Борьба идей и мифов

Этап выдвижения на выборах губернатора Псковской области завершился. Двое претендентов – коммунист Александр Рогов и справедливоросс Олег Брячак – уже зарегистрированы в качестве кандидатов. Еще четверо - врио губернатора Псковской области Андрей Турчак, координатор регионального отделения ЛДПР Сергей Макарченко, а также представители партий «Правое дело» и «Трудовая Россия» Василий Бобалев и Игорь Балабуст, - сдали пакет документов, включая подписи муниципальных депутатов, в облизбирком и ожидают вердикта комиссии. К концу недели окончательно станет ясно, кто из них прошел фильтр, будет зарегистрирован и перейдет к активной агитации.

 

«Жаль-жаль»

Напомним, изначально о своих губернаторских амбициях заявляли девять претендентов. Сито «муниципального фильтра» не преодолели представитель партии «Рожденные в СССР» Виктор Антипов, выдвиженец «Гражданской инициативы» Алексей Бурнацев и руководитель регионального отделения «Яблока» Лев Шлосберг.

Лев Шлосберг

Последний не прошел в следующий этап со скандалом, который сам тщательно и планомерно раздул. Если верить заявлениям яблочника, то он не смог получить необходимое количество подписей из-за угроз, которым подвергались симпатизирующие ему муниципальные депутаты. Заявления Шлосберга активно цитировались российскими  либеральными интернет-изданиями, но так и не стали темой для широкого обсуждения в народных массах. Для псковичей сейчас куда важнее огородно-дачный сезон, обсуждение жаркой погоды, отпусков и событий на Украине.

Не буду подробно останавливаться на содержании заявлений, отмечу лишь, что фактологическая их часть весьма и весьма спорна. Возможно, джентльменам и принято верить на слово, но не в этом случае. Например, вызывает вопросы число собранных кандидатом подписей: 149. Напомним, минимальное число подписей, которые должен предоставить кандидат – 150, максимальное – 157. То есть получается Льву Шлосбергу якобы не хватило всего одной подписи.

Получается, что в числе 149 зашита целая драматургия: вот-вот, почти, но не хватило всего одного смелого – остальные голоса, по заверениям Льва Шлосберга, так или иначе заблокированы его оппонентами. Кроме того, громкие обвинения были озвучены почти за неделю до окончания срока подачи документов в ТИК, хотя за это время вполне возможно найти недостающий голос и даже не один, обратиться, в конце концов к союзникам по оппозиционной коалиции в областном Собрании Рогову, Брячаку и Макарченко. Получается, что еще неделю назад Шлосберг был настолько уверен в своем поражении, что пошел ва-банк и устроил показательный скандал.

Вся эта история наводит на очень простую мысль: а были ли 149 подписей? Может, только всего 100 депутатов согласились отдать свои голоса в пользу политика, который публично выступил против возвращения Крыма? Может быть и вовсе подписей было 50?

Отчего-то эта версия кажется весьма правдоподобной. Правдоподобия ей добавляет тот факт, что одно из обвинений в якобы оказанном давлении со стороны региональных властей на муниципальных парламентарием при сборе подписей в пользу яблочного кандидата, оказалось по большому счету блефом. Это я о заявлении депутата Гдовского районного Собрания Александра Конашенкова. Заявить он заявил, его коллеги по райсобранию даже создали комиссию по проверке озвученных фактов, но никаких доказательств Конашенков так и не предоставил. Не были предъявлены и анонсированные ранее заявления в правоохранительные органы.

Но кампания по самопиару оказалась успешна. Все в соответствии с постоянной избирательной стратегией Льва Шлосберга: создание и поддержка образа гонимого политика, якобы единственного альтернативного кандидата от оппозиции действующей власти. Единственного и даже первого.

На этот миф активно клюют федеральные издания: им недосуг разбираться в реальных рейтингах, в том, что среди заявившихся кандидатов представитель «Яблока» далеко не на пьедестале, да, наконец, попросить предоставить им в доказательство уже собранные подписи. Кстати, весьма симптоматично, что этого не сделал и сам Лев Шлосберг.

Стартовавшая избирательная кампания развеяла также иллюзии по поводу реального желания и возможностей псковской оппозиции договориться между собой не на словах, а на деле.

Коалиция из КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР и «Яблока», образовавшаяся в областном Собрании, на выборах показывает свою несостоятельность. Никто из лидеров парламентских партий не оказал Шлосбергу поддержку при прохождении муниципального фильтра. Они лишь ограничились формальным «жаль-жаль» по поводу неучастия коллеги в выборах.

Пропавший баннер Олега Брячака

Избирательная кампания коммунистов и справедроссов худо-бедно началась. Но если о деятельности Александра Рогова представление можно составить по сайту псковского обкома КПРФ, то чем занят Олег Брячак не ясно. Да, рассказал в эфире одной из псковских радиостанций, что его отец депутат Госдумы Михаил Брячак в Крыму бизнесом не занимается, а ведет исключительно политическую работу. Да вот еще распространил в соцсетях сообщение о том, что куда-то пропал его избирательный баннер в Неелово.

 

Внутренняя конкуренция идей

Одной из основных проблем политики в Псковской области на протяжении многих лет остается отсутствие конкуренции идей, программ, стратегий разных политических сил. Похоже, в этом нынешняя избирательная кампания от других отличаться не будет и пройдет по формуле «власть хорошая – власть плохая». В отсутствии конкуренции идей на внешнем политическом «рынке», Андрей Турчак и его сторонники активизируют ее на «рынке» внутреннем. В этом смысле симптоматично создание Общественного штаба в поддержку кандидата Турчака, а по сути – экспертной площадки в поддержку и дополнение уже более или менее успешно реализуемой в регионе Народной программы.

Заседание Общественного штаба

«У штаба нет окончания срока работы, он должен работать и после 14 сентября, сопровождать и контролировать исполнение Народной программы, - отметил Андрей Турчак, тем самым фактически выводя создаваемый общественный институт за рамки избирательной кампании. - Это должен быть постоянно действующий институт коммуникации между обществом и властью. Это должен быть «мозговой центр», идеологическая фабрика, фабрика мысли».

Уже отмечалось, что попытки создания «фабрики мысли» в регионе предпринимались уже не раз. Успешность очередной пробы будет зависеть от целого ряда факторов.

Сам факт появления такой площадки характеризует общую направленность избирательной кампании Андрея Турчака на попытки объединить усилия власти, жителей и экспертного сообщества по выработке общей программы развития региона. То есть с одной стороны гражданские активисты и жители области, которые делают предложения в Народную программу, формируя ее «тело», а с другой – экспертное сообщество, формирующее тактику и стратегию Народной программы и призванное осуществлять контроль за ее исполнением. И, наконец, с третьей – сам Андрей Турчак и власть, как гарант исполнения Программы.

Эксперты Общественного штаба каждый день собираются на тематическую дискуссию, вырабатывая общий свод вопросов и их решений. По мнению наблюдателей работа идет довольно эффективно, правда, внутренняя конкуренция идей порой все же незначительна. Да и востребованы ли будут итоги дискуссий?

В четверг, 7 июля Общественный штаб пройдет с участием Андрея Турчака, будут обсуждаться вопросы демографии, здравоохранения. Интерес для анализа будет представлять конечный продукт, с которым участники встречи выйдут после работы. Напомним, на первом заседании штаба Турчак заявил о том, что итоги секции будут оформлены в некое программное заявление.

 

* * *

Избирательная кампания только началась, но сюрпризов от нее ждать не приходится. Роли и амплуа действующих лиц не поменялись. И все-таки эти выборы отличаются от уже хорошо забытых губернаторских кампаний образца 1999 и 2004 годов: даже за полтора месяца до дня голосования не чувствуется никакого напряжения столь характерного для тех выборов. Большинство из участников нынешних выборов уже не воспринимают их как войну на выживание.

 

Андрей РАЗУМОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...