непринятия. … Вам предложена схема МММ – это МММ ЖКХ. Вся надежда, что государство каким-то образом удержит этот финансовый снежный ком под контролем".
Шлосберг напомнил общественникам: из-за того, что Собрание не приняло законопроект при первом рассмотрении (не хватило голосов "за", чтобы решение вступило в силу), губернатор утратил на 6 месяцев право внести документ на повторное голосование. "И дальше произошла совершенно удивительная вещь. Вместо того, чтобы создать согласительную экспертную комиссию и доработать текст документа, нашлись люди, которые решили апробировать только что полученное вами право. Я хочу напомнить, что каждый депутат – субъекты законодательной инициативы, все комитеты – субъекты. Но удивительное дело – никто из них не отважился на это дело. Никто не хочет под этим подписаться. Это очень симптоматично. Пусть найдется депутат, комитет, который возьмет на себя эту политическую ответственность. Вы – орган не политический", - заявил депутат.
Попутно он обратился к представителям региональной администрации в лице вице-губернаторов Александра Кузнецова и Виктора Остренко с просьбой "дезавуировать свою инициативу": мол, закон может быть доработан и найдутся депутаты, которые его сами вынесут: "Следующая сессия будет непростой – будет 1-е чтение бюджета. Будем работать день, два, три – я думаю, депутаты не откажутся".
Последним из числа представителей парламентского корпуса выступал еще один член фракции КПРФ в Собрании Алексей Федоров. Он попросту выдал на гора огромный список вопросов к разработчикам законопроекта: "Что мы создаем? Это будет коммерческое предприятия или некоммерческое предприятие?", "Как будут учитываться собранные средства?", "Как будет учитывается – у кого-то шифер, у кого-то металлочерепица: цена на ремонт разная!", "Абсолютно новые дома задают вопрос: им зачем платить? Они через сколько лет попадут в программу?", "Что с аварийным и ветхим фондом?", "Каков принцип отбора подрядчиков?", "По каким критериям будет устанавливаться чередность капремонтов?"...
На это разработчик документа – председатель госкомитета региона по строительству и ЖКХ Дмитрий Быстров заметил, что большинство ответов есть в самом законопроекте, однако он готов персонально встретиться и разъяснить оставшиеся вопросы.
Казалось, что этим чиновник решил и ограничится, однако он тут же принялся отвечать на ключевые вопросы: собранные ранее управляющими компаниями деньги на капремонты должны быть зачтены на счета оператора, организационно-правовая форма оператора – некоммерческая организация, гарантом качества ремонтов будет выступать государство…
"Лев Маркович Шлосберг правильно отметил – да, это финансовый снежный ком, но если не государство, то кто сможет им управлять?", - вспомнил г-н Быстров слова "яблочника". – "За 9 месяцев этого года было 900 обращений в областную жилинспекцию, половина из них – по капремонту. Значит, управляющие компании не справляются. За счет средств фонда ЖКХ было отремонтировано чуть больше тысячи из 18 тысяч домов. Поэтому и нужно продолжать работу, нужна система. Если будем затягивать этот процесс – этот будет путь в никуда".
"Кто-то должен ремонтировать наши дома"
Спикер Общественной палаты г-н Павлов дал слово и председателя экспертной группы, бывшему вице-губернатору по ЖКХ, заслуженному строителю России и проректору ПсковГУ Владимиру Моисееву. Помимо него экспертами выступали еще несколько представителей вуза – проректор Владимир Андреев и завкафедрой промышленного и гражданского строительства Бориса Мелькова.
Как отметил г-н Моисеев, эксперты в области строительства пришли к выводу, что документ в целом правильный, обеспечивает жесткие механизмы общественного контроля за деятельностью регионального оператора, не предусматривает расходования средств граждан на обслуживание администрирующей их взносы структуры…
"В целом такой закон нужен, потому что кто-то должен руководить финансовыми средствами, кто-то должен ремонтировать наши дома", - подвел итог он.
Юридическую оценку документа Валерий Павлов попросил дать уже выступавшего Константина Калиниченко. Тот заявил: "С моей точки зрения он нужен, с правовой точки зрения – его требует федеральное законодательство, и этот факт нужно учитывать. Что касается столь распространенных в Европе ТСЖ, то они у нас не очень-то работают, особенно в отношении домов, нуждающихся в ремонте. ТСЖ охотно берут там, где дома новые. Поэтому, регоператор – это то минимальное зло, которое необходимо себе позволить. При определенных минимальных, технических доработках этого законопроекта он имеет право на жизнь".
Однако тут к микрофону вновь потянулся Игорь Батов. "За неделю, которая у нас была на изучение документа, у меня появилось больше вопросов, чем решений. Мой вывод: закон мы не потянем экономически уже по деньгам – 7 рублей с квадратного метра просто не хватит", - еще раз заявил он. – "Кроме того, 18 тысяч домов планируется отремонтировать за 25 лет. Где мы найдем 100 почти подрядчиков в Пскове? То есть проект не решает проблему и организационно… "
Затем общественник неожиданно выступил с классических позиций западных "правых", заявив: "Если люди не могут распоряжаться своими деньгами, надо все-таки учить их плавать! Я считаю, что надо более жестко поступить – пусть люди сами решают, куда им пустить деньги на капремонт".
"Из вас делают Лень Голубковых. Если у вас нет вопросов к этому закону – поднимайте руки за него. У меня вопросов значительно больше…", - заключил Батов.
Ответное слово
Наконец, дошла очередь прокомментировать все услышанное курирующему ЖКХ вице-губернатору Кузнецову.
"Никто не поспорит с тем, что капремонт сейчас не проводится в должных объемах – и ситуация уже критическая, - предостерег он. - Что касается вопросов о помощи в финансировании работ со стороны капитального центра – да, такая помощь будет. Что касается подрядчиков, то их тоже хватит – за несколько лет отремонтировано больше тысячи домов. По аварийному жилому фонду – его мы должны не латать, а расселить до 2018 года".
Вице-губернатор еще раз подчеркнул, что "принятие этого закона необходимо: мы можем обсуждать – хорош он, плох, но практически все субъекты такой закон приняли, и нам тоже нужно сделать первый шаг…"
Заодно он опроверг слова Рогова, сказав: "Без этого закона мы не получим и федеральной поддержки – до создания регионального оператора. Это четко сказано в 185-м законе".
"Наш закон писался, учитывая практику других субъектов. Если есть какие-то предложения – то мы готовы до сессии Собрания их обсудить", - заключил он.
Эстафету подхватил Виктор Остренко. "Я не буду умалчивать, - сказал он. – Попытка вынести на общественное обсуждение этот вопрос была направлена на то, чтобы никогда больше Общественную палату не называли декоративным органом. Но это только первый шаг, чтобы и в дальнейшем подобные законодательные инициативы рассматривались и обсуждались в более широком формате".
Итог двухчасовой дискуссии подвел секретарь палаты Валерий Павлов: "Я полагаю, что мы должны дать шанс разработчикам еще раз доработать этот законопроект и еще раз внести его на рассмотрение областного Собрания".
В результате, по итогам голосования – 16 голосов "за", 6 "против" при шести не голосовавших – законопроект был направлен в Собрание на повторное рассмотрение.
…"Политика - это выбор между гибельным и неприятным", - сказал как-то выдающийся экономист, советник американских президентов Кеннеди и Клинтона, а заодно и иностранный член Академии наук СССР Джон Гэлбрейт. Эту истину общественникам пришлось усвоить экспресс-методом…
Сергей ВАСИЛЬЕВ
Михаил Ведерников встретился с представителями Псковской области в Федеральном Собрании РФ