Русская Православная Церковь начинает готовиться к Великому посту

Великий пост начинается 14 марта, а готовится Церковь к Великому посту с 20 февраля, когда на Божественной Литургии читается евангельский отрывок о Мытаре и фарисее. Информационная служба Псковской епархии предоставила ПАИ комментарий проректора Духовного училища отца Андрея Вахрушева о подготовке РПЦ к Великому посту.

Как сказал о. Андрей Вахрушев: «С этого воскресного дня открывается период исполнения в церкви особой книги под названием «Триодь постная». В эту книгу входят тексты богослужений к трем подготовительным неделям к Великому посту, сама Святая четыредесятница, Страстная Седмица – все постные службы до Пасхи. Эта книга будет лежать постоянно на аналое в храме, и мы будем ею руководствоваться. Первое, с чего начинается текст книги, с воскресного дня, получившего название «Неделя Мытаря и фарисея». Эта служба связана с евангельской притчей, которая читается на воскресенье на Литургии. Притча находится у одного евангелиста - Луки.18., и показывает причину препятствия духовного роста человека - гордость. Люди в раю захотели быть как боги и потеряли рай, а на сегодняшний день, гордость является первейшим сопутчиком и основным препятствием нашему духовному росту. Победить гордость можно только смирением. И этот евангельский отрывок и стихиры самой службы об этом и говорят: «Не помолимся фарисейски, братие».

Далее о. Андрей объяснил суть евангельского события: «Есть в стихирах службы и еще одно замечательное выражение: отгоним от себя высокую гордыню. На первой неделе приуготовления к посту осуждаются показные труды, которые способствуют развитию гордости в человеке и призывают к смиренным трудам. Мытарь бил себя в грудь и говорил: Боже, буди милостив ко мне грешному», а фарисей ставил перед Господом свои заслуги, в том числе, и увеличенный по собственному решению пост. И Церковь, как нравоучительный урок, отменяет пост во всю седмицу Мытаря и фарисея специально, показывая, что такой пост идет не во спасение, если он приводит к гордыне. Получается что – то вроде: Я стал лучше моего соседа, поскольку я постился, а он нет. Я – лучше. Исполнение заповедей должно приводит к осознанию своих немощей, а у фарисея получилось наоборот.

Православные верующие приходят на воскресную службу 20 февраля, и здесь важно нам извлечь урок, что есть человек внешний и человек внутренний, и между ними - огромная разница. Зачастую жизнь в двойном стандарте стала для нас нормой, а задача и назидание притчи в том, чтобы человека внешний направил свой взор внутрь самого себя и смог увидеть свое реальное внутреннее состояние.

Есть и другая притча, она идет по смыслу параллельно с притчей о Мытаре и фарисее - притча о смоковнице (Лука.13). Господь увидел смоковницу, которая сбросила свои листья, а у смоковницы плоды появляются быстрее листьев. И если есть листья – должны быть плоды. А у той смоковницы их не было. Смоковница обманывала. Она внешне была плодовита, были листья, но на самом деле бесплодна – это и есть образ фарисея. Мы внешне выставляем свою внешнюю правильность, оставаясь бесплодными внутри. И когда Господь увидел отцветшую смоковницу без плодов, Он ее проклял, и на другой же день она засохла. Надо знать при этом, что Господь проклял не человека, и не животное, а дерево, самое распространенное среди палестинских кустарников, никчемное и ненужное дерево Палестины. Оно росло при дороге, и было ничье. И то, что плодов на ней не было, а листья были, говорит о том, что смоковница была больна и засохла бы сама по себе. Господь сделал то, что все равно случилось бы. Так что эта притча говорит о бесплодности внешней праведности и о милосердии Господа нашего Иисуса Христа».

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...