Максим Жаворонков: "Мы нашли компромисс практически по всем вопросам"

После того, как депутаты Псковского областного Собрания приняли в первом чтении бюджет региона на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов, начала работу согласительная комиссия. В течение двух недель на ее заседаниях народные избранники в сотрудничестве с администрацией области вносили поправки в главный финансовый документ региона. О работе комиссии, ее целях и о том, к каким результатам пришли в итоге депутаты и чиновники, Псковскому агентству информации рассказал вице-губернатор Максим ЖАВОРОНКОВ.

Максим Жаворонков

- Какие задачи призвана решать согласительная комиссия? Это способ дать "выпустить пар" депутатам или возможность найти решение конкретных проблем?

 

- Согласительная комиссия согласно закону о бюджетном процессе – это орган, который создается в случае не принятия бюджета в первом чтении. Но мы создаем ее в любом случае, поскольку из года в год сталкиваемся с тем, что у депутатов есть насущная потребность понять, чем занимается администрация в течение года с точки зрения бюджетного процесса, как она зарабатывает и как она тратит.

 

Мы стараемся использовать любую возможность, чтобы эту информацию до депутатов донести. В ходе публичных слушаний по бюджету, обсуждения госпрограмм, консультаций с фракциями. Каждый раз находятся вопросы, которые интересуют парламентариев. И депутаты не просто их задают, а на основании этих вопросов делают какие-то предложения. В некоторых случаях мы с ними соглашаемся и вносим поправки в проект бюджета. В некоторых – объясняем нашу позицию, и депутаты свои инициативы снимают.

 

Важно, чтобы предложения, которые мы выносим, собирали как можно больший процент поддержки. Только тогда можно говорить о том, что население области поддерживает те инициативы, которые мы выдвигаем. Наша задача в том, чтобы консолидировать и объединять депутатов. Чтобы в ходе дискуссии они вырабатывали какое-то новое, но общее решение. Объединяющее, а не разъединяющее их.

 

- На этот раз получилось договориться?

 

- Нельзя сказать, что мы удовлетворили все потребности и желания депутатов. Но мы смогли ответить на большую часть вопросов так, что наши предложения нашли понимание у депутатского корпуса. Это не может не радовать в сравнении с прошлым годом, когда довольно большое количество депутатских поправок осталось не реализовано. Сейчас мы постарались острые углы сгладить и нашли компромиссы почти по всем вопросам. Вопросов, по которым у нас полное непонимание, практически не осталось.

 

- Благодаря чему удалось добиться такого результата?

 

- Наша задача была – не просто отстоять свою правоту, но и найти рациональное зерно в тех предложениях, которые озвучивают депутаты. Каждый из них представляет какое-то число избирателей. Одномандатники – еще и территорию с конкретными проблемами. И было бы неправильно, если бы администрация самостоятельно расставляла приоритеты в большом списке не решенных пока еще вопросов.

 

А мы неминуемо сталкиваемся с необходимостью расстановки приоритетов. Что более важно – сельское хозяйство или реализация программы "Доступная среда"? Выплата заработной платы учителям или ремонт сельских домов культуры? Мы предлагаем свое видение, но оно не является окончательным. И в ходе обсуждения с депутатским корпусом эти приоритеты расставляются.

 

- Рост числа компромиссов был достигнут и благодаря депутатам?

 

- Это у нас второй бюджет, который рассматривает нынешний созыв Собрания. Депутаты уже понимают, что администрация может сделать, а где их предложения не могут быть реализованы в силу объективных причин: нехватки ресурсов, недостаточного кадрового потенциала. Поэтому вполне возможно, что меньшее количество неудовлетворенных запросов связано с приобретенным парламентариями опытом.

 

Думаю, в следующем году этот процент будет еще меньше. Мы будем продолжать спорить о приоритетах, больше будем говорить о наказах избирателей, но меньше будем ломать копья в спорах о необходимости дополнительных мер социальной поддержки большого количества категорий людей, понимая что такой возможности у бюджета нет.

 

Стоит добавить, что все обсуждения бюджетной темы, которые происходили в этом году, были с определенным прицелом на предстоящие губернаторские выборы. В 2014 году бюджет будет приниматься уже после выборов. И его политизированность будет меньше.

 

- Можно выстроить "рейтинг эффективности" депутатов и фракций по итогам работы комиссии?

 

- В составе комиссии со стороны депутатского корпуса работали профессиональные люди. Все вопросы были интересными и правильными. Не было пустых, не нужных вопросов, сотрясания воздуха. Каждый депутат смотрел на информацию, которые мы представляли, с точки зрения идеологии его партии, его мнения относительно того, как должно развиваться область. Они и должны делать это, будучи народными избранниками.

 

Сказать, что один депутат лучше отработал, а другой хуже – нельзя. Тот результат, которого удалось достичь – это плод коллективной работы. Нам задавали вопросы – мы отвечали. Были случаи, когда мы задавали вопросы депутатам, как они представляют пути решения проблемы – и тогда они отвечали. В ходе этого обсуждения мы вырабатывали совместные решения от имени всей согласительной комиссии.

 

- В прошлом году некоторые депутаты выражали недовольство деятельностью лидера псковского "Яблока" Льва Шлосберга, представившего на рассмотрение согласительной комиссии более ста замечаний…

 

- В этом году Лев Шлосберг подготовил поправки в бюджет. Это более конструктивный подход, свидетельствующий о том, что определенный опыт по итогам работы комиссии приобретают и депутаты, и мы.

 

- Остаются те, кто считает, что согласительная комиссия не нужна?

 

- Те, кто считает работу комиссии бесполезной, на ее заседания не ходили. Со стороны депутатского корпуса постоянно присутствовали представители четырех фракций. Представители фракции "Справедливой России" присутствовали на заседании комиссии только один раз. Я считаю, что они многое потеряли и создали не нужный "политический уклон" темы. Но в целом комиссия поработала очень эффективно. Хорошо потрудились все: и ЛДПР, и КПРФ, и "Яблоко". И, конечно же, Борис Полозов, который выступал в качестве основного модератора и находил точки баланса интересов областной администрации и депутатского корпуса – у него это очень хорошо получается.

 

- Какие вопросы остались несогласованными?

 

- Можно условно разделить их на две категории. Одна – это вопросы, связанные с мерами социальной поддержки тех или иных групп граждан. Вторая – меры поддержки, которые областная администрация оказывает предпринимателям. В первую очередь – это вызвавший бурное обсуждение вопрос, нужно ли поддерживать таким образом сельское хозяйство. Напомню, Лев Шлосберг предложил вместо этого направить средства на социальную сферу.

 

Но я считаю, что бюджет у нас и без того социально ориентированный: больше 50% мы направляем на образование, здравоохранение, социальную защиту. Колоссальные средства направляются на переоснащение и создание новых объектов здравоохранения, на повышение заработной платы бюджетников. С 2013 по 2018 год мы, выполняя "майские указы" президента, увеличим фонд оплаты труда в два раза: с 8 до 16 миллиардов рублей.

 

И в этих условиях мы неминуемо столкнемся с необходимостью увеличения собственной доходной базы. Без этого мы не сможем обеспечивать растущую массу социальных расходов, производить их дальнейшее увеличение.

 

Если бы у нас было много государственного имущества, можно было бы его продавать. Но это не так. На 2014 год мы уже запланировали масштабную продажу большинства непрофильных активов, не связанных с осуществлением государственных полномочий. Так что в 2015 и 2016 годах нам на такие доходы рассчитывать уже не приходится. Единственное, на что мы можем рассчитывать – это увеличение налоговой базы в регионе. Мы, кстати, и так заметно нарастили ее по сравнению с 2009 годом. Уровень бюджетной обеспеченности в Псковской области вырос с 40% до 70%.

 

Мы должны поддерживать крупных и мелких производителей. А поскольку регион у нас аграрный, то речь идет в первую очередь о сельхозпроизводителях. Кроме того, необходимо создавать инфраструктуру в особой экономической зоне "Моглино" и привлекать туда инвесторов. Создавать производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Только за счет этого мы сможем "подтянуть" доходную часть.

 

Беседовал Максим АНДРЕЕВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...