0
  • Коротко
Культура

Ад на колёсах

На экраны кинотеатров вышла картина «Хроники хищных городов»: приключенческий антиутопический стимпанк, поставленный неким Кристианом Риверсом и спродюсированный Питером Джексоном. По мнению Муслима Камалова, попытка экранизации книги Филипа Рива вылилась в никудышное подростковое фэнтези, светлой стороной которого оказались лишь тонны зрелищных спецэффектов.

После коротенькой, 60-минутной, «войны», когда главы государств дружно нажали кнопочки и стерли ярко-фиолетовым лучом с лица земли соседние страны, в мире воцарился старый добрый мрачный постапокалипсис. Еды и ресурсов катастрофически мало, человечество вынужденно вернулось к паровым двигателям и примитивным устройствам. Ну а города в буквальном смысле оторвались от земли и теперь передвигаются на гигантских гусеницах, колесах и металлических лапах. В ходу «муниципальный дарвинизм» – своеобразный естественный урбанистический отбор. Чтобы выжить, большие мегаполисы поглощают малые городишки и присваивают себе их ресурсы, но жителей щадят и даруют свободу взамен на их труд.

Во время турне по Европе, передвижной Лондон натыкается на безобидный баварский шахтерский городок, нагоняет его и благополучно «пожирает». К британцам попадает голубоглазая Эстер Шоу (Хера Хильмар) и практически сразу с грозным шёпотом «это тебе за мою мать» загоняет перо под ребро бородатому лондонскому историку и ученому Тадеусу Валентайну (Хьюго Уивинг). Оказавшийся поблизости младший сотрудник лондонского музея Том Нэтсуорти (Роберт Шиэн) не дает Эстер завершить свою месть, и девушка сбегает из города. Позже выясняется, что скромный историк Валентайн – еще тот ушлый тип: он собирает в лондонском Соборе новейшее оружие и намерен завоевать мир. 

Полноценным режиссером Кристиан Риверс стал не так уж и давно. Его скорее можно обозначить как подмастерье Питера Джексона, поскольку он трудился над спецэффектами во всех ключевых картинах новозеландца, начиная с «Властелина колец» и заканчивая «Хоббитом». А за титанические труды в «Кинг Конге» Риверс даже отхватил Оскар. В общем, человек в киноиндустрии он далеко не последний, а вот как индивидуальный постановщик и автор – совсем еще не нюхавший пороху новичок. Это хорошо заметно в «Хищных городах», которые ему доверил поставить Джексон, сам вместе с проверенными уже на «Властелинах колец» сценаристками накатавший историю по книжке Филипа Рива «Смертные машины». Ко всему прочему, Джексон выступил в проекте продюсером. Но складывается впечатление, что подсказками он Риверса не снабдил, пустив проект на самотек.

«Хищные города» - бесспорно, профессионально сконструированный и мастерски стилизованный образчик стимпанка. На уровне формы, зрелищности и спецэффектов он может дать фору любой части «Мстителей» или даже самим работам Джексона. И если с блокбастерной частью здесь все более-менее хорошо, то сюжет начинает проседать уже после первого акта. В начале Джексон-сценарист изо всех сил старается смешить нас «артефактами Древних», но выходит у него, прямо скажем, не очень. Оказывается, что до Судного Дня американцы поклонялись жёлтым миньонам, а «Эра дисплеев» (крупным планом проскочат пыльные айфоны и айпады) и вовсе считается позорно устаревшей. Несмотря на это, лондонские денди все равно пользуются видеозвонками через нелепые круглые экраны.

Вся эта вводная часть в виде эдакой потехи над современными гаджетами и компьютерами кажется школьным сочинением на тему призрачного фантастического будущего, написанного на тройку с минусом. Дальше Джексон-сценарист и его подручные начинают затягивать сюжетные пояса и выкидывают сразу с десяток интриг. Каждая из них заставляет зрителей задаться вопросами «кто он?», «почему она?», «зачем и откуда это?». Вроде бы подобное должно увлечь, заинтересовать, заставить ожидать разгадок. Но в конечном итоге такая схема не работает как нужно, а лишь перегружает сценарий, окончательно запутывая зрителя. Другими словами, Джексон решительно стреляет сразу изо всех орудий: мы тут накидаем, а вы там дальше сами как-нибудь разберетесь.

Вот, к примеру, возьмем главную героиню Эстер. Её место и миссия в этой вселенной станут ясными ближе к середине фильма, когда она сама прилежно все расскажет, а режиссер Риверс покажет в максимально тусклых и невыразительных флэшбеках. Но историей о том, как она оказалась сиротой (да, опять они) с запасённой в глубине сердца вендеттой, тут дело не ограничивается. Все в разы усложняется странным «воскрешённым» человеком-биороботом по имени Шрайк (не путать со Шреком), роль которого исполнил Стивен Лэнг. Он представляет собой подобие Терминатора: так же странно передвигается, обладает неимоверной силой, а самое главное, - прям классика из фильмов о киборгах, – способен обрести чувства и проникнуться к человеку сердцем. И вроде бы, линия Шрайка напрямую завязана на главной героине (тут опустим подробности из-за спойлеров), в самые яркие моменты способна увлечь, а к финалу оборачивается трогательной и весьма печальной историей. Но в итоге она разобщается с основным сюжетом и выглядит как необязательное, искусственно наращенное ответвление, призванное лишь усложнить картину и бэкграунд персонажа, а заодно отыграть хронометраж. Хороший задел на отдельный спин-офф, но не более.

«Хищные города» - это всего лишь еще одно упражнение в экранизации добротной и интересной подростковой фэнтезийной книжки. Причем  Джексон здесь странным образом противоречит самому себе: некогда раздувший маленькую книженцию «Хоббита» аж на три фильма-эпопеи (не забываем еще и про режиссерские версии), «Смертные машины» (коих частей аж четыре) он по какой-то причине решил упаковать в одну двухчасовую картину. И, естественно, из этой авантюры толком ничего не выходит: события мчатся слишком стремительно, в режиме «Так, усвоили? Отлично, идем дальше». За отведенное время мы не успеваем толком узнать всех персонажей, а потому и начать им хоть как-то сопереживать также будет затруднительно. Даже главный негодяй, - опять же, чокнутый профессор, - здесь скучен и посредственен до неприличия. Его весьма предсказуемые злодеяния считываются буквально с первых сцен, так что дальше остается лишь наблюдать за Хьюго Уивингом, играть которому уже ничего толком и не остается. 

Спасение во всем этом только одно - визуальная часть, за качество исполнения которой здесь уж точно можно быть спокойным. По грандиозным новозеландским пейзажам (Джексон просто упивается ими в каждой картине) разъезжают бесподобно исполненные города и городишки. Отдельно можно выделить своеобразную воздушную базу «повстанцев», а роскошная итоговая битва станет кодой зрелищности картины. Здесь отдают дань уважения Хаяо Миядзаки и его «Ходячему замку», а также делают отсылки к «Безумному Максу» и «Водному миру». А в конце Риверс все же не выдержит и незатейливо намекнет, что даже самый гнусный злодей может стать жертвой родного мегаполиса: «Кочевой город-сказка, город-мечта, попадая в его сети пропадаешь навсегда».

Муслим Камалов
Версия для печати
  • Сюжет
  • Киногид
Атлант расправил локоны Пятьдесят оттенков демона Веномозамещение Экспеллиармус! След татуировки дракона We will rock you Капали сочинские слезы Сладость или шалость? Привези мне лунный камень Под маской жидкого


Идет загрузка...