100 лет одиночества

Парламентские выборы 2016 года, про которые нам ежечасно вещали и̶з̶ ̶к̶а̶ж̶д̶о̶г̶о̶ ̶у̶т̶ю̶г̶а̶ в течение полугода, состоялись. Все как обычно: Единая Россия празднует, оппозиция недовольна, эксперты посрамлены, Запад в шоке. Здесь все очень стабильно. Эксперты-социологи предсказывали протестное голосование «холодильником», которое повлечет последующий крах партии власти. Вскрытие урн показало, что не холодильником, а чем-то другим, более возвышенным. По крайней мере, пока.

Вот уже пару дней недовольные результатами выборов, взяв на вооружение распределение Гаусса, бегают с ним наперевес, пытаясь доказать, что подобного результата просто и быть не могло. Ну, справедливости ради, распределение Гаусса – это из области высшей социологии и без специальных знаний мало кому доступно даже для элементарного понимания. Тем не менее, только ленивый оппозиционер не кинулся с пеной у рта объяснять обывателям, что, согласно теории вероятности, «Единая» Россия просто не могла победить.

Надо сказать, что современная политическая аналитика от распределения Гаусса ушла далеко вперед. Не вдаваясь в избыточные подробности, исследования Нейта Силвера и Митчелла Лихтмана, посвященные пониманию теории вероятности и основанные на анализе регрессии, ситуацию видят под принципиально другим углом.

 

Это какой-то неправильный народ

Оппозиция, как водится, огорчила и разочаровала. Нет, лично мне она ничего не должна, конечно. Но я, полагаю, как и любой здравомыслящий человек, убежден в необходимости сильной качественной оппозиции действующей власти. Какой бы хорошей власть не была, ей нужен достойный оппонент и соперник. Выборы 18 сентября доказали в очередной раз очевидное: сегодня достойной оппозиции в России нет.

Можно сколько угодно обвинять в этом действующую власть, административный ресурс и т.д. Эти мантры оппозиции уже давно набили оскомину. Ну, право же, сколько можно об одном и том же? Власть – это такая штука, которую трудно взять, изображая из себя стеснительную институтку.

Единственное, что меня удивило во всей истории – это реакция оппозиции на итоговый результат. Поскольку в этот раз «карта нарушений» выглядела малоубедительной (что, фактически, подтвердили все без исключения наблюдатели, в том числе от не самой дружественной ОБСЕ), нужно было что-то более серьезное. И тогда решили во всех бедах обвинить Народ.

В принципе местами все это и раньше проскальзывало. Противопоставление: «ватники», «путиноиды», «крымнашисты» – думающие либералы, креативный класс. Только раньше это было неотъемлемой частью сетевого творчества малозначительных интернет-фриков. После выборов же едва ли не все сколько-нибудь заметные представители оппозиции, будь то «Яблоко» или ПАРНАС, не отказали себе в удовольствии пройтись по «русскому народу».

Народ им, очевидно, достался не вполне правильный. Состоящий сплошь из каких-то недочеловеческих ресурсов. Бюджетники, которым плохо, но которые боятся, как бы не было хуже. Военные, которых хорошо бы вообще лишить избирательного права, поскольку голосуют, как старший приказал, да и вообще голова у них, чтобы кирпичи разбивать. Апатичные хипстеры, которым оказалось лень оторвать пятую точку от смартфона. Затюканные коммерсы, униженные сотрудники торговых сетей – все они не дошли до избирательных участков. Ну, вот, реально получается, что это какой-то неправильный народ с точки зрения так называемых либералов. А где же те несгибаемые бойцы, днем и ночью кующие будущую победу над кровавым режимом?

 

Одиночество в сети

Если судить по бескрайним просторам интернета, то совокупная электоральная база несистемной оппозиции никак не меньше 50%. Без сомнения, наши так называемые либералы давно воцарились в цифровом пространстве. Странно, что им не удается выйти за его пределы.

Странно ли? Для активных участников политических дискуссий в интернет-пространстве не секрет, что спорить с «типичным российским либералом» по факту бессмысленно. Никакая иная точка зрения, отличная от его мнения, не принимается и существовать не может. Тот, кто не согласен с базовыми установками, что «ЕР» – партия жуликов и воров, действующая власть – абсолютное зло и т. п., будет немедленно признан ватником и путиноидом. Такой собеседник либо немедленно отправится в бан (дабы не осквернял святое и непорочное), либо его будут высокомерно игнорить: дескать, не стоит обращать внимание на недоразвитых.

Думаю, что именно здесь корень всех бед и неудач несистемной оппозиции. Неприкрытое высокомерие, демонстративный снобизм, оскорбительная сегрегация народа, показательные заявления о том, что «с большинством не по пути», в конечном счете, отказ от какого-либо диалога с носителями другой точки зрения – все это наша несистемная оппозиция. Там все еще по инерции продолжают говорить, что их душат всякие минюсты и избиркомы. Да Бог с вами, господа. Зачем вас душить, если вы сами, по собственной воле, засунули себя в прокрустово ложе, из которого принципиально не хотите выбираться…

Было бы верхом наивности при таком отношении к народу ожидать его поддержки на выборах. Думаю, многие, кто проголосовал за «Единую Россию», на самом деле относятся к ней как минимум критически. Но человек в здравом уме, если что-то меняет, то меняет на лучшее. Или, по крайней мере, когда есть на это надежда. С нашей несистемной оппозицией это был явно не тот случай.

О чем говорить, если даже в своих псевдолиберальных сектах не смогли договориться и, вдрызг разругавшись, пошли на выборы порознь. Да еще и кампанию выстраивали так, чтобы оттеснить прежде всего своих идейных союзников. В итоге каждому достался кусочек статистической погрешности. Зато свой. Из этих кусочков прекрасно сложилось разбитое корыто…

 

Горькое послевкусие

Как будет работать законодательная власть в условиях конституционного большинства, нам только предстоит понять и осмыслить. Наверно, есть тревога, но народ свой выбор сделал. А другого народа, как известно, у нас нет.

Парадокс в том, что за этот выбор несет полную ответственность не столько действующая власть, сколько оппозиция. Она выглядела в этот раз настолько неприглядно и невнятно, что даже их убежденные сторонники отказались их поддержать. «Яблоко» гордо именовало себя «партией граждан». Как итог, вишенкой на этом торте – полное непонимание, чем живут эти самые граждане. А после того, как «граждане» не оправдали надежд, еще и вылили тонны помоев на их головы.

Мне раньше казалось, что партии, вроде «Яблока» или ПАРНАСа – это попытка создать классические партии европейского типа. Попытка, надо сказать, не удалась. За подобное отношение к гражданам в любой цивилизованной стране лидеров таких партий закидали бы помидорами, а сами партии ушли бы в политическое небытие. Но у нас, как водится, свой путь. Поэтому, думаю, ничего у них принципиально не поменяется. Будут все так же сидеть в своих уютных блогах, безжалостно банить несогласных, горевать об утраченных надеждах. Лидеры никуда не денутся, аккурат к очередным выборам они снова откопают непреодолимые идейные разногласия, рассорятся в пух и прах и… Ну, впрочем, поживем – увидим.

Константин Калиниченко
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...