Игорь Смирнов о депутатской работе: «В любом пруду должна водиться щука - чтобы карась не дремал»
Псковское агентство информации продолжает цикл публикаций к 20-летию Псковского областного Собрания депутатов. Другие материалы этого сюжета смотрите здесь >>>
Игорь Смирнов - депутат Псковского областного Собрания 3-го (2002-2007) и 4-го (2007-2011) созывов. В 2002 году он получил мандат депутата от избирательного одномандатного округа № 13 (Островский район), в 2007-м пришел в Собрание по партийному списку от «Справедливой России». Оба созыва работал в комитете по бюджету, финансам и налоговой политике. Накануне 20-летия псковского парламентаризма Псковское агентство информации встретилось с Игорем Смирновым, чтобы расспросить его о двух созывах в Собрании.
- В течение третьего созыва я состоял в партии «Родина», а после того, как на федеральном уровне три партии слились в «Справедливую Россию», закономерно оказался в ней.
В Собрании больше запомнился четвертый созыв - сменой губернаторов, и, как следствие, взятого курса. В третьем созыве эта перемена была не столь глобальна - ранний Кузнецов от позднего Михайлова с точки зрения взаимодействия с Собранием, думаю, не сильно отличался. Борьба за бездефицитный бюджет, которой запомнился Михаил Кузнецов, скорее, происходила уже под конец третьего - в начале 4-го созыва. А все кардинальные изменения в регионе имели место позже, уже в четвёртом.
Губернатор Кузнецов, на мой взгляд, был совершенно самостоятельным политиком, самодостаточным человеком и самодостаточным губернатором. Его не вынуждали оглядываться на партийный флаг. Когда губернатором стал Андрей Турчак, ситуация была совсем другая. Он пришел от партии, от президента. За ним была и поддержка, и прописанные в Москве правила игры. Это же естественно, если человек идет от партии.
- Как это сказывалось на деятельности Собрания и отдельных депутатов?
- Мне довелось поработать в Собрании в бытность трех губернаторов - Евгения Михайлова, Михаила Кузнецова и Андрея Турчака. Каждый из них по-разному строил отношения с законодательным Собранием, но при этом все они считали парламент прилагательным к существительному - исполнительной власти. А в четвертом созыве партия власти имела абсолютное большинство, которое давало возможность принимать решения независимо от мнения других фракций и депутатов.
Нередко важные документы - в том числе и финансовые - вносились в Собрание буквально за часы до начала сессии. И у депутатов не было времени и возможности их изучить. Предполагалось, что мы должны доверять позиции областной администрации. Мы пытались бороться с такой практикой - в каждом созыве и при всех губернаторах. Сотрясали воздух. Но... Такая практика была, есть, и, я думаю, останется. Она неправильна, но в какой-то мере и оправданна.
Если проанализировать документы, которые поступали в Собрание, то депутаты внесли 10-15 процентов от общего количества, не более - и то это была преимущественно ретрансляция федеральных инициатив. Почему так происходит? А потому что наше Собрание не профессиональное. И ожидать от руководителя предприятия - в Великих Луках или Пскове - что у него хватит кругозора, юридических знаний, да и просто времени для того, чтобы написать какой-то законопроект, нереально. У него свои дела, свое производство. Поэтому Собрание работает под эгидой губернатора. Хорошо ли это? Это удобно для исполнительной власти. Но плохо для области. Потому что в любом пруду - чтобы караси не дремали - должна водиться щучка. Неважно, сколько - одна или несколько, но щуки должны быть.
- Тем не менее, после 3-го вы пришли и в 4-й созыв... Для чего? Не теряли надежды на перемены?
- Конечно. За державу-то было обидно, и до сих пор обидно. Поэтому даже не попытался избраться в пятый созыв. А сидеть только для того, чтобы нажимать кнопки... Нет, я старался как раз нажимать именно те кнопки, которые отвечали моим соображениям, но они отнюдь не всегда совпадали с мнением большинства. И моя кнопка, к сожалению, не оказывала на общее решение влияния. Депутат имеет возможность озвучить проблему. Некоторые люди идут, чтобы пролоббировать свои интересы, бизнес. В самом Собрании это не видно. Но вместе со статусом появляется возможность открывать двери кабинетов администрации и решать вопросы - мелкие, частные, личные. Эта возможность есть. И у меня тоже была. И я тоже решал.
- Для своего округа что-то удалось сделать?
- Самое главное - удалось провести газификацию, большое спасибо Михайлову и Кузнецову. [Игорь Смирнов с 2001 года по 2005 год был генеральным директором ОАО «Псковоблгаз» - ПАИ]. Газ в Остров пришел, и Остров газифицирован очень хорошо. Происходило это на протяжении 3-го созыва, и за счет бюджета удалось на нескольких пятиэтажных домах сделать автономное поквартирное отопление. Когда мы это вводили, граждане причитали, как они всего этого боятся. Зато теперь, по прошествии нескольких лет, не нарадуются. А квартиры даже возросли в цене. Для бюджета мы сэкономили колоссальные деньги. Все остальное - пожалуй, мелочи, связанные с отдельными, частными просьбами. Пытались также противостоять преступному решению тогдашнего министра обороны ликвидировать военную базу Остров-2. Там большая инфраструктура. Но, к сожалению, добиться не удалось. А сейчас эти летные части вновь восстанавливают.
- Вы же в какой-то момент вышли из фракции «Справедливой России» - почему?
- Я вышел из «СР» в четвертом созыве. Потому что не понимал и не понимаю эту партию - как федеральное руководство, так и в регионе. Когда я в нее пришел, это был момент слияния трех партий на федеральном уровне. Я состоял в «Родине» - той, прежней. Сейчас и Рогозин другой, и «Родина» не та. Поначалу пытался участвовать в партийной работе, в течение года старался привнести свою точку зрения. Но потом понял, что это невозможно. Понял, что у партии нет ни программы, ни единого направления. Что это натуральный флюгер, который поворачивается в ту сторону, откуда дует ветер. Поэтому написал заявление и вышел из партии, оставшиеся года два работал как независимый депутат.
- Каким законодательный орган должен быть в идеале? На профессиональной основе?
- Это очень сложный вопрос. По крайней мере, половина депутатов, думаю, должна работать на профессиональной основе. Но хотелось бы иметь и «представителей» - чтобы донести все точки зрения из разных уголков региона. И «профессионалы» должны представлять разные партии. Они - как раз те «щуки», предназначенные для того, чтобы карась не дремал.
Лариса Андрюшина