Дом-шкатулка: климентовский лабиринт

На время покинем бездонный Мстиславский раскоп с его удивительными находками, и переберёмся на противоположный берег реки Великой. Работа археологов в прибрежной части Завеличья началась в 2016-м, продолжилась и завершилась в 2017 году. Здесь располагался Климентовский раскоп, получивший своё название в честь ближайшей церкви Климента Папы Римского.

На территории старого речного порта, возникшего здесь в первые годы советской власти, удалось вскрыть несколько тысяч квадратных метров культурного слоя. Обнаружилось, что псковичи освоились на этом берегу уже в XI веке. Причём это была не сельская территория и даже не ближайший пригород, а самый настоящий посад — торгово-ремесленная часть города. Сейчас над Климентовским раскопом, а точнее раскопами (всего их было десять), возводится жилой комплекс.

Климентовский раскоп с высоты птичьего полёта. Фото предоставлено Псковским археологическим центром

Во время строительства псковского порта здесь проводились масштабные строительные работы, и значительная часть культурного слоя (около метра) и без того спресованного из-за слабой увлажнённости почвы, оказалась просто-напросто срезана. На изучение археологам в лучшем случае осталось порядка 50 см. «Не густо», - признаёт старший научный сотрудник АНО «Псковский археологический центр» Сергей Степанов.

Местами слои оказались перемешаны и находки, например, XX века залегали вместе с артефактами Древней Руси. Здесь с самого начала освоения территории размещались жилые постройки, хозяйственные помещения и небольшие кустарные производства. Археологам попадались ямы с железным шлаком и следами бытовой металлургии в виде литейных формочек, улавливается косторезное ремесло. «Вот как раз самое интересное нам дали комплексы из древнерусских хозяйственных ям, из углублений под частокол и, чего уж там, помоек. Во-первых, пришло понимание, что здесь жило городское население, во-вторых, стала понятна планировка и то, что расцвет освоения территории пришёлся на середину XV века», - рассказал Сергей Степанов.

Псков возник как полиэтничный город: здесь жили и скандинавы, и славяне, и балты. Возможно, но совсем не факт, было разделение, и часть представителей какого-то этноса устроилась за рекой. «Это только предположение», - напомнил Сергей Степанов.

Сергей Степанов

Протяжённость завеличенского посада была внушительной — псковичи освоили территорию от Мирожского до Иоанновского монастыря (ныне там располагается Комсомольская площадь перед радиозаводом). Был ещё посад на Запсковье и, конечно, в центре. Фактически Псков уже в XII веке был мегаполисом своего времени, уверен Сергей Степанов: «Таких городов по пальцам пересчитать — Киев, Новгород, и то неизвестно дотягивает ли он до Пскова того времени».

Однако к XIII веку, во время обострения геополитической и военной ситуации, большая часть жителей вынужденно покинули Завеличье и перебрались ближе к крепостным стенам на противоположном берегу реки, чтобы укрыться в случае нападения. В результате подобных перемещений (и не только с Завеличья) территория Пскова сократилась в три раза. «Появилась археологическая лакуна с начала XIII и до конца XIV века. То есть практически 150 лет люди на той стороне реки не жили, велась только какая-то вялотекущая деятельность», - пояснил Сергей Степанов.

Самая интересная стационарная находка Климентовского раскопа — огромный амбар XVII-XVIII веков из восьми помещений на 250 кв. метров — настоящий лабиринт. Специалисты с осторожностью связывают постройки с хозяйственной деятельностью купцов Поганкиных, у которых примерно в этих местах размещалось кожевенное производство. «Амбары - прелесть что за находка: лесенки, проёмы... Крышу ставь и пользуйся. Комплекс удалось законсервировать. Сейчас там возводится дом, но застройщик намерен сохранить этот объект для показа», - рассказал Сергей Степанов.

Неподалеку, метрах в сорока от амбаров, обнаружились круги с остатками железных обручей. Здесь как раз находились бочки для дубления кож, которым занимались Поганкины.

В верхней части фотографии заметны два правильных круга. Здесь и размещались бочки для кож. Фото предоставлено Псковским археологическим центром

Находкам, сделанным в Климентовском раскопе, на выставке древностей на Герцена, 1/1 посвящены сразу два стенда. Любопытный экскурсант увидит коллекцию медных и серебряных монет: здесь не только псковские и новгородские деньги, но и обрезки арабских дирхемов VIII-X веков. Дело в том, что серебряные дирхемы разрезали, взвешивали и расплачивались ими, как если бы это был необработанный драгоценный металл.

Под пятым номером - монеты-чешуйки, под шестым - серебряные дирхемы

В раскопе обнаружилась псковская актовая печать, которой скрепляли документы. Рядом — печать с изображением Святой Троицы. Всё это мы уже видели среди мстиславских артефактов.

Печать с изображением Святой Троицы

Чуть ниже - зооморфная привеска XIV века, на которую навешивались украшения, обереги и прочие полезные вещицы. Ещё одна деталь костюма средневекового псковича - накладка с одноглавым орлом-прародителем двуглавой птицы, которая позже станет символом государства.

Накладка с орлом и зооморфная привеска

Археологи сделали множество бытовых находок, среди которых — лопасть наперсного креста с изображением святого, несколько разновидностей ранних нательных крестиков (XI век). От более поздних их отличают равные перекладины и простой дизайн.

Нательные крестики XI века

Лопасть наперсного креста с изображением святого

Ранее христианство язычеству не помеха, поэтому тут же археологи наши так называемый «молоточек Тора» (мьёльнир ) XI века. Эту штуковину, пришедшую на Русь из скандинавской культуры, могли носить на шее одновременно с крестиком, используя в качестве оберега «от всего плохого».

"Молоточек Тора"

Рядом разместились части серебряного поясного набора XI века, множество пуговиц, бубенчики, подвеска-оберег в виде звериного клыка, браслет с зооморфным окончанием виде головы дракона или змеи. Он разогнут, что свидетельствует о том, что его готовили к переплавке.

На соседней полке - изящное плоское приспособление, которое, скорее всего, использовалось как нож для линования пергамена. Необычная литейная формочка для кустарной металлургии интересна тем, что все её стороны использовались для литья разных предметов: хочешь - крестик изготовь, хочешь - накладки всех сортов. Здесь же обнаруживается лопата XVII-XVIII века, клад екатерининских монет, поломанные ножницы, ледоходные шипы, изогнутые пряжки, осколки слюды, которая заменяла горожанам стекло.

Многофункциональная литейная форма. Фото предоставлено Псковским археологическим центром

Находки Климентовского раскопа свидетельствуют, что жизнь в Пскове кипела по обеим берегам реки, и горожане прекрасно чувствовали себя на ближнем Завеличье образца XI века.

Ольга Машкарина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...