Ад на колёсах

На экраны кинотеатров вышла картина «Хроники хищных городов»: приключенческий антиутопический стимпанк, поставленный неким Кристианом Риверсом и спродюсированный Питером Джексоном. По мнению Муслима Камалова, попытка экранизации книги Филипа Рива вылилась в никудышное подростковое фэнтези, светлой стороной которого оказались лишь тонны зрелищных спецэффектов.

После коротенькой, 60-минутной, «войны», когда главы государств дружно нажали кнопочки и стерли ярко-фиолетовым лучом с лица земли соседние страны, в мире воцарился старый добрый мрачный постапокалипсис. Еды и ресурсов катастрофически мало, человечество вынужденно вернулось к паровым двигателям и примитивным устройствам. Ну а города в буквальном смысле оторвались от земли и теперь передвигаются на гигантских гусеницах, колесах и металлических лапах. В ходу «муниципальный дарвинизм» – своеобразный естественный урбанистический отбор. Чтобы выжить, большие мегаполисы поглощают малые городишки и присваивают себе их ресурсы, но жителей щадят и даруют свободу взамен на их труд.

Во время турне по Европе, передвижной Лондон натыкается на безобидный баварский шахтерский городок, нагоняет его и благополучно «пожирает». К британцам попадает голубоглазая Эстер Шоу (Хера Хильмар) и практически сразу с грозным шёпотом «это тебе за мою мать» загоняет перо под ребро бородатому лондонскому историку и ученому Тадеусу Валентайну (Хьюго Уивинг). Оказавшийся поблизости младший сотрудник лондонского музея Том Нэтсуорти (Роберт Шиэн) не дает Эстер завершить свою месть, и девушка сбегает из города. Позже выясняется, что скромный историк Валентайн – еще тот ушлый тип: он собирает в лондонском Соборе новейшее оружие и намерен завоевать мир. 

Полноценным режиссером Кристиан Риверс стал не так уж и давно. Его скорее можно обозначить как подмастерье Питера Джексона, поскольку он трудился над спецэффектами во всех ключевых картинах новозеландца, начиная с «Властелина колец» и заканчивая «Хоббитом». А за титанические труды в «Кинг Конге» Риверс даже отхватил Оскар. В общем, человек в киноиндустрии он далеко не последний, а вот как индивидуальный постановщик и автор – совсем еще не нюхавший пороху новичок. Это хорошо заметно в «Хищных городах», которые ему доверил поставить Джексон, сам вместе с проверенными уже на «Властелинах колец» сценаристками накатавший историю по книжке Филипа Рива «Смертные машины». Ко всему прочему, Джексон выступил в проекте продюсером. Но складывается впечатление, что подсказками он Риверса не снабдил, пустив проект на самотек.

«Хищные города» - бесспорно, профессионально сконструированный и мастерски стилизованный образчик стимпанка. На уровне формы, зрелищности и спецэффектов он может дать фору любой части «Мстителей» или даже самим работам Джексона. И если с блокбастерной частью здесь все более-менее хорошо, то сюжет начинает проседать уже после первого акта. В начале Джексон-сценарист изо всех сил старается смешить нас «артефактами Древних», но выходит у него, прямо скажем, не очень. Оказывается, что до Судного Дня американцы поклонялись жёлтым миньонам, а «Эра дисплеев» (крупным планом проскочат пыльные айфоны и айпады) и вовсе считается позорно устаревшей. Несмотря на это, лондонские денди все равно пользуются видеозвонками через нелепые круглые экраны.

Вся эта вводная часть в виде эдакой потехи над современными гаджетами и компьютерами кажется школьным сочинением на тему призрачного фантастического будущего, написанного на тройку с минусом. Дальше Джексон-сценарист и его подручные начинают затягивать сюжетные пояса и выкидывают сразу с десяток интриг. Каждая из них заставляет зрителей задаться вопросами «кто он?», «почему она?», «зачем и откуда это?». Вроде бы подобное должно увлечь, заинтересовать, заставить ожидать разгадок. Но в конечном итоге такая схема не работает как нужно, а лишь перегружает сценарий, окончательно запутывая зрителя. Другими словами, Джексон решительно стреляет сразу изо всех орудий: мы тут накидаем, а вы там дальше сами как-нибудь разберетесь.

Вот, к примеру, возьмем главную героиню Эстер. Её место и миссия в этой вселенной станут ясными ближе к середине фильма, когда она сама прилежно все расскажет, а режиссер Риверс покажет в максимально тусклых и невыразительных флэшбеках. Но историей о том, как она оказалась сиротой (да, опять они) с запасённой в глубине сердца вендеттой, тут дело не ограничивается. Все в разы усложняется странным «воскрешённым» человеком-биороботом по имени Шрайк (не путать со Шреком), роль которого исполнил Стивен Лэнг. Он представляет собой подобие Терминатора: так же странно передвигается, обладает неимоверной силой, а самое главное, - прям классика из фильмов о киборгах, – способен обрести чувства и проникнуться к человеку сердцем. И вроде бы, линия Шрайка напрямую завязана на главной героине (тут опустим подробности из-за спойлеров), в самые яркие моменты способна увлечь, а к финалу оборачивается трогательной и весьма печальной историей. Но в итоге она разобщается с основным сюжетом и выглядит как необязательное, искусственно наращенное ответвление, призванное лишь усложнить картину и бэкграунд персонажа, а заодно отыграть хронометраж. Хороший задел на отдельный спин-офф, но не более.

«Хищные города» - это всего лишь еще одно упражнение в экранизации добротной и интересной подростковой фэнтезийной книжки. Причем  Джексон здесь странным образом противоречит самому себе: некогда раздувший маленькую книженцию «Хоббита» аж на три фильма-эпопеи (не забываем еще и про режиссерские версии), «Смертные машины» (коих частей аж четыре) он по какой-то причине решил упаковать в одну двухчасовую картину. И, естественно, из этой авантюры толком ничего не выходит: события мчатся слишком стремительно, в режиме «Так, усвоили? Отлично, идем дальше». За отведенное время мы не успеваем толком узнать всех персонажей, а потому и начать им хоть как-то сопереживать также будет затруднительно. Даже главный негодяй, - опять же, чокнутый профессор, - здесь скучен и посредственен до неприличия. Его весьма предсказуемые злодеяния считываются буквально с первых сцен, так что дальше остается лишь наблюдать за Хьюго Уивингом, играть которому уже ничего толком и не остается. 

Спасение во всем этом только одно - визуальная часть, за качество исполнения которой здесь уж точно можно быть спокойным. По грандиозным новозеландским пейзажам (Джексон просто упивается ими в каждой картине) разъезжают бесподобно исполненные города и городишки. Отдельно можно выделить своеобразную воздушную базу «повстанцев», а роскошная итоговая битва станет кодой зрелищности картины. Здесь отдают дань уважения Хаяо Миядзаки и его «Ходячему замку», а также делают отсылки к «Безумному Максу» и «Водному миру». А в конце Риверс все же не выдержит и незатейливо намекнет, что даже самый гнусный злодей может стать жертвой родного мегаполиса: «Кочевой город-сказка, город-мечта, попадая в его сети пропадаешь навсегда».

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...