Электро-Онегин Елены Морозовой

Казалось бы, стоит ли многого ждать от моноспектакля по «Евгению Онегину»? И текст всем известен вдоль и поперек, и жанр не слишком располагает – ну как одному человеку сыграть такую вещь. «Зато почитают нам стихов», - слышал я и такую реплику среди публики, пришедшей в Малый зал псковского театра на спектакль Электротеатра Станиславский «Пушкин+. Евгений Онегин». Впрочем, по большей части настроение у всех было приподнятое, фестивальное. Как оказалось, не зря.

Фото пресс-службы Театрально-концертной дирекции Псковской области

Сперва в темноте мы услышали стук каблуков, притопывания в каком-то странном ритме; потом сцена осветилась, и на приглушенном сине-фиолетовом фоне в луче прожектора возникла Елена Морозова, в белых, словно искрящихся, одеждах. Она начала читать, и вроде бы ничего особенного не делала, но довольно скоро зал начал реагировать – то вздох, то смех – постепенно спектакль «раскрутился», набрал обороты.

Фото пресс-службы Театрально-концертной дирекции Псковской области

И вот уже Татьяна надевает розовые сапожки, чтобы прогуляться весенней порой к онегинскому дому (кстати говоря, жаль, что Дмитрий Месхиев не рассказал предварительно Морозовой про «отличные псковские резиновые сапоги» – получилась бы гениальная привязка пушкинской строки к родной псковской земле), и вот уже зал смеется над бабкой-ключницей, грустит вместе с Татьяной, вздыхает со старушкой Лариной, снова смеется, когда Морозова на манер буддийской мантры тянет «Ммммммммммммммммммммосква, как много в этом звуке, Ммммммммммммммммммммосква»… Действие увлекает и, с одной стороны, забываешь, что перед тобой один человек, настолько живо представляются нужные картины, а с другой стороны, конечно, все время видишь перед собой одного человека, и восхищаешься демонстрируемым зрелым профессиональным мастерством.

Фото пресс-службы Театрально-концертной дирекции Псковской области

Помимо прочего, весьма впечатляет и используемый арсенал чисто технических приемов – кажется, нет такой вещи из тех, что нынче приняты на театральной сцене, которую бы не сделала Елена Морозова: она и декламирует, и танцует, и акробатически вьется по лестницам, и выбегает в зал поболтать со зрителями, и поет, и даже рэп читать пытается. К слову, звука в спектакле немного, и сделан он крайне бережно: звуковое оформление чуть подчеркивает нужные моменты и исчезает.

Зритель глядит восторженно и изумленно, как оживает перед ним пушкинский текст, как он искрится, переливается и пульсирует, раскрывается неожиданным юмором, иронией, оптимизмом. С такими актерами понятно, почему «Станиславский» - «электротеатр». После спектакля Елена Морозова признается, что для нее крайне важно было привезти этот спектакль в Пушкинские Горы и Псков, что этот «разговор» ее с Пушкиным очень давний, и начат благодаря Виталию Яковлевичу Виленкину, который работал с ней над фрагментами «Онегина» и показал, сколько всего скрывает этот текст. «Пушкин сказал бы: до-рос-ла!», - смеется она. Без сомнения – да, и для тех, кто имел счастье видеть спектакль, чтение Пушкина будет теперь накрепко увязано с прекрасным даром Елены Морозовой.

Алексей Жихаревич
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...