Протоиерей Владимир Попов считает, что Чернобыльская катастрофа встряхнула общество и завершила коммунистическую эпоху
26 апреля отмечается 20-летие Чернобыльской техногенной катастрофы. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, сегодня Правительство серьезно помогает ликвидатором этой аварии, а Патриарх Московский и всея России Алексий II награждает Патриаршими грамотами героев – ликвидаторов. Епархиальная служба предложила священникам Псковской Епархии высказаться об этом трагическом событии 20-летней давности.
Клирик псковского храма Михаила Архангела (в Городце) священник Виктор Кулев: «Было мне тогда 25 лет, и я попал на сборы в 1987 году, как военнообязанный. Сказали, строить Припять, а оказалось, на АЭС. Попал в Ленинградский полк, инженерный батальон, у меня 45 ходок в зону: Центральный могильник, «рыжий лес»… Наш батальон закапывал «грязный лес», работали и на 3 - ем энергоблоке. Туда тоже было несколько ходок – «чистили» комнаты, а когда дозу выбрал, на машине возил паек, кормил людей. В Чернобыле отбыл 100 дней в 1987 году. Основные годы для пенсии по инвалидности ликвидаторам –1986 -1987 гг. Я на инвалидности, после такой работы там здоровых нет. Страха не было, но ощущение было неприятным: дозиметры, зараженные территории. Полк наш хороший, служба была нормальной, бардака не было, быт был хорошо устроен, руководили нами нормально, командиры попались толковые, каждый делал свою работу: собирали «грязь», увозили в могильники. Раньше мы были иначе воспитаны, и от армии было стыдно увиливать.
Сейчас государство немного по-другому к нам относится, а когда после Чернобыля, в советское время, мы приехали в Псков, нам здесь в областном профсоюзе сказали, что никакой аварии в государстве нет. Потом при Ельцине стали обращать немного внимания. Сейчас, Слава Богу, государство нам помогает, в СССР это не решалось вообще, а ныне грех жаловаться: у нас есть пенсии, есть бесплатное медицинское обслуживание, Слава Богу, живем все потихоньку. Все события я принимаю, как волю Божию, тогда еще не был верующим человеком, но осознавал то, что происходило. Господь написал Апокалипсис, и все идет своим чередом, каждый несет свой долг: кто в Афгане, кто в Чечне, кто где. Существуют интересы государства, есть и люди, которые принимают присягу и служат государству. Во всем вижу Промысл Божий, только по Его воле и ничьей другой, все совершается. Наше дело маленькое: Господу Богу молиться и государству своему, Родине служить - этому наши старчики учили, призывают родители и власть».
Оценивая Чернобыльскую катастрофу, настоятель Никольского храма в Любятове митрофорный протоиерей Владимир Попов сказал следующее: «Тогда заканчивалась коммунистическая эпоха, и это чувствовалось во всем: по закостенению власти, ее неумению реагировать на возрастающие суровые запросы времени. Живая душа у народа была вынута, в ней господствовал мелкий бес, и эта бесовщина привела к тому, что на горизонте стала вырисовываться апокалиптическая картина. Не случайно Чернобыль (полынь) напоминает нам известные слова в Апокалипсисе о звезде Полынь, которая упала и заразила все источники вод, и они стали горькими. Произошла величайшая техногенная катастрофа, а власть делает вид, что ничего не случилось, и только, когда американцы сфотографировали атомный блок Чернобыльской АЭС из космоса, тогда начались какие–то действия. Ведь в стране была огромная армия гражданской обороны, и все вроде бы было продумано, но не было приказа сверху. Были уже первомайские праздники, шли демонстрации под радиоактивным дождем, люди ничего не знали, и собирали на свою голову радиацию, облучались. Возможно, такая катастрофа встряхнула общество, и большевистские миражи исчезли. Народ понял, что его завели в ловушку, и государство стало медленно рассыпаться. К сожалению, этот урок забыт. Страшные вещи и страшные истины стараются забыть, избегают их вспоминать, также неохотно мы вспоминаем собственные грехи и собственные преступления, оправдываем их обстоятельствами, забываем, чтобы не мучить свою совесть. Но этот реактор никуда не исчез, он бурлит, и никто не знает, что с ним произойдет дальше. И что будет, если это еще раз взорвется? Наша наука не может разрешить эту проблему, которая, как дамоклов меч, висит над Украиной и Россией. И, по–моему, никто всерьез об этом не собирается думать, полагая, что «рассосется». Я надеялся, что после этой страшной катастрофы люди начнут более серьезно относиться к религиозным проблемам, больше будут молиться, но этого не произошло. Пока нас пощадили, и катастрофа замедлилась на некоторое время, но надо помнить слова Господа: «Молитесь да не внидите в напасть», мы же надеемся, что в напасть не внидем, а молиться не хотим».
Возле памятного Знака, посвященного трагическим чернобыльским событиям, 26 апреля Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с духовенством Пскова совершил панихиду в память о погибших в этой страшной техногенной катастрофе.