Геннадий Бубнов: В 1994-м были разные предложения, как назвать региональный парламент

В 2014 году исполняется 20 лет псковскому парламентаризму новейшего времени: 8 апреля 1994 года состоялось первая сессия Псковского областного Собрания депутатов, которое пришло на смену Псковскому областному Совету народных депутатов и вместе с тем продолжило древнейшие псковские демократические традиции, заложенные нашими вольнолюбивыми предками почти семь веков назад - на Псковском вече. По случаю этой памятной даты Псковское агентство информации начинает публикацию серии интервью с депутатами областного Собрания разных созывов. 

 

Сегодняшним псковским парламентским аксакалам уже есть что вспомнить. Некоторые из действующих депутатов Псковского областного Собрания начинали свою законотворческую деятельность ещё в СССР и приняли участие в создании не только почти всех основополагающих региональных законов, но и самого законодательного органа Псковской области. В их числе заместитель председателя Псковского областного Собрания депутатов Геннадий Бубнов, первым согласившийся дать Псковскому агентству информации юбилейное интервью. Предлагаем вашему вниманию воспоминания и прогнозы Геннадия Николаевича, на счету которого уже четыре созыва и который возглавлял оргкомитет по подготовке самой первой сессии Псковского областного Собрания.

 

 

- В начале 90-х годов, когда стало окончательно ясно, что великое государство разрушено, Российской Федерации понадобилась новая правовая основа, которая и была рождена нами на региональном уровне в соответствии с Указом президента. Надо сказать, что в Псковской области прежняя власть не складывала свои полномочия вплоть до образования новых органов власти, мы чуть ли не самыми последними из субъектов РФ распустили Совет народных депутатов, который и принял решение назначить выборы в новый законодательный орган, ещё даже не имевший названия.

 

 

Ты помнишь, как всё начиналось

 

Выборы прошли в январе 1994 года, но нужного количества депутатов мы с первого раза не набрали, поэтому в марте провели довыборы. Поскольку область у нас аграрная, треть депутатов оказались аграриями, треть – социальщиками, а ещё примерно треть – управленцами всевозможных структур и общественных организаций. Люди с мест пришли довольно-таки… знающие, поэтому первые заседания проходили… бурно.

 

 

Но это было потом. А сперва действующий на тот момент губернатор Владислав Туманов собрал всех депутатов (нас было 21 человек) и предложил избрать оргкомитет для проведения первой сессии. Я был избран председателем этого комитета – с этого всё и началось.

 

Незадолго до того я работал первым заместителем председателя облисполкома, но когда в начале 90-х всё пошло кувырком, очутился в Красногородском районе, где стал главой крестьянского хозяйства, принимал участие в создании регионального отделения КПРФ, стал секретарём Красногородского райкома. Мне предложили избираться в новый законодательный орган по 14-му, который потом стал 15-м, округу, включавшему в себя сразу три района (Красногородский, Пыталовский и Пушкиногороский).

 

Это был пик реформ и наивысшая стадия демократической эйфории, поэтому на местах всё было сделано для того, чтобы нас, коммунистов, ни в коем случае не подпустить к власти заново. Мне всеми возможными способами не давали проводить с избирателями встречи, а я всё равно выиграл те выборы с ошеломляющим результатом - до 90% голосов по районным избирательным округам.

 

Оргкомитет по подготовке первой сессии работал тогда в том кабинете, где сейчас разместился депутат Виктор Антонов. В оргкомитет вошли такие прекрасные юристы, как Владимир Геннадьевич Шлюнько и Иван Михайлович Лысковец. Усиленно работая, мы подготовили повестку первой сессии и примерную структуру нового органа.

 

На самой сессии 8 апреля решено было назвать новый орган власти Псковским областным Собранием депутатов, хотя предложения были разные, и в других регионах его называли по-всякому. Новгородцы, как вы знаете, остановили свой выбор на "Думе", а ленинградцы отдали предпочтение "законодательному собранию". Как бы то ни было, мы сформировали четыре комитета (по законодательству и местному самоуправлению, бюджетный, по экономической политике и социальный), а чтобы взаимодействовать с исполнительной властью на равных, первыми на Северо-Западе повысили статус председателей двух из этих комитетов, назначив их заместителями председателя Собрания. Один из этих комитетов (по бюджету) возглавил я, другой (по законодательству и местному самоуправлению) – Владимир Геннадьевич Шлюнько.

 

 

Закон – один для всех

 

Первое, чем мы занялись, когда приступили к законотворчеству, это Устав Псковской области. Потом приняли законы о статусе депутата, о Псковском областном Собрании и об администрации Псковской области. К 2006-му году у нас уже был в наличии весь набор необходимых для нашей деятельности законов. И в том же, 2006-м году мы, первыми в России, провели выборы в органы местного самоуправления.

 

 

Затем занялись очень ответственными законами о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях. Причём, если в первом созыве мы приняли в общей сложности примерно 150 законов, то в следующем – уже 170, и с каждым разом всё больше и больше. А ведь вначале нам само слово "закон" в масштабах Псковской области было в диковинку. Мы привыкли, что законы творятся "там", на самом верху, – в Москве, а на местах оперировали только "решениями". Как вдруг занялись самым что ни на есть законотворчеством, причём очень успешно.

 

Тем временем "аграрный сектор" в Псковском областном Собрании уменьшался, а социальный – увеличивался. Это было связано с тем, что на очереди были социальные законы, связанные с защитой прав – детства, материнства, представителей старшего поколения. Кроме того, мы приступили к разработке областных целевых программ. Ведь это теперь программы разрабатывает областная администрация, а мы только утверждаем бюджеты. Раньше ни одна программа не могла действовать без утверждения Псковским областным Собранием, а таких программ у нас больше сорока…

 

Три созыва подряд я избирался в Псковское областное Собрание по округу и побеждал на выборах. И хотя с каждым разом это становилось всё труднее, всегда набирал не меньше 60% голосов. Но при этом уже во втором созыве стал ярым сторонником смешанной системы, настаивая, что депутаты в Псковское областное Собрание должны избираться не только по округам, но и по партийным спискам.

 

 

Всё смешалось

 

Уже во втором созыве я и мои сторонники создали объединение "Народовластие", которое я возглавлял пять лет. Это общественно-политическое объединение состояло из 15 партий и общественных движений. Кроме того, во втором созыве была группа "Наш дом - Россия", преобразовавшаяся потом в "Отечество" и "Нашу Россию".

 

И тем не менее, далеко не все депутаты поддерживали идею смешанной системы выборов. В частности, председатель Собрания Юрий Анисимович Шматов был категорически против. И хотя мы с ним во многих вопросах были единодушны, и я три раза подряд от имени оргкомитета по подготовке первой сессии предлагал его на должность председателя Псковского областного Собрания, но в этом вопросе мы с ним разошлись во мнениях.

 

История, как известно, движется по спирали, и сегодня многие законодательные собрания возвращаются к выборам по мажоритарной системе (и Москва, и Санкт-Петербург)… Как бы то ни было, во втором созыве Псковского областного Собрания сторонники смешанной системы отстояли свою точку зрения, и поэтому в третьем созыве Псковского областного Собрания 22 депутата были избраны по округам, а 11 – от партий и движений. Одновременно в Собрании образовались фракции.

 

Структура законодательного органа тоже во многом изменилась. В Собрание пришли предприниматели: Игорь Савицкий, Анатолий Тиханов, Дмитрий Матвеев, Игорь Смирнов… И именно тогда началась борьба за земельный и налоговый кодекс, принимались экономические законы, связанные с собственностью и арендными отношениями.

 

 

Хочу отметить, что Псковское областное Собрание депутатов изначально отличалось большой самостоятельностью. В том же Великом Новгороде областная Дума как-то сразу подчинились региональной администрации и начала работать с ней одной командой. А мы долгое время сохраняли независимость. У нас всё было своё: начиная от стульев, на которых мы сидели, заканчивая зарплатой сотрудников аппарата. И только потом началось постепенное объединение.

 

Ещё хочу подчеркнуть, что в первых созывах нам удалось сохранить в аппарате Псковского областного Собрания высокопрофессиональных специалистов, которые трудились ещё в Советах. Ведь при советской власти кадровый отбор был жёстче, а не как сейчас – "ты – мне, я – тебе". Во многом благодаря этому старому костяку Псковское областное Собрание долгие годы считалось одним из лучших законодательных органов Северо-Запада России – и по организации работы, и по творческому запалу. Не случайно мы были одними из инициаторов создания в 2006 году межпарламентской ассоциации СЗФО.

 

 

Первые годы работы Псковского областного Собрания были самыми трудными. Всё рушилось: фабрики, заводы, колхозы, совхозы… Началась "прихватизация", восторжествовал натуральный товарообмен. Пенсионерам не выплачивались пенсии, работающим – зарплаты. Мы целыми днями ездили по районам и решали, где взять денег, и как выправить ситуацию. Пока экономическая ситуация в стране не начала потихоньку стабилизироваться – в том числе и благодаря тому, что заработали экономические законы.

 

 

По щучьему веленью

 

Сегодня совершенно другая обстановка. Законодательная власть устоялась и доказала свою действенность. Но мы не должны забывать, что являемся функционерами не только законодательного, но представительного органа власти. То есть, обязаны как депутаты представлять интересы какой-либо группы населения и выполнять наказы своих избирателей. Вот мы сегодня и боремся за наказы.

 

Если же подводить итоги, то я считаю, что за минувшие 20 лет мы сделали то, что и должны были сделать.

 

 

В целом время потрачено не зря. Мы живём в Псковской области по своим законам. Мы привели региональное законодательство в соответствие с федеральным и работаем в правовом поле, у центра нет к нам претензий. У нас в регионе сложились определённые политические силы.

 

Хочу также отметить, что до драки, как в киевском парламенте, у нас никогда не доходило. Нам как-то всегда хватало мудрости улаживать все конфликты, хотя шероховатостей было хоть отбавляй. Тут и по моей части могут быть упрёки, когда мы дважды вплоть до марта не принимали областной бюджет, и регион в январе-феврале финансировался из расчёта одной двенадцатой от бюджета прошлого года. Но тогда областная администрация была сама виновата, что не успевала разработать проект бюджета, как это полагается, к 1 октября…

 

Теперь самое важное – кто продолжит эту работу и придёт к нам на смену. На сегодня Псковское областное Собрание отвечает возложенным не него задачам. Правда, его структура оставляет желать лучшего. Депутаты ведь должны представлять все слои населения, а в нашем законодательном органе всегда было "засилье" определённых социальных групп населения. Должно быть равновесие – тех, кто формирует доход, и тех, кто распределяет бюджетный "пирог".

 

 

На будущее, как человек, который, вне всяких сомнений, избран депутатом в последний раз, я бы желал, чтобы в Псковском областном Собрании стало меньше депутатов, но чтобы все они работали на профессиональной основе. Потому что если человек решил посвятить себя законотворчеству, то он должен заниматься этим с полной отдачей. Я говорю так потому, что побывал на своём веку депутатом и районных, и сельских, и областных органов законодательной власти, и знаю, насколько это сложная работа.

 

Некоторые боятся, что мало найдётся людей, готовых бросить всё ради работы в законодательном органе. Тем более, когда нет гарантии, что через несколько лет тебя переизберут на следующий срок. Мало кто верит, что успешный руководитель, допустим, из района или города захочет потерять и бизнес, и жильё ради такой призрачной перспективы. Но я уверен, что такие люди найдутся, если они будут защищены в своих правах и получат в Собрании достойную зарплату. Зато они смогут более качественно заниматься законотворчеством и смогут быть более независимыми от исполнительной власти. Ведь исполнительная власть оказывает давление на депутатов нередко именно через их бизнес или через их основную работу в тех или иных структурах. Потому что исполнительная власть всегда превалирует над законодательной – такова уж сложившаяся практика парламентаризма.

 

Понимаете, я борюсь за эффективность – за независимость и результативность Псковского областного Собрания, за то, чтобы депутаты принимали более взвешенные и качественные решения. Если Собрание станет полностью профессиональным, то и депутатов понадобится меньше, и комитеты будут другими, и начальников поубавится. Законодательные собрания Санкт-Петербурга и Москвы к этому уже пришли, думаю, что и нам надо стремиться к тому же.

 

Тем более, что почти 80% принимаемых нами законов инициируются исполнительной властью. Некоторые депутаты это одобряют: мол, пускай они разрабатывают, а мы будем только утверждать.

 

Но лично я считаю, что это соотношение должно быть 50 на 50, а ещё лучше, если законодательная власть будет инициировать до 80% новых законов. Если депутаты станут профессионалами все как один – так и будет. И нам уже не придётся обслуживать левое крыло Дома Советов. Проблема в том, что законы надо не просто инициировать, но и разрабатывать. Встать на сессии и предложить – мало, над законопроектами надо работать совместно с исполнительной властью. А когда депутату это делать, если он является на Собрание раз в месяц – проголосовать?

 

Впрочем, я не исключаю, что развитие Псковского областного Собрания может пойти и по другому пути. И что депутаты будущего, как и депутаты Верховного Совета, будут съезжаться на сессию со всех концов региона только для того, чтобы утвердить предложения исполнительной власти. Проголосовали – и разъехались каждый по своим делам.

 

Если одна-единственная политическая сила и дальше будет всё больше и больше сосредотачивать власть, то это вполне возможно. Мы, оппозиционеры, и сейчас-то не слишком на многое способны, потому что нас в Псковском областном Собрании всего 15 человек. Но на то и щука в реке, чтоб карась не дремал.

 

Записала Ольга МИРОНОВИЧ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...