Лайк для уверенности

В Сети можно посмотреть фильм «Восьмой класс» режиссера-дебютанта Бо Бернэма, рассказывающий об эпизоде из жизни современной американской восьмиклассницы, которая страдает от недостатка уверенности в себе. Фильм участвовал в основной программе фестиваля Sundance этого года. Муслим Камалов смело рекомендует показывать картину Бернэма в школах.

Тихая тринадцатилетняя девочка Кейла (Элси Фишер) заканчивает восьмой класс и готовится перейти, что называется, в high school. Она вовсе не школьная красавица, из года в год побеждает в школьной номинации «Самая тихая девочка», а ее друзей можно пересчитать по пальцам одной руки. Страдая от комплексов, вызванных неизбежным пубертатным периодом, Кейла при этом регулярно ведет свой видеоблог, где рассказывает, как эту самую неуверенность преодолеть. Девочка боится неизвестности взрослой жизни и при всех попытках у нее пока не получается убить в себе социофоба и интроверта. Но ее жизнь все же сдвигается с мертвой точки, когда ее зовут на день рождения подружки Кеннеди.

Снять фильм о школе и подростках в качестве дебюта для режиссера – дело верное, а главное, безопасное: тема вечна и легка на подъем. Главное в этом деле - не особо заглядываться на образцы жанра и все же найти пробел, куда можно вставить и свое слово. Режиссер-дебютант Бо Бернэм, по молодости наверняка насмотревшись картин «околошкольного» жанра, в своем первом полном метре «Восьмой класс» не повторяет уже пройденный материал, а скорее забегает на несколько страниц вперед. При том, что «Восьмой класс» рассказывает о нескольких днях из жизни жутко застенчивой интровертной школьницы, фильм оказывается не таким уж поверхностным. Через главную героиню Кейлу Бернэм виртуозно проникает в жизнь выпускников младшей школы, где детский развеселый хаос, знаменующий начало беззаботных каникул, граничит с такими же реальными страхами перед порогом старшей школы.

Бернэм также старается быть актуальным, поэтому не забывает, пусть и вскользь, напомнить всем про «колумбайны», а также поднять известную проблему зависимости детей от гаджетов, весьма органично вписывая такие эпизоды в общее повествование. Другие элементы жанра здесь также находятся четко на своих местах: из-за жуткой социофобии Кейла не может установить контакт с подружками, влюбляется в местного школьного принца-анархиста (а тот ее всячески игнорирует), постоянно перечит отцу за ужином, а по вечерам надевает наушники и уходит в свой мир, где балом правят вайны в Instagram и котики с мастер-классами по макияжу в YouTube.

В любой бы другой похожей картине, скажем, в голливудской, все это было бы ужасно заштамповано и опошлено кучей сценаристов, а на роль пригласили бы какую-нибудь Эмму Стоун (на ум приходит комедия «Отличница легкого поведения» с ней же в главной роли). Бернем же, если и позволяет себе немного повеселить зрителя ударными диалогами и нелепыми ситуациями, то делает это весьма аккуратно, не превращая ленту в школьную «смехопанораму», наподобие сериала «Фрики и Гики». При этом он не старается быть и Ричардом Линклейтером в «Под кайфом и в смятении»: фильм Бернэма лишен излишней нарочитой школьной показухи, а также инфантильности, да и пошлости с жестокостью вы в нем не найдете, как ни старайтесь. Это скромный, серьезный, но при этом искренний и добрый фильм о взрослении, проблеме отцов и детей, подготовке к новому этапу в жизни, который можно смело показывать в школах не только в качестве «неплохого фестивального кино», но и как пособие по преодолению своей скованности и зажатости.

«Восьмой класс» ценен именно за свою независимость (Бернэм написал сценарий сам) и камерность, а сыгравшая главную роль в картине Элси Фишер, возраст которой совпадает с возрастом персонажа, настолько вжилась в свою героиню, что порой фильм кажется и вовсе документальным. Её Кейла – не идеальная девочка-барби, но и не последний аутсайдер или забитый гик-подросток. Принимая себя и окружающих, она еще раз напоминает простую истину: как бы не было плохо, ни в коем случае нельзя поднимать лапки кверху, а быть уверенным в себе или нет – это всегда выбор. Бернем оборачивает картину в оболочку жизнеутверждающей истории о том, что школьные годы со всеми неприятностями, тяготами и порой невзгодами – все же прекрасное, беззаботное и, к сожалению, навсегда утраченное время.

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...