Паломничество, как путь спасения

Часть 1.

Псков

С 11 по 14 мая Паломнический центр «Вертоград» при Псковской епархии проводил по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия II Международный паломнический семинар. Первый прошел в прошлом году, тоже в мае, но был более короток и ограничился Святынями в Пскове и окрестностях. Маршрут Второго семинара был протяженным и состоял из святынь Пскова: Свято-Троицкого Кафедрального Собора, Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, храмов города. Затем паломники отправились в путешествие в северном Гдовском направлении: посетили Спасо-Елеазаровский женский монастырь, Собор в честь иконы Божией Матери Державная в Гдове, храмы свв. Петра и Павла на берегу Чудского озера в Ветвенике и Спицыне, посмотрели храм – усыпальницу рода Коновницыных в Кярово, побывали в Трутневских пещерах, которые хранят в урочище следок Божией Матери на камне; совершили водное паломничество к святыням Талабских островов в Псковском озере. На восточном порховском направлении поклонились Преподобному Никандру в Свято-Благовещенской Никандровой обители, стали участниками Литургии в Сретенском храме одного из древнейших монастырей-молитвенников Свято-Успенского Псково-Печерского закончили паломничество в древнем Изборске, в доме св. Николая Чудотворца, возле ключей 12 Апостолов. Покровительствовали нашему путешествию Богородица, святые Апостолы Петр и Павел, Евангелист Иоанн Богослов, Святитель Николай, псковские святые угодники, собственно, мы и начали паломничество из дома Святой Троицы – Пскова и закончили на западной границе России и Псковской земли в Печерах и Изборске, в двадцати километрах от Пскова. Цели паломнического «круга» были следующие: познакомить руководителей паломнических служб со Святынями Псковской земли, ее историей, показать возможности псковского сервиса, обменяться опытом, узнать и познакомиться друг с другом, то есть наладить паломнические партнерские связи.

Псков

Увиденное нами на Псковской земле еще раз подтвердило известное высказывание псковского батюшки протоиерея Валентина Мордасова о том, что Псковская земля – это русский Иерусалим. Рассказывать о паломническом семинаре непросто: возможно ли поделиться своей радостью, передать, что ты испытываешь, когда прикасаешься к Святыне, когда молишься, просто смотришь из окна автобуса, или с кормы старого пароходика «Александр Невский», который бодро тащится по озеру, а на берегах все то, что и столетия назад.

Псков

Большая радость была пережита нашим паломническим коллективом, состоящим из руководителей паломнических служб России и нашего ближнего Зарубежья: Белоруссии. Украины и Латвии. Юрий Минулин, директор первой паломнической службы России «Радонеж» считает, что такие паломнические туры, которые организует Псковская епархия, интересны тем, что «Псковская земля похожа на Россию, она вобрала в себя все, что есть в России: озера и реки, леса и холмы, равнины, храмы, монастыри. У нас нет теплых морей, песчаных пляжей и дорогих курортов, но у нас еще есть удивительная страна Святая Русь, о ней не все знают, не все ее видят, но она есть. Псковская область как капля, в которой отражается вся Православная Россия. Здесь есть свое море – Чудское озеро, есть свои острова благочестия – Талабские острова, к которым мы прибиваемся. Псков – это земля, где есть все, и хотелось, чтобы об этом знали, и с помощью паломнических служб, в том числе». Вот так и получается, как в Евангельской притче о расслабленном: чтобы дойти до Ангельской волны, исцелиться и получить духовные силы, надо найти человека, который довел бы до Святыни. Такую службу в нашем современном Православном мире выполняет паломничество.

О II Паломническом семинаре мы все - таки попытаемся рассказать, хотя всю полноту этого «профессионального» паломничества передать не сможем. Поэтому просто и по порядку, с Богом!

1. Псков – Гдов – Талабские острова – Никандрова пустынь – Псково – Печерский монастырь – Изборск.

Псков

11 мая. Началось наше паломничество с главной Святыни Псковской епархии – Свято-Троицкого Кафедрального Собора, где Соборные святыни показывал отец Андрей Таскаев, настоятель одного из древнейших храмов Пскова св. Иоанна Богослова и по совместительству руководитель информационной службы Епархии и паломнического центра «Вертоград». В Соборе находится серебряная рака с мощами псковских угодников Божиих Благоверных князей Гавриила и Тимофея, Блаженного Николая и Преподобного Иоасафа Снетогорского. Мы приложились к чудотворным иконам: Чирской Божией Матери, Псково-Покровской, Псковской иконе Божией Матери и мироточивой иконе св. целителя Пантелеимона. Отец Андрей показал нам храм Апостола Иоанна Богослова, восстановленный из руин, ныне расписанный фресками, и хранящий святые иконы Спасителя, Евангелиста Иоанна Богослова, икону, написанную на Патмосе в Пещере Апокалипсиса. В храме есть фреска – образ Царя мученика – страстотерпца, лик Царя был написан в день прославления семьи Царственных мучеников, о чем художники, когда писали образ, не знали. В Пскове 48 храмов, в тридцати идет Богослужение, а население в городе около 200 тысяч человек. Храмы небольшие, и в праздники бывает тесно, но куда ни кинешь взор в городе – везде увидишь крест на куполе, храм всегда рядом с тобой.

Удобный Неоплан вез нас на север области, где в 25 километрах от Пскова находится Спасо-Елеазаровский женский монастырь.

Псков

В прошлом обитель, основанная пустынножителем монахом Ефросином, была мужской, после революции разорена, а в девяностые годы рухнул купол и барабан монастырского Собора в честь Трех Святителей. И только как пять лет в монастыре под руководством матушки Елисаветы ведутся интенсивные работы по восстановлению обители, в которой сейчас трудятся тридцать насельниц, есть схимницы и монахини. Матушка Елисавета ревностная служительница памяти Преподобного Ефросина: в этой обители рождалась великая русская идея Православной Руси – Третьего Рима елеазаровского старца Филофея.

Сюда уже много позже ездила к своему духовнику преподобному Гавриилу (Зырянову) Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В монастыре сберегаются иконы Божией Матери Феодоровская, которой, по преданию, молилась семья Царственных мучеников, икона мироточит; икона Божией Матери Старорусская, иконы преподобного Ефросина.

Псков

Рядом с храмом Трех Святителей огромное било – звук которого долго держится в благодатном воздухе. Когда ехали в монастырь по дороге искупались в источнике, он пробился в месте, где преподобный Ефросин встречал икону Божией Матери Цареградская. В монастыре строится большой дом, в котором, предполагается, будет богадельня для страждущих, а таких сейчас у нас много.

12 мая. Гдов. Самый север области, почти тайга, пока ехали, за окном голубела полоса Чудского озера. Настоятель гдовского храма в честь иконы Божией Матери Державная отец Михаил Женочин рассказал много интересного о Соборе, который был построен по благословению залитского старца отца Николая Гурьянова, он же и икону подарил в храм – Державную.

Псков

Благословил строиться Собору отец Николай в 1988 году, освящен он был Архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием 8 ноября 1994 года – это первый храм, построенный в Псковской епархии после революции. Было привезено на его строительство 40 вагонов кирпича, как сказал отец Михаил: «Я, как пришел сюда 23 года назад, когда здесь был только фундамент от древнего взорванного храма, так и доныне здесь. Пока сохраняемся, как везде, но имеем свои надежды, свое благословение. Храм построили таким, каким он был в XVI веке, на старом фундаменте, и опытные искусствоведы не отличают наш новый храм от древнего.

У нас строились маленькие храмы, в которых все друг друга в лицо знают, такой храм соединяет людей, а пастырь знает своего прихожанина не только по имени, но и какие у него скорби». Рядом с храмом возводится дом на месте прежнего дома настоятеля Собора, которым был в начале 20 века протоиерей Константин Несвицкий, чья дочь Елисавета жила здесь около двадцати лет, а потом стала супругой Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Сейчас в строящемся здании уже есть класс Воскресной школы для детей и взрослых, трапезная, второй этаж будет гостевым. Отец Михаил рассказал «историю с фотографией», которую он привез однажды отцу Николаю, чтобы показать, как строится храм: «И батюшка, отец Николай, спрашивает: этот кто, а этот кто? а это кто? - А это, батюшка,- говорю, - мешок с деньгами. Ну, - говорит, - мешок, раскрывайся, - и перекрестил фотографию - деньги опять пошли. Деньги все у Бога, кому надо, Господь их дает. Здание это строится на деньги дочери Нью – Йоркского Епископа Иоанна Легкого».

Псков

После Гдова заехали в Кярово на кладбище, где стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм красивый, неожиданно барочный, домашняя церковь героя 1812 года Петра Коновницына, под спудом покоится он сам и его сыновья. Одного из потомков русского героя офицера Алексея Коновницына большевики расстреляли.

Закончилось наше паломничество по Гдовской земле в пещерах Трутнева, где купцу Трутневу было явление Божией Матери, остался Ее следок на одном из камней, как знак того, что место это свято и здесь нельзя ничего строить. Произошло это чудесное явление купцу, собиравшемуся строить мельницу, в шестую пятницу после Пасхи.

Вернулись в Псков в Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, уже был вечер. Солнце садилось, а в монастыре ни души – возле древнего Собора XII века стоит игумен Марк и рассказывает нам, как строился монастырь новгородским Епископом Нифонтом, который собирал деньги по миру для его строительства, как расписывали фресками и как подвергался он набегам западных соседей, которые не щадили монахов и предавали их смерти. Первыми врага встречали всегда псковские монастыри, они обычно строились на западном берегу реки Великой - были духовной стеной, преграждая путь иноземцу. Мирожский монастырь возрождается с 1994 года, в нем 11 насельников, 5 монахов, есть иконописная мастерская.

Псков

Спасо-Преображенский Собор с уникальными фресками XII века остается в ведении музея, а храм св. диакона Стефана – монастырским. Отец Марк показал нам иконописную мастерскую, познакомил с древней техникой писания образа, заметив, монастырские обители на Руси всегда были духовными центрами земли, а здесь, в Мирожском монастыре, рождалась псковская иконописная традиция: «Принцип письма – неотмирность. Икона не изображает, - сказал игумен Марк, - а являет духовную реальность, и, чтобы написать ее, человек должен максимально духовно настроиться. Если писать икону только профессионально, то, человеку верующему, иконы об этом скажут: для продажи написана икона, или пережита молитвенно, духовно».

Псков

Игумен Марк был сдержан в речах, его слова выверены, что мы всегда отмечали, когда в паломничестве сталкивались с рассказами монахов о тех, или иных событиях Православной истории. Их рассказы воспринимаешь как первоисточник, в них есть истина.

13 мая. Талабские острова. Рано утром мы плыли на пароходе «Александр Невский» к Талабскому архипелагу, который раньше назывался – остров Белов, остров Залита, а на самом деле название у островов другие – Верхний и Талабск.

 

На Талабске вместо старца отца Николая Гурьянова, почившего в бозе два года назад, отец Паисий, которому довелось служить при старце. Он рассказывает: «Отец Николай принимал на острове всех подряд, в отличие от Псково – Печерского монастыря, где до келий старцев – далеко. Приехал батюшка на остров Залита (имя местного большевика) в 50 лет, в 1958 году и был уже достаточно больным человеком. Сохранился протокол церковного собрания, где он говорил: «Дорогие мои, я сюда не служить приехал, а дослужить». Хотел он служить здесь до конца жизни, так и случилось. Рядом, в Кобыльем городище, там, где была битва св. А. Невского на берегу Чудского озера – его родина. Батюшка имел фисгармонию, писал мелодии, любил говорить поговорками и шутить; принимал батюшка всех, молился за весь мир. Любое его слово, любое благословение было очень близко, и народ как ручеек к нему притекал. Батюшка много раз громко-громко говорил при всех людях: «Запомните, меня зовут протоиерей Николай Гурьянов, священнопротоиерей Русской Православной Церкви». Не хотел, чтобы называли его Епископом, монахом, он гордился доброй гордостью, что является священником Русской Православной Церкви».

ПсковМы побывали в Никольском храме, где в его Богородичном приделе служил отец Николай, приложились к чудотворной иконе Благодатное Небо – Смоленской, одетой в красивую ризу, которую вышила монахиня Вильнюсского монастыря мать Тавифа по просьбе батюшки в 1960-м году. Отец Паисий называет эту икону Талабской – говорит, такой больше нигде нет. Потом иеромонах совершил панихиду на могилке старца.

Доныне паломники и рыба поддерживают жизнь островов. Островитянские коммунисты еще косо смотрят на церковь и не разрешают переименовывать острова, но уже лодки и сети в день св. Георгия Победоносца отец Паисий рыбакам освящает перед путиной.

Опять садимся на пароходик и несколько минут двигаемся с острова на остров Верхний (Белов), минуя еще один – Талабенец.

В этой озерной пустыни преподобный Досифей Верхнеостровский средь разбойничьего люда основал монастырь: шли святые люди в страшные леса, а там потом по их сильной молитве благодать разливалась, основывались монастыри, люди тянулись молиться – вот так и строилась Святая Русь. Стоит на острове Верхнем храм рыбаков – апостолов Петра и Павла с приделом Божией Матери Смоленская, и его настоятель отец Сергий восстанавливает церковь из руин: если фашисты храм не уничтожили, то его разломали местные жители, забыв, что храм давал им кров в послевоенные годы. Раньше народу на острове было более тысячи, а ныне едва полсотни наберется. Вымирают острова. Нашел батюшка, пока восстанавливал церковь, нижний храм, где под спудом покоятся мощи преподобного Досифея.

Псков

Открылась отцу Сергию тайна. Он сам говорит: « Острова - это такое место, как Евангелие, когда его открываешь, всегда что-то новое для себя прочитаешь, так и здесь». Закончилось путешествие на острова рыбацкой ухой.

Солнце пекло как-то особенно, вокруг озерная синева, ровные стены колотых дров на зиму, копченая рыба на столе, уха дымится, рабочие носят носилки с раствором.

В обратный путь отправились по озерной глади на Псков, день был удивительно солнечный и яркий, на берегу оставался отец Сергий.

Псков

В Пскове пересели на автобус и поехали на восток – в Никандрову пустынь. На псковской земле средневековое пустынножительство представлено немалым количеством монастырей: Спасо-Елеазаровским, Верхнеостровским, Княжеозерным, Крыпецким, Никандровой пустынью. Свято-Благовещенский Никандров монастырь зарождался при пустынножителе преподобном Никандре, и уже по его кончине монастырь стал отстраиваться, после революции он был полностью разрушен. Ныне на месте огромного «императорского» Благовещенского храма, который вмещал тысячи молящихся – остатки фундамента. Заново за последние пять лет построены два деревянных храма: в честь Царственных страстотерпцев и иконы Божией Матери Взыскание погибших.

Псков

Отец игумен был в отъезде и нас встретил насельник, монах Серафим, который и рассказывал нам духовную историю обители: «Пришел сюда Никон семнадцати лет - никого нет, ни знакомых, ни поддержки, природа, звери. Все отдано на волю Божию, как тебе, Господи, изволится: выжить – выжить, умереть – умереть – так преодолевается внутренний страх смерти. Вера, дух человеческий только и способны выдержать все искушения. Преподобный здесь с 17 лет, уходил дважды в Крыпецкий монастырь, где принял монашество с именем Никандр, был случай - его убивали разбойники в порховской пустыни. Блаженный Николай Псковский ему сказал: «Ты будешь терпеть скорби и от плоти, и от злых людей, и от демонов». Каких сил стоит побеждать? В такие моменты ему являлся преподобный Александр Свирский, укрепляя преподобного Никандра. Он принимает схиму за 7 лет до смерти, и Господь открывает его людям, которые исцеляются по благодати Божией. Украли лошадь, пришел ее хозяин за утешением, а Преподобный ему говорит, ты не о лошади скорби, а о том человеке, который украл ее, он уже утонул, переходя через речку, твоя лошадь домой прибежала. Мощи Преподобного были погребены под спудом Благовещенского храма, разрушенного в 20-е годы, и утрачены после революции. «Присутствие благодати Божией было таким сильным в пустыни, - говорит отец Серафим, - что, когда начинался мор – монахи молились, и мор прекращался: Какая же зараза выдержит такой молитвенный дух? – риторически заметил отец Серафим».

Псков

В обители пять святых источников до сих пор являют чудеса исцеления. «Надо, - как сказал монах, - уйти от внутренних, семейных, социальных проблем – и в святую воду». Что мы и сделали.

14 мая. Это был завершающий день нашего паломнического семинара. Он проходил возле тех святынь, миновать которые было нельзя: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и Изборская крепость – Дом св. Николая Чудотворца, как называли в летописях этот, один из первых русских городов. В монастыре многие из нас причастились в Сретенском храме, потом состоялась встреча с отцом наместником Архимандритом Тихоном (Секретаревым), который особенно отметил, что в паломничестве приобретаются святые молитвенники, и подарил участникам семинара книги об истории Псково-Печерского монастыря, одного из самых удивительных монастырей России, и книжечку почившего в бозе старца отца Иоанна Крестьянкина.

Псков

В Изборске мы посмотрели древнейшую крепость Руси и храмы – Никольский и Рождества Богородицы, попили ключевой «апостольской» воды. Потом был прощальный ужин, подведение итогов, объятия и сожаления о расставании, вручение дипломов участникам II Международного Паломнического семинара в Пскове. Впереди всех ожидало продолжение. У себя на родине.

Продолжение следует.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...