Владимир Яников: Привлечение федеральных средств - политика правильная

Псковское агентство информации продолжает цикл публикаций к 20-летию Псковского областного Собрания депутатов. Другие материалы этого сюжета смотрите здесь >>>

 

Все три созыва  (2002-2007, 2007-2011, с декабря 2011 года и по настоящее время) депутат  Псковского областного Собрания Владимир Яников избирался по одномандатному округу № 10. Право представлять  интересы ему доверяли жители Псковского района. С декабря 2011-го в округ вошел и Гдовский район. И все это время депутат входит во фракцию партии "Единая Россия", последние годы возглавляет комитет по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению.

 

 

 - Владимир Николаевич, третий созыв вы работаете в одном и том же комитете, вот только название его на протяжении 10 лет менялось не один раз. Почему? Задачи стали другие?

 

 - И это тоже. В третьем созыве, когда председателем комитета был Геннадий Семенович Подзноев, комитет называли "по законодательству". После принятия федерального закона о местном самоуправлении и переходе на двухуровневую систему – создавались сельские, городские поселения – сфера вопросов комитета расширилась. Пилотным был проект в Печорском районе, где первыми появились Кулейская и Круппская волости. Там впервые избрали депутатов, сформировали бюджет. У них всё получилось, и впоследствии местное самоуправление в России, и в Псковской области в частности, стало двухуровневым. Ну, а в четвертом созыве депутаты сочли необходимым образовать комитет по аграрным вопросам, поэтому нам оставили  только экономику.

 

 

Задача любого комитета – рассматривать представленные законопроекты. Субъектов законодательной инициативы – тех, кто вносит законопроекты на рассмотрение, много. В большинстве своем это администрация области. Поступают документы из прокуратуры, суда, органов местного самоуправления. Недавно список расширили за счет Общественной палаты Псковской области. И если честно, то работа над законопроектами занимает  99% работы любого комитета. В большинстве своем это приведение местного законодательства в соответствие с федеральным.

 

- Обычному человеку, далекому от законотворчества, это сложно понять без конкретных примеров.

 

 - Полтора года мы старались выполнить просьбу жителей вернуть название деревне Савкино Пушкиногорского района. Много времени отдали работе над универсальной электронной картой. Дело в том, что не все жители хотели бы иметь и распоряжаться картой, и депутаты необходимые изменения внесли в областное законодательство. Законопроекты бывают более серьезными, есть резонансные, другие проходят практически незаметно. Ежемесячно на сессии депутаты принимают решения по десяткам вопросов. Вот, к примеру, закон о региональном уполномоченном по защите правам предпринимателей мы приняли одними из первых в России, даже федеральный документ появился позже. Теперь наш областной закон необходимо привести в соответствие с федеральным, а это масса поправок.

 

– Но ведь многие инициативы приходится и отклонять?

 

Большая часть законопроектов разрабатывается в администрации области. Они поступают, подкрепленные финансовыми расчетами и средствами, в отличие от инициатив некоторых депутатов.  По сути, и те инициативы вроде бы неплохие, но где на все взять деньги? Такие "сырые" проекты приходится отклонять. Живем по средствам. И в течение года регион живет по закону о бюджете. Сейчас мы должны выполнять указ президента о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы. Где-то федеральные деньги помогают, а где-то приходится перекраивать бюджет области.

 

 

 – Сложно соответствовать "дорожной карте" [по реализации "майских указов" президента Владимира Путина - ПАИ]?

 

 – Дело в том, что мы принимаем законы, исполняют их другие. Нестыковки тоже случаются. Если раньше программа по начислению зарплаты работала много лет, была отрегулирована, то на новую систему мы перешли не так давно. Отсюда и проблемы. Мы стараемся учесть очень много факторов – чтобы сделать оплату справедливой. Чтобы тот, кто больше и качественнее работает, больше и получал. Преднамеренно ушли от системы разрядов, по которой зарплату начисляли в 90-е. Нынешняя система справедливее, наблюдается определенная стабильность. Но не бывает такого, чтобы все были довольны всегда и всем. Я сам вышел из учительской среды, много общаюсь с педагогами, и вижу, что зарплаты  растут, денег из бюджета по этой статье объективно выделяется больше. По меркам области зарплаты неплохие, однако, жалобы постоянно высказываются. Прибавьте сюда еще определенные льготы в сельской местности по оплате жилья, отопления, освещения, пенсию по выслуге лет.

 

 - На протяжении последних 12 лет область жила по-разному. Был период, когда экономили на всем – плохо: социалку урезали, школы и больницы закрывали. Сейчас берем в долг - тоже не лучше. А как, на ваш взгляд, правильнее?

 

 - Вопрос на самом деле несложный. Когда губернатором был Михаил Кузнецов, бюджет между муниципальными образованиями делили достаточно честно. Тогда же начали внедрять и подушевое финансирование, это политика центра. Но в отличие от того периода, сейчас мы получаем федеральные деньги на развитие. То есть если раньше учреждения закрывали, то сейчас - посмотрите, сколько строится. Разве мы могли мечтать, что  преобразится драмтеатр? Или что в областном центре появится новый перинатальный центр, реконструируют онкологический? А сосудистые  центры? Я понимаю, что не все еще работает на 100%, но работы закончат, и все, что сделано, останется жителям. Логично и нам вкладываться в значимые проекты. Если федералы дают 90% средств на условиях софинансирования, а оставшихся десяти у нас нет, то, наверное, было бы правильно их занять в банке? Я считаю, надо пользоваться. А дорог сколько привели в порядок? А детских садов вернули, строят? Понятно, что есть определенные ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но положительного-то больше! На мой взгляд, привлечение федеральных средств – пусть даже параллельно с займами в банках – политика правильная. Таким образом живут все регионы. И глупо было бы эти возможности не использовать. Это даже не наша проблема, а федерального центра, перераспределения налогов.

 

 

 - Два созыва подряд вы избирались депутатом от Псковского района, сейчас округ расширился за счет Гдовского. С чем жители приходят?

 

 - Приходилось разбираться с выплатой надтарифного фонда учителям в середине 2000-х годов, со льготами работникам бюджетной сферы в сельской местности – их сначала "ушли", а потом вернули. Сейчас же закон подкорректировали таким образом, чтобы уравнять в правах все категории – учителей, медиков, работников культуры. Потому что раньше льготами преимущественно  пользовались учителя. Но обращения людей всегда были и остаются самыми разными. Очень много претензий было по правильности начисления пенсий, сейчас проблема снята. Много нареканий получали от льготников после проведенной монетизации. Количество средств увеличилось в разы, но, как ни странно, возрос и поток жалоб. А вышло так потому, что многие люди раньше льготы имели, но ими не пользовались. Тот, к примеру, кто много ездил – тот потерял. Кто автобусом не пользовался – наоборот, получил прибавку и остался доволен. Впоследствии ситуация успокоилась. Много людей на приеме поднимает вопросы по земле, жилью,  оплате и качеству ЖКХ... Вопросы подразделяю на несколько категорий – те, что решаются сразу, с другими нужно поработать неделю или месяц, а есть и такие, что разбираться приходится годами. Года три, наверное, пришлось заниматься расселением аварийного жилья в Пскове.

 

 

Есть и такие, что решить никогда и никому не удастся. К примеру, житель Самолвы посчитал, что памятник Александру Невскому с дружиной должен стоять не под Псковом, а в Самолве. И в случае, если памятник перенести невозможно, нужно установить другой. И лучше смотрелся бы монумент из хрусталя – на солнце играл бы и переливался... И я понимаю его патриотизм, его любовь к родным местам, его гордость за историю края. А может быть, и на самом деле, когда Самолва станет Полем ратной славы,  все  получится? Большое значение в депутатской работе имеют наказы избирателей. Где-то нужно школу отремонтировать, садик или дорогу. И депутат должен постараться пролоббировать их интересы, постараться вбить строчку в бюджет.

 

 - После того, как появилась "Народная программа", стало проще?

 

 - Она позволила снять некоторую напряженность. Появились средства, которые позволят выполнить какие-то мелкие  работы. В этом году она опять работает. А вот крупные наказы быстро выполнить не получится. Возведение пристройки к Гдовской школе – из таких, миллионов сто надо. Но со временем, надеюсь, получится. Открыли группу при школе в Самолве, в Добручах закончили пристройку к детскому саду, выделены деньги на строительство офиса врача общей практики в Чернево, отремонтируют Дома культуры в поселке Ямм, построят спортивную площадку в Тямше.

 

 - Такие разные сферы - медицина, стройка, законодательство... Как - не ошибиться?

 

 - Депутат не может разбираться одинаково хорошо во всех отраслях, на депутатов не учат. И львиную долю работы выполняют специалисты аппарата. Задача депутата – направить работу таким образом, чтобы учесть все тонкости. Коллектив грамотный, знающий, работоспособный. Предложения специалистов сводят в одну таблицу поправок и согласовывают. Мы должны отработать законопроект таким образом, чтобы в нем не осталось  неточностей, двусмысленностей – одним словом, без помарок. Чтобы законы были безукоризненными. Собрание ценно тем, что в нем работают люди различных специальностей, взглядов, опыта, из разных географических мест. И при рассмотрении любого вопроса они высказывают свое личное, уникальное мнение. Депутаты также выражают мнение жителей своего округа. И мы прислушиваемся к профессионалам - учителям, врачам, аграриям, представителям бизнеса. А выслушав  специалистов, стараемся принять правильное решение.

 

Беседовала Лариса Андрюшина 

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...