Михаил Мурашкин: Если закон есть, но не работает – значит, он плохой
Псковское агентство информации продолжает цикл публикаций к 20-летию Псковского областного Собрания депутатов. Другие материалы этого сюжета смотрите здесь >>>
Михаил Мурашкин, председатель Совета Невельского райпо, является депутатом областного собрания уже 12 лет – с 2002 года. Он трижды избирался в Собрание по одномандатным округам. Накануне 20-летия регионального парламента корреспондент ПАИ встретился с ним, чтобы расспросить о том, как менялось Собрание на протяжении этих 3-х созывов.
- У вас есть возможность сравнивать работу трех созывов. В чем отличия?
- Если честно – я считаю, что кардинальных отличий нет. Конечно, с приходом новых людей в каждом созыве Собрание немного меняется, в том числе и политически. Но у нас и ситуация в стране изменяется – а мы как зеркало. Законы как принимали, так и принимаем.
Конечно, раньше работать было интереснее. Раньше и партий было больше, шире представлен спектр мнений, а сейчас в Собрании ведущих партий, по сути, только три.
Понимаете, тогда, 12 лет назад, мы многие законы создавали впервые, а сейчас все больше работаем над изменениями, поправками. Конечно, когда страна создается на твоих глазах – это интересно, все новое, все неизвестное.
Но при этом легче работать, когда в Собрании есть большинство, потому что тебя окружают единомышленники. В третьем созыве, я помню, были у нас истории, которые вспоминаются уже как анекдот – не принятие закона, а торги шли в прямом смысле этого слова. Сейчас даже вспоминать не хочется.
- Что думаете о законах, которые приходилось принимать?
- Иногда законы мы принимаем, а они не работают – вот это плохо, я думаю. Вот сейчас будем биться за закон о торговле на улицах. Никаких санкций мы не можем принимать к гражданам Белоруссии: они торгуют, а штрафы не платят, потому что они граждане другого государства – уехали, да и все.
Главное, чтобы законы наши работали, а не так, что закон ради закона. Если он на бумаге есть, а не работает – значит, он плохой.
А еще я думаю, что законы должны создаваться на местах. Федеральный закон всю страну гребёт под одну гребенку, нужны местные законы, нужно давать больше самостоятельности регионам. Ведь из Москвы не видно, как будет работать закон на Камчатке или в Пскове. А за все плохое мы отвечаем. Вот это большое упущение, это мешает работе на местах. Но, может, еще и мы успеем убедить федеральный центр дать нам больше возможностей.
- Как вы пришли к тому, чтоб стать политиком?
- Сложилось это давно, когда я еще был не в областном, а в районном собрании. Честно скажу – пошел туда, потому что хотелось что-то изменить в жизни района. А когда окунулся во все это, понял, что не все так-то легко. И вот уже 12 лет в областном Собрании - и не могу сказать, что всё успел, что хотел. Знаю, что некоторые мои коллеги собираются жить по 300 лет, как вороны – я образно говорю. Это неправильно.
- Как складывалась отношения с губернаторами?
- Я поработал при трех губернаторах, все они радели за нас с вами, но у всех получалось по-разному. Я считаю, каждому из них нужно было иметь два списка – что сделать, а что перестать делать. И я думаю, что и новому губернатору нужно будет какие-то вещи в корне пересмотреть, направить работу на улучшение всего и вся. Эйфория побед, бывает, захлестывает людей, но компания не достигнет ничего, если будет думать одно руководство - думать должны все, и об этом власти нельзя забывать.
- В четвертом созыве вы работали в бюджетном комитете, а ведь бюджет – всегда центральная тема и для пристального внимания, и для критики работы властей. Как работалось с бюджетами?
- Начну с другого. Сейчас самая большая претензия – это госдолг региона. А я вот ничего не вижу зазорного в том, что растет госдолг – это естественный процесс. Если что-то делается для развития Псковской области, пусть и в долг – это не плохо. Тем более, что правду от людей не скрывают, она услышана.
Было время, работа над бюджетом была полным мраком. Мы принимали один бюджет, а деньги по факту уходили совсем на другие цели. И были такие бюджеты, которые принимали чуть ли не со слезами. Этих времен уже нет, не хочется и вспоминать. Но, тем не менее, сделано многое. Главное сейчас – понимать: бюджета, какой бы он ни был, всегда будет не хватать.
- Какие задачи для депутата вы считаете приоритетными?
- Знаете, может быть, это амбициозно прозвучит, но я считаю, что у псковского областного Собрания две глобальные задачи. Первая – это чтобы поставить во главу угла экономику, а не политику. Создать условия, чтобы налоги платились, чтобы бюджет наполнялся. Вот главная задача законодателей – а не политический пиар. Пока у нас в стране все наоборот, но, может, к следующему созыву мы это поймем. Вторая задача наших депутатов – добиться, чтобы как можно меньше денег из области уходило. Нужно, чтобы все предприятия, которые работают в области, платили налог в Псковской области. Чтобы мы перестали, наконец, быть дотационными. Вот это и есть наша задача.
- За время работы в Собрании появились ли у вас новые друзья?
- Точно могу сказать, что у меня появилось много новых хороших знакомых, хороших приятелей, единомышленников. Это те люди, с которыми приятно общаться, которые болеют душой за дело, знают в нем толк. А вот врагов в политике нет, нужно, чтобы и об этом не забывали.
- 20-летие собрания – это праздник для вас?
- Я бы не стал говорить пафосно, что это большой праздник. Это значимый период в истории Псковской области, и значимый период в моей личной истории. 20 лет назад люди приходили, по сути, в чистое поле – и начинали работать. Это все в муках давалось. И вот это, конечно, нужно вспомнить. Собрать людей и дать им возможность еще раз вспомнить всю эту нашу непростую, но очень важную историю.
Беседовала Алина Чернова