БЛОГ ЭКСПЕДИЦИИ: Религиозные особенности Бурятии. Часть 2 - Старообрядцы и шаманы
В этом году псковичи, активисты движения «Убитые дороги» во главе с депутатом Госдумы от Псковской области Александром Васильевым, а также еще несколько человек отправились в большую автомобильную экспедицию из конца в конец России: с острова Русский на Дальнем Востоке возле Владивостока до «русского полуострова» - Крыма, который недавно вернулся в состав России. Экспедиция стартовала 13 июня и финиширует в Севастополе 9 августа. За это время её участники проедут 14800 км по автомобильным дорогам 38 субъектов Российской федерации. Целью мероприятия является осуществление общественного и профессионального мониторинга состояния российских автомобильных дорог и придорожной инфраструктуры для формирования объективной оценки качества их содержания. Кроме того, составной частью мероприятия станет создание документального фильма «Обыкновенная Россия» о простых россиянах, многочисленные инициативы и достижения которых облагораживают повседневную жизнь всей страны. Среди участников экспедиции – и журналист, фотокорреспондент Псковского агентства информации, редактор раздела «ПАИ-Драйв» Александр СИДОРЕНКО. На протяжении всех дней экспедиции на страницах ПАИ он делится с читателями впечатлениями о местах, в которых побывают участники поездок, о том, как выдерживает такой перегон техника, а также о том, как обстоят дела с дорогами в разных регионах страны.
Продолжение. Начало - здесь >>>
Этот рассказ начну со старообрядцев. Они же - староверы-семейские. Это очень древняя ветвь древнего русского народа. Когда-то всеми обажаемая великая императрица Екатерина II насильственно согнала в Бурятию тех, кто не желал принимать церковную реформу. Переселяли, понятное дело, целыми семьями. Отсюда и приставка - «Семейские». Семейские староверы сейчас больше народность, чем религия, но традиции хрянят.
Целые деревни староверов попадаются на дороге в Бурятии. Домики аккуратные, раскрашенные разными красками. Кстати, раскрашивать дома вручную - особенность именно этой древнерусской народности. Нас встретили с песнями и застольем. Пить местный самогон мы отказались. Безопасность экспедиции превыше всего, а вот некоторые местные деликатесы опробовать удалось.
Особенно запомнились пирожки с черемухой и жидкая халва, получаемая из смеси меда и традиционной подсолнечной халвы. Вкуснота, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать. А теперь проглотите слюнки и читайте дальше.
Еще одна религия, в последнее время испытывающая подъем в Бурятии - шаманизм. Можно без скромности сказать, что шаманы в Бурятии были еще до появления староверов и буддистов. Шаманизм в массы сейчас несет организация «Тэнгэри». Люди здесь не случайные. Дело в том, что шаманом может стать не каждый, а только тот, кто прошел через страдания и достиг дна, чтобы выйти на новый уровень сознания.
Шаманское поселение живет бурной жизнью. Тут и детские лагеря, и постоянный прием страждущих и даже жертвоприношения. Признаюсь, стал свидетелем ритуала, при котором шаман входил в транс и, пожилой, кстати, человек, скакал как молодой козлик вокруг странных веточных конструкций. Мне понять всех тонкостей так и не удалось, но для себя вынес главное - в Бурятии шаманы и буддисты работают рука об руку и часто перенаправляют «клиентов» друг к другу. Душа - материя тонкая, тут не корысти ради, а пользы для.
Еще один интересный момент заключается в том, что буряты с самых древних времен гонят самогон, при том в две трубки сразу, мягкий и жесткий. Самогоном лечатся, самогон используют в ритуалах. Вообще, к шаману принято приходить с водкой и молоком, без них ни один ритуал не обходится. Но только не нужно думать, что все это выпивается. Все идет в жертву богам, о которых я вообще ничего не знаю.
В заключение хочется сказать, что какой бы веры не придерживался человек, он должен оставаться человеком, потому что спасение души зависит не от веры, не от религии, не от убеждений, а от нас самих!