Женская «штурманизация» ПАИ

«Даш, а Даш, не хочешь стать штурманом..? На ралли... Думаю, интересно будет! Я бы и сама с удовольствием, но скорость такая... Если бы сама рулила, то можно было бы попробовать... А так боюсь, честно...».

Взяв несколько дней на раздумье, решила: «А почему бы и нет!». Оказалось, что штурманОм (профессионалы ставят ударение исключительно на последний слог) быть довольно интересно, а ещё крайне ответственно, потому что именно штурман во время гонки является глазами пилота. Так что, никогда не знаешь, куда тебя может занести в прямом смысле этого слова: то ли, перепутав право и лево, окажешься в кустах, то ли напрямик уедешь в болото, не вовремя сообщив о «шпильке» – повороте с очень большим углом кривизны, после которого направление движения автомобиля меняется почти на 180 градусов.

До ралли без тормозов

Когда я проходила медкомиссию – это обязательная программа для того, чтобы стать штурманом – один из врачей, назвав меня «девушкой явно активной», попытался отговорить от столь сомнительного, на его взгляд, предприятия: «Оно вам надо, этот автоспорт, или вам действительно заняться нечем?».

Я кривилась, но отвечала: «Скажите тоже!», продолжая погоню за справками, бумажками, печатями по учреждениям здравоохранения города, подгоняемая ограниченным количеством отведённых дней на сбор всех данных о моём «ничего».

Параллельно с этим шла подготовка к моей первой в жизни гонке – «Сургутнефтегаз ралли Пушкинские Горы 2014», причём свою порцию адреналина я получила уже «на старте» во время знакомства с опытным пилотом Сергеем Алексеевым, с которым мы будем, как мне верится, бороться за победу и только за неё.

«Пусть возьмёт с собой что-нибудь почитать», – сказали редактору по телефону. «Ага, и пакетик», – шутила она в ответ, дав понять, что «это ж неспроста».

Не обратив никакого внимания на смешки, прихватив с собой газет, я отправилась на встречу с Сергеем, не подозревая, что мои мирные цели, допустим, поговорить о том о сём, в корне отличались от его.

Оказалось, перед пилотом стояла чёткая задача: меня надо «укатать», то есть проверить мой вестибулярный аппарат, а между прочим ещё психику, в чём я позже убедилась.

«Укатывать» привезли ни куда-нибудь, а к кладбищу. При этом меня попросили раскрыть газетку, которую я прихватила с собой, и почитать какую-нибудь статейку из неё вслух. Если честно, я чувствовала себя ребёнком, рассказывающим стихотворение, стоя на табуретке, в то время как некто активно пытается выбить её из-под меня.

Более того, как будто не замечая, мелькающих за окном могилок и крестов, Сергей, чьему спокойствию может позавидовать даже удав, и виду и не подал, что вокруг что-то не то. Его не смущала, а меня забавляла такая картина происходящего.

«А, что? – как говорил он мне позже, – Тут и разогнаться можно».

«Ну да, чтоб сразу не расслаблялась», – шутила я в ответ, дивясь нестандартному подходу к воспитанию будущего штурмана.

В итоге, «вступительные экзамены» мною были сданы, но это было только начало.

Первый раз в первый класс

Может, кто-то помнит свой первый класс, где постигаются азы чистописания? Ты берешь свою первую тетрадь в руки и начинаешь выводить по клеточкам кружочки, стараясь, чтобы они не напоминали баклажаны на грядках. Ты знаешь, что за свои труды в итоге получишь условную оценку: «солнышко» с подписью «Молодец!» или «тучку», которая не сулила тебе ничего хорошего, кроме как работы над ошибками. Вспомнилось это мне не зря.

Уже на второй встрече, получив специальную тетрадь-блокнот на руки и карандаш от опытного псковского штурмана Екатерины Медведевой, я поняла, что снова пришло время получать «солнца» и «тучи», но уже всё по-взрослому.

Кате предстояло научить меня писать, а потом и диктовать стенограмму, благодаря которой пилоту легче ориентироваться во время ралли, особенно на спецучастках. Их нужно пойти за максимально быстрое время.

Стенограмма больше напоминает шифр. К примеру, я говорю: «100 П6 200 П5 на горку». Это означает, что через 100 метров будет незначительный поворот направо, после - ещё 200 метров до очередного поворота направо и горка – возвышенность на дороге. Понятно, что разжевывать всё это времени нет, особенно когда автомобиль летит со скоростью, превышающей 100 километров в час.

Запомнить все эти условные обозначения не так сложно, как продиктовать. Чтобы я всё это выучила, машину «ушатывали» около пяти часов по спецучастку ралли «Псков» «Качаново», расположенном в Палкинском районе.  

Тогда я и получила своё первое «солнышко», несмотря на периодическое «ой!» и «ааа, я поняла». Всё-таки как первое сентября для меня: задобрили и поощрили, словно школьницу. Хотя я себе больше напоминала собаку Павлова.

Как заметила в конце езды мой учитель, я должна стать пилоту «четырьмя глазами», ну или хотя бы «тремя».  

«За» и «против» «штурманизации»

После такой встряски по бездорожью я решила разложить всё по полочкам: выявить плюсы и минусы. 

Во-первых, могу констатировать, что ралли для девушки – это минус два килограмма за одну гонку, что не может не радовать. Второе, адреналин в кровь и эмоции в голову! Третье, проверка для самой себя, самодисциплина и ответственность, что тоже немаловажно. Да, и к тому же, кресло штурмана – прекрасное место, с которого можно управлять мужчиной, а он машиной.

Минус нашёлся только один: если придётся менять колесо во время гонки, то делать это будет и штурман. Похоже, надо забыть о маникюре. Но, уверена, это мелочи.

Так что, была - не была! Впереди ещё серия тренировок, проверка знаний, а потом считай, что госэкзамен – само ралли, которое будет уже совсем скоро – 2-3 мая.

Постскриптум. Ещё одним жирным плюсом стал костюм, который мне выдали на время гонок: синий прекрасно сочетается с рыжими волосами.

Дарья Никишина
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...