Уроки новейшей географии

«Вы готовы общаться? Вас интересует эта тема? Вы рады, что наша страна стала больше?» - директор школы №5 Наталья Веселкова, задавала эти вопросы ученикам с настойчивостью удава, гипнотизирующего бандерлогов, и трижды услышала в ответ синхронное: «Да-а-а». Короткую прелюдию к уроку, посвященному присоединению Крыма к России, поспешил разбавить глава Пскова Иван Цецерский, который и пришёл примерить на себя роль внештатного учителя «новейшей географии». «Как перед Новым Годом... А сейчас к нам придет Дед Мороз. Вы ему рады? Да-а-а-а...», - пошутил Иван Николаевич и всё же развернул разговор в рабочее русло. Про Крым, как ни крути, в шутливом тоне нынче не поговоришь...

Хотя и лекцию Цецерский устраивать совсем не собирался. Глава Пскова предложил ученикам задавать вопросы и высказывать свои мысли по поводу присоединения полуострова, да и в целом делиться мнением о положения дел на Украине. «Даже если вы не очень знаете о ситуации», - всячески пытался расшевелить ребят градоначальник.

Отсутствие позиции и искренний «Фейсбук»

Впрочем, первый вопрос прозвучал не от учеников. Иван Цецерский начал издалека, поинтересовавшись, знает ли кто-нибудь сколько лет Пскову.

«Тысяча сто... семнадцать, вроде», - после непродолжительного молчания донеслось с задних рядов. Напомнив, что все же Пскову исполняется 1111 лет со дня первого упоминания в летописи, Цецерский дал городу и Крымскому полуострову сравнительную характеристику по возрасту, а потом предложил старшеклассникам высказывать отношение к присоединению последнего. Со своей позицией у ребят оказалось туго. Глава Пскова несколько раз призывал начать разговор хотя бы с простого рассуждения, но смелых не нашлось. Показалось, дело было ни разу не в стеснительности. Действительно, о ситуации на Украине школьники - хотя и старшеклассники -знали плохо. Нет, что Крым присоединили к России, кончено, они слышали, но слабо представляли, какие дивиденды от этого получила страна и почему этот шаг вообще был необходим.

«Для России — это выгодно, - нашелся наконец смельчак. - Но с моей стороны — это плохо, я считаю... Может начаться война».

Иван Цецерский, как добрый преподаватель на вступительном экзамене, всячески пытался спасти положение, задавая вопросы и накидывая различные тезисы. Потом он пошел окольным путем, спросив, у кого на Украине есть родственники, и как те реагируют на события, происходящие в стране. Тут наконец посыпались редкие ответы: «Говорят, на улицах бились стекла, летели камни в витрины»; «Там уверены, что результаты референдума подтасованы»; «Родственники рассказывали, что к ним стали плохо относиться, поскольку они говорят на русском»...

Про мнение жителей Украины Цецерский спросил не случайно. В свое время он окончил Львовское высшее военно-политическое училище, поэтому на Западной Украине у него осталось много связей, часть которых, по его словам, оборвалась.

«У меня на Западной Украине много друзей. Но часть моих социальных контактов в «Фейсбуке» оборвалась после крымских событий. Некоторые мне пишут, что моя позиция сформирована занимаемой должностью. Но это не так. Все посты в «Фейсбуке» я пишу сам, и выражаю там искреннее мнение», - заверил учащихся Цецерский. - Если бы наша страна осталась в стороне, над русскоязычным населением Украины стали бы измываться. А там сотни тысяч наших людей. Кстати, кто скажет сколько примерно составляет население Украины?».

Боясь ошибиться, ребята выбрали более надежный вариант - услышать цифры от самого Ивана Цецерского. «По одним источникам я слышал, что там население в 46 млн рублей, - неожиданно оговорился Цецерский и через минуту «закрепил успех». - На Украине 30% русскоязычного населения. Сколько это людей? Миллионов 10? Ко мне на официальный сайт поступают обращения с Западной Украины: примите нас на Псковщине. Люди готовы бросить квартиры и дома, чтобы переехать к нам. Как вы считаете, если бы в Россию приехало 10 млн рублей...».

Оговорки, конечно, рабочие. Невольные отголоски постоянной работы с бюджетами. Кстати, с этого момента разговор принял форму лекции, что, наверное, было лишь делом времени. Дальше Иван Цецерский объяснил школьникам, что переселенцы с Украины притащили бы за собой шлейф социальной нагрузки для страны, напомнил, что присоединение Крыма — это восстановление исторической справедливости, дал оценку «безбашенным горячим головам» из «Правого сектора», а также объяснил крымский интерес американцев.

Геополитика, как она есть

Совсем иного рода получилась встреча начальника управления внутренней политики администрации Псковской области Романа Романова с учениками лингвистической гимназии №10. Разговор тоже шел о Крыме. Правда, на слушателей Романову повезло чуть больше, чем Цецерскому. Поэтому и сам урок вышел живее и энергичнее. Хотя первая его половина, где чиновник провёл исторический экскурс по Крымскому полуострову, энергичной получиться ну никак не могла. Понимал это и сам лектор, позволяя себе периодически иронизировать по ходу выступления и как-то нарочито разбавляя речь слишком сленговыми выражениями.

Правда, вторая часть разговора в режиме вопрос-ответ быстро встряхнула лекционный нафталин. Сначала гимназисты поинтересовались у Романова, действительно ли стоит вкладывать огромные деньги в развитие полуострова?

«А будет продолжение вопроса, что нас бедных обделят и все в Крым отправят? - улыбнулся Романов. - Есть такой тезис, что у нас за углом дороги не могут сделать, а тут деньги в Крым начнут отправлять. Точно также говорили про Олимпиаду. Но потом этот тезис исчез. Слишком много хорошего в экономическом плане принесла Олимпиада. Здесь такая же история. Вкладывать, конечно, надо. Но любые вложения в Крым окупаются на раз-два. Начиная с того, что мы перестали платить бешеные деньги за базы в Севастополе, которые могли пойти на те же дороги, заканчивая экономической отдачей от Крыма. Поэтому деньги отобьются».

Тут же начальник управления внутренней политики администрации региона наглядно показал школьникам, как на примере Крыма работает геополитика.

«Приезжает, например русский министр в Иран и говорит, ребят, давайте договоримся по нефти, но без долларов и с увеличенными объемам поставок. А это миллионные прибыли. Если бы мы Крым сдали, то нам бы сказали, что сложная ситуация, давайте потом... А когда приезжает министр страны, которая защитила своих граждан, то к нему другое отношение, которое выливается в контракты».

Следом «преподаватель» развеял сомнения учащихся, что крымский сценарий мог быть расписан «наверху» заранее. При этом фишкой выступления Романова, стали его постоянные отсылы к различным книгам: «Столкновение цивилизаций» Хантингтона, «Закат Европы» Шпенглера... Учитывая контингент слушателей, ход показался весьма дальновидным.

«Закончится все очень плохо для Украины. Государственные институты там не успели нормально сложиться, они просто деградируют», - ответил Романов на вопрос про будущее соседей.

Следом его спросили о перспективах действующей власти на Украине. «У нынешней власти Украины шансов нет, я уверен. Совершить столько ошибок... Если новая власть первым делом запрещает русский язык - это верх глупости. Если бы они первым делом поехали на Восток Украины и спросили там у людей, что им надо, то сценарий мог бы развиваться иначе. А сегодня они боятся своих эсэсовцев на Майдане, боятся, что придут с Востока страны и надают по шее, боятся своих патронов в Америке и Европе... Они попали в патовую ситуацию», - сказал он.

...Начав с исторической значимости Крымского полуострова, рассказанной с усердием Радзинского, или, как минимум, с тональностью профессора МГИМО, Роман Романов под конец вывернул разговор к модифицированию современного политпроцесса. Правда, географическую тональность встречи он не забывал поддерживать хотя бы в плане вкраплений соответствующей терминологии. Получился удивительный симбиоз: «Мы живем в такое удивительное время. Настолько тектонические сдвиги происходят в мировой политике... Что будет с деньгами завтра, что с долларом? Наверное, он рухнет. Что будет с поставками в Европу, что с климатом? Весь мир вошел в ситуацию, которую многие назовут апокалиптической. Мы сейчас живем в такое время, как мир жил накануне первой Мировой войны. Или в такое время, как в послевоенный мир, когда посыпались колонии, появилось много новых стран и мир стал другим... Поэтому надо держаться своих корней, и жизнь будет лучше», - заключил Романов.

В зале раздались аплодисменты.

Владимир КАПУСТИНСКИЙ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...