На старт, внимание, бюджет!

 

Кажется, что-то изменилось в воздухе… Совсем ведь недавно, еще в конце "нулевых", ноябрьская - "бюджетная" - сессия регионального парламента означала традиционное и весьма незатейливое представление: огромный и сложный документ (тысячи страниц убористых таблиц с цифрами) дадут депутатам накануне, те поохают, что это неуважение и разобраться там дальше первой страницы (с названием) за отведенное время невозможно. Затем, несмотря на эти стенания, народные избранники словно по законам жанра должны были разделиться на 2 категории – одни все равно будут петь оссанну подготовившей бюджет администрации, твердя как заклинания словосочетание "бюджет развития", другие подберут иные эпитеты: "бюджет умирания", "бюджет катастрофы" etc. В общем, смерть или жизнь – иного не дано.

 

Очень хорошо закрепились в памяти те бюджетные эпопеи, когда все эти возгласы сливались в единый, ничего не значащий закадровый хор. А в самом кадре была жизнь "здесь и сейчас". Когда надо, власти деньги как-то находили, когда не надо – перед публикой показно выворачивались пустые карманы. И не многие зрители этого малорейтингового, хотя и шедшего в "прайм-тайм" политического шоу могли - даже прочитав-послушав бюджетные послания - попытаться дать ответ на сакраментальный вопрос "как жить будем".

 

Нынешний "бюджетный сериал", похоже, снимали уже совсем по другим канонам и вообще в ином жанре. В "эфир" он пошел еще 22 октября, когда губернатор Андрей Турчак объявил на заседании областной администрации о начале эстафеты общественных слушаний госпрограмм, из которых теперь (по новым правилам) практически полностью формируется главный финансовый документ. Заодно в преддверии выборного года (в сентябре 2014-го должны пройти выборы губернатора Псковской области) нынешний глава области сам задал небанальный зачин к обсуждению бюджета-2014, назвав его "тяжелым"

 

Затем были еще первый раунд консультаций с фракциями местного ЗакСа, общественные слушания по проекту бюджета, второй раунд консультаций… Впрочем, пересказывать сериалы, как известно, дело неблагодарное. Но достаточно просто взглянуть на список публикаций по теме, чтобы понять: недостатка в информации и обвинений в непрозрачности процессов сведения областных дебета и кредита нынче у любого, кто поинтересовался бы новым бюджетом, возникнуть не должно.

 

"Мы быстро забываем, что было четыре года назад…"

 

Бюджетное послание губернатора, которое он озвучил на сессии в четверг, пересказывать в деталях тоже бессмысленно – слишком много этих деталей и все они важные. Если все же попробовать выделить в них какую-то особую группу, то это будут "бюджетные ответы" на, как любят говорить, вызовы прошлого: далекого и близкого.

 

В прошлом году одной из ключевых тем "бюджетного процесса" были запросы дополнительных средств муниципальными властями Пскова? В этот раз губернатор подчренкул, что нынче областная столица получит 270 млн рублей на дороги и дворы, 30 млн – на замену изношенных лифтов, 234 млн рублей – на выполнение пресловутых решений судов по капремонтам, 35,3 млн рублей – на благоустройства... "Кроме того, еще раз повторю, с городского бюджета снимается нагрузка по содержанию системы детских садов", - добавил Турчак.

 

Или вот извечный вызов – дороги… На них, как уже много раз сообщали, выделяют сразу на млрд больше, чем в 2013-м… При этом особо подчеркивалось, что впервые большую часть этих средств направят муниципалитетам.

 

А вот свежая тема – инвестиции. Нынешней осенью это слово стало в местном парламенте чем-то вроде красной тряпки для быка – многие народные избранники отказались согласовывать создание (по сути – просто переоформление в новую юридическую форму) специального агентства по поддержке инвесторов, "топтались" на проекте особой экономической зоны "Моглино"… 

 

Реплика губернатора, очевидно, была призвана прекратить раз и навсегда все эти брожения умов: "Депутаты на консультациях задавали вопрос: не слишком ли много бюджетных средств мы выделяем для поддержки инвестиционных проектов, не много ли мы теряем на налоговых льготах? Не много. Эти льготы инвесторам окупаются сторицей. Поддержка стратегических инвестиционных проектов с 2011 года по 1 полугодие 2013 в форме налоговых льгот составила 617 млн руб. Воспользовались этими мерами поддержки 55 организаций, а объем инвестиций в региональную экономику от этих организаций за тот же период времени составил 11,7 млрд рублей. В 2013 году на территории области было завершено 19 инвестпроектов, по которым было создано 1300 рабочих мест. За 9 месяцев 2013 года уже 11% налоговых поступлений в консолидированный бюджет приходится на долю новых инвесторов".

 

Вообще, о "не много ли" депутаты спрашивали в первую очередь по поводу долгов областного бюджета. Именно эта проблема стала центральной для бомбардировок администрации вопросами и обвинений оппонентов.

 

"Регион 20 лет не модернизировал свою социальную инфраструктуру и коммунальное хозяйство, максимум делались заплатки. И если бы мы не привлекли в область средства федеральных программ, мы бы сегодня погрязли в долгах за энергоресурсы, не вылезали бы из коммунальных аварий и не имели бы с вами ни одного серьезного инвестора, – пояснил Турчак. – Коллеги, мы быстро забываем то, что было каких-то четыре года назад. В Стругах Красных люди показывают на районную больницу, которую уже ни какой ремонт не спасет. Дальше тянуть просто некуда. Что мне нужно было сказать? Потерпите, я не хочу в долги залезать? Или больше 100 млн на новую ЦРБ нужно было забрать от учителей? У нас бюджет в 2009 году был в два раза меньше нынешнего. Или когда в Заплюсье зимой у людей в квартирах около ноля, кочегарка очередной раз сломалась, а рабочие не могут устранить порывы, потому что заплатки ставить не на что, гнилая фольга вместо труб. Нужно было про бездефицитный бюджет рассказывать или котельные строить в подобных поселках? Приходят на прием спортсмены и говорят: сколько можно? Единственный сохранившийся спорткомплекс в Пскове - и 40 лет без ремонта, детей в бассейн пускать страшно. Сколько бы еще "Барс" простоял без ремонта?"

 

Штудии образности

 

О кредитах губернатор заговорил не случайно. Тему намедни "актуализировал" лидер местных эсеров Олег Брячак: на публичных слушаниях, напомню, он выступил с "заготовкой" про то, что не готов "разделять ответственность за гибель региона" под долговой нагрузкой с командой нынешнего губернатора и со специально приглашенными в зал сторонниками тут же демонстративно его покинул. 

 

"Лидер "Справедливой России" на публичных слушаниях с дрожью в голосе взывал о долгах области и предстоящем банкротстве региона. Это говорил депутат - бизнесмен, который сам неоднократно был активным участником процедур банкротства", - припомнил тот демарш в ходе бюджетного послания губернатор.

 

Справедливорос в долгу решил не оставаться и назвал администрацию Андрея Турчака "похоронной командой", а самого главу региона – "могильщиком". Только вот совместил он этот броский ход с весьма сомнительным обвинением, что губернатор не использует своих родственных связей на благо региона. Мол, "мы рассчитывали что это будет эффективный менеджер, который через своих родственников, знакомых с первым лицом страны добьется… А он…" Из уст сына известного псковского политика, получившего бизнес и лидерство в местном отделении "Справедливой России", считай, "по наследству", такие претензии звучали, мягко говоря, забавно. 

 

Между тем Олег Брячак вел себя на сессии агрессивнее всех остальных своих коллег по парламенту (это при том, что раньше его и остальных эсеров называли "карманной оппозицией") - иначе, кроме как официальным стартом его предвыборной кампании, такой резкий поворот в поведении политика сложно было оценить.

 

Правда, впереди этого потенциального кандидата ждало несколько совсем не соответсвующих статусу обидных щелчков по носу от парламентариев, которые отклонили все его законодательные инициативы.

 

Фракция КПРФ также – вполне традиционно - выступила против проекта бюджета. Однако, объяснение их позиции в этот раз выглядело чуть иначе, чем обычно. Еще накануне, в ходе второго раунда консультаций губернатора с партийцами, лидер псковских "комми" Александр Рогов объявил чиновникам администрации: "Мы уже говорили, что бюджет — катастрофа. Мы понимаем, что корень зла там, в федерации, но мы не можем называть нынешний бюджет региона — бюджетом развития. Мы считаем, что это — бюджет стагнации. Мы посоветовались, поговорили и решили, что за такой документ мы голосовать не можем". На самой сессии он уточнил, что лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов ранее выступил против федерального бюджета, который, по его мнению, загоняет регионы в долговую кабалу.

 

Заодно Рогов с досадой вновь припомнил, что проект закона о "детях войны", предложенный коммунистами, так и не приняли.

 

Апелляции к темам соцподдержки в случае последователей Ильича, конечно, были ожидаемы. Не случайно, коснувшись темы всевозможных льгот и другой адресной помощи населению Андрей Турчак напомнил, что за 5 лет расходы по статье "Социальная политика" удвоились, что в регионе было принято множество областных норм: региональный материнский капитал, льготы для многодетных, единовременное пособие для усыновителей в размере 500 тысяч рублей, ежемесячные выплаты на детей до 3 лет многодетным семьям с доходом ниже среднего, выплаты за региональное звание Ветерана труда, субсидии по оплате ЖКХ и т.п. Тут же губернатор предостерег: "В предвыборный год, конечно, у многих партий и кандидатов в губернаторы появятся предложения и даже требования по введению новых мер социальной поддержки. Я вас понимаю, это самый простой путь к сердцу избирателей. Но прошу подходить взвешено к подобным инициативам, уверен, что в ближайший год-два наша с вами общая задача – сохранить существующие меры поддержки".

 

Между тем поведение "штатных" оппозиционеров в областном парламенте – лидера псковского "Яблоко" Льва Шлосберга и лидера местного отделения ЛДПР Сергея Макарченко – было, наоборот, совсем неожиданным. Они как раз в общем-то не клеймили бюджет и администрацию хлесткими эпитетами, не старались эффектно выступить "на публику" – в общем, просто сохраняли реноме вменяемых политиков, которые не критикуют a priori и неплохо помнят притчу про пастушонка, слишком часто кричавшего "волки"…

 

Предпосылки к этом наметились еще раньше: в ходе консультаций с главой региона Макарчкенко, например, признавал, что в существующих условиях администрация региона сделала все возможное для погашения дефицита бюджета. А Шлосберг так и вовсе назвал предложенный бюджет пусть "небольшим", но "бюджетом развития". Представить что-то подобное еще пару лет назад было, кажется, просто немыслимо. Это, собственно, сделало такое отношение оппозиционеров в глаза наблюдателей лучшей "маркой качества" предложенному проекту бюджета.

 

Даже во время своего выступления по итогам доклада о бюджете главы региона Лев Шлосберг не отметился никакими "заклинаниями", в которых его регулярно привыкли обвинять областные чиновники. Наоборот, они лишь сделал несколько экономических выводов из сложившейся ситуации и внес несколько конкретных предложений о том, как пополнить доходную часть бюджета: например, повысить налоговую дисциплину за счет создания в налоговой инспекции отдел по работе с особо крупными плательщиками, кардинально понизить порог для признания инвестора стратегическим - со 100 до 20 млн, усилить борьбу с коррупцией, сделать приоритетом поддержку малого и среднего бизнеса и т.п…

 

Не все были готовы сходу воспринять такое новое амплуа главного псковского оппозиционера. Например, единоросс Алексей Севастьянов, взяв слово, набросился не на того же Брячака, рассказывавшего об ужасах кредитов и предлагавшего уже не раз меры соцподдержки, которые тут же получали черную метку "популизм", а – словно по привычке – на Шлосберга: "Вы в своей презентации отчего-то не сказали про кредиты в 2008-2009 годах. Это был период губернатора Михаила Кузнецова, который не любил кредиты, не любил ездить в Москву и договариваться. Жили на то, что жили. Ничего не строили, все закрывали, все обнуляли. С этим кто-то поспорил? Так с этим можно жить. Но столько соцпакетов, сколько вы выдвигаете за год – не хватит ни на что!"

 

И сам Шлосберг, и многие другие депутаты, кажется, слушали этот спич с плохо скрываемым недоумением и удивлением по поводу "адресности" возмущения.  Но Алексей Анатольевич, тем времени, продолжал: "Если вы настолько экономически сильны, то скажите мне, пожалуйста, дату банкротства Псковской области - когда?".

 

Прервать эмоциональное выступление г-на Севастьянова – тоже нонсенс для местного парламента! – попытался даже его коллега по "партии власти", спикер Собрания Александр Котов.

 

Выступающий извинялся за нарушение регламента – и тут же продолжал: "Каждый год - я устал - одна и та же история: "не принимаем, умрём". Я уже 7 лет про это слышу. Но мы живём и строим, и открываем".

 

…Когда эмоции поутихли, спикер, наконец объявил голосование, которое показало, что проект бюджета-2014 принят в первом чтении "со счетом" 28:15.

 

Тут же принялись формировать согласительную комиссию для подготовки поправок в документ ко 2-му чтению. По регламенту в комиссию должны входить 5 представителей Собрания и столько же – администрации. Однако глава коммунистов Александр Рогов потребовал включить в комиссию сразу двух однопартийцев – и Анатолия Копосова и Алексея Федорова. Когда ему объяснили, что нужно выбрать кого-то одноко, г-н Рогов долго возмущался, но под конец, услышав ссылку на конкретный закон, сдался, отправив в комиссию Федорова. Помимо него от регионального парламента в этот временный орган вошли Борис Полозов, Олег Брячак, Лев Шлосберг и Сергей Макарченко: от каждой фракции по человеку…

 

Попытка №2

 

Г-н Федоров от КПРФ, депутат обычно немногословный, в этот раз стал одним из главных действующих лиц при рассмотрении еще одного ключевого вопроса повестки прошедшей сессии – о региональном операторе капремонта. Этот "многострадальный" законопроект, напомню, уже был один раз отклонен парламентариями из-за настойчивости вице-губернатора по ЖКХ Александра Кузнецова. Депутаты на октябрьской сессии готовы были, кажется, принять закон, который им представили в последний момент в довольно сыром виде, чтобы потом работать над поправками – но заместитель главы администрации области тогда настоятельно попросил принять документ сразу в 2-х чтениях, и голосование закончилось неудовлетворительно: не хватило голосов "за", чтобы считать решение принятым.

 

Из-за этого губернатор (формально именно он как субъект законодательной инициативы вносил документ в Собрание) лишился возможности вновь отправить его на рассмотрение народных избранников сроком на полгода – и законопроект со скандалом был повторно подан на рассмотрение через получившую "инициативное" право Общественную палату Псковской области.

 

В этот раз, казалось, произошло маленькое политическое чудо – практически ни у кого особых претензий к документу вдруг не оказалось. Даже Шлосберг молчал, причина чего выяснилась чуть позже.

 

Зато именно коммунист Федоров перед стартом сессии раздал коллегам-депутатам листы А4 с отпечатанной на них резолюцией некоего народного схода, клеймившего законопроект об операторе капремонта. Там его называли не иначе как региональным налогом.

 

Когда Алексей Федоров зачитал резолюцию, слово попросил его партийный шеф Рогов, который решил лишний раз продемонстрировать себя публике в качестве неофициального кандидата в губернаторы: "Я думаю ни у кого, в том числе и тех, кто смотрит трансляцию в интернете, - начал он и поискал глазами вэб-камеру, - уже не осталось сомнения по данному вопросу… Но вот я себе задавал вопрос: а если б я был губернатором – как бы я поступил? С одной стороны Москва требует, с другой – что народ против. Вы знаете, я бы поступал по совести".

 

Заодно Рогов – а вслед за ним и либерал-демократ Макарченко – поинтересовались, почем по законопроекту, инициатором которого теперь формально считалась Общественная палата, докладывает вице-губернатор.

 

Защищать честь родного учреждения пришлось секретарю Общественной палаты Валерию Павлову. Он пояснил: документ был серьезнейшим образом переработан, один Шлосберг внес в него около 30 существенных поправок – и по сути это теперь попросту новый законопроект. В своем блоге лидер местного "Яблоко", кстати, вообще написал, что за счет огромной проделанной работы "получился один из лучших, если не лучший, на сегодняшний день в России, региональный закон о капитальном ремонте и региональном операторе". Одним словом, Лев Маркович наглядно реализовал принцип "если что-то нельзя остановить, то это надо возглавить".

 

В результате депутаты все же поддержали решение о создании регионального оператора большинством голосов.

 

А дальше, видно устав от динамичного и напряженного "бюджетного сериала", парламентарии просто "включили принтер": стали принимать остальные документы без особого энтузиазма в уточнении их сути: "комитет поддержал?" – "голосуем!"…

 

Впрочем, какой бы напряженной не была эта бюджетная эпопея, надо помнить, что ко 2-му чтению стартует очередной, наверняка – еще более увлекательный сезон.

 

…Уж сколько раз давали фальстарт предстоящим губернаторским выборам – не сосчитать. Но реально и зримо, не заявлениями, а действиями как минимум сразу 4-х потенциальных будущих соперников-кандидатов, кампания началась именно с принятия в 1-м чтении бюджета. Как-никак, им всем по нему жить весь предвыборный год...

 

Сергей Васильев

Сергей Васильев
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...