Приход храма в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в Вернявино (Псковский район)
К отцу протоиерею Николаю Земляному и настоятелю храма в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира мы приехали в Вернявино, что в тридцати пяти километрах от Пскова, за два месяца до празднования Святому Князю Владимиру, Крестителю Руси. Батюшка отпевал новопреставленную рабу Божию, усопшую вынесли из храма, и мы начали разговор.
Протоиерей Николай Земляной: «Вот сейчас отпевали женщину, я более тридцати лет служу и крестил, бывало, «аще не крещена», а сейчас отпевал «аще крещена», потому что женщина носила крест, молилась и иконы дома есть, а сказала перед смертью, что не крещена. Родственники испугались, не поверили, вот и отпевал так: «аще крещена».
У нас в храме прихожане почти все не псковские: брянские, белорусские, чернобыльские. Церкви здесь не было пятьдесят лет, и традиция ходить в храм, молиться - забыта, приходят те, кто сюда переселился на нашу Псковскую землю. Помогают храму чада мои духовные из Сибири, решетки, благоукрашение храма - все с их помощью, из Барнаула, даже хоругви в Барнауле шили, прихожане тоже помогают, бабушки наши.
Помню, приехал в Вернявино с Алтайского края, церковь совершенно голая, ни единой тряпочки, ни стекла на иконочке, ни рамочки, ни киота, а оставил я в городе Яровом, где служил, церковь, мной построенную от первого камня, Святых Бориса и Глеба, у меня там престол больше метра, алтарь девять с половиной метров. И вот стою здесь в храме св. Равноапостольного князя Владимира, молюсь, чтобы он упросил Матерь Божию помочь мне церкву украсить. И вскоре пришли ко мне две женщины, одна Татьяна, послал ее ко мне Господь, просила часовню построить в Соловьях, там была когда-то Саввина пустынь. Решили мы строить не часовню, а храм, а Татьяна Михайловна не знала никакого другого святого, только св. Татиану, и Владыка благословил на строительство, вот мы там сейчас и трудимся, собираем деньги на церковь, даже из Якутска присылают, жертвуют, фундамент заложили, цоколь выложили.
Народу у нас на Литургии, что праздничной, что не праздничной – человек десять, что - в Рождество, что - в Воскресную службу. Зимой лед, на гору не подняться, в Крещение было очень холодно, летом – огороды. Я когда пришел сюда в Покров, в храме было восемь человек, на меня ужас напал. Теперь у нас, Слава Богу, в церкви тепло, окна утеплили, но верх не достать, народу собирается немного больше.
Служу здесь почти четыре года, у нас неизменно служба в субботу вечером, утром в воскресенье Литургия – всегда с немецкой точностью. Маловато людей на Литургии 6-8 человек, а на водосвятие и панихиде семьдесят – восемьдесят человек. Кроме того, почти каждую субботу служу в Соловьях, в нескольких километрах отсюда, в субботу. В бывшем танцклассе сделали иконостасик, подарили нам Чашу, поставили мы престолик и служим, причащаем. В этих краях раньше было большое животноводческое хозяйство, его руководитель Владимир Сидоренко и строил Владимирский храм, а теперь хозяйства нет, ликвидировано, а жизнь тут очень дорогая: мы с матушкой платим 1000 рублей за коммунальные услуги, и это в деревне.
В Сибири, откуда я родом, был момент, крестил 260 человек в Борисоглебском храме, здесь крещу, и отпеваем редко. Приход, если бы был священник семейный, он бы не выжил, это уж мы с матушкой справляемся, у нее есть пенсия. Матушка моя - порховичка. К сожалению, дома у нас нет и нет ни огорода, ни хозяйства, которое могло бы кормить. Помогают прихожане, продукты жертвуют, чада наши из Сибири, я там монастырь открывал Покровский в Яровом. Меня благословил покойный Владыка Барнаульский Антоний, а Патриарх, когда подписывал указ об устройстве монастыря, сказал: побольше бы таких священников, но священник я не монастырский. Построил там храм свв. Бориса и Глеба, все оставил, все облачения свои, и когда приехал сюда и надел здешние облачения, матушка мне сказала: «не страмись с ними». У нее мама всю жизнь была псаломщицей при отце Валентине Мордасове, когда он служил в церкви Иоанна Предтечи на кладбище в Порхове, выросла при отце Валентине. Сейчас там ее сестра псаломщицей.
Я приехал в Псковскую епархию в 1969 году из Алтайского края, у нас там не было храмов, прочитал в журнале «Московская Патриархия» о Псково-Печерском монастыре и поехал, думал, поступлю послушником, а потом в Семинарию. Отец Иоанн Крестьянкин меня в Семинарию благословлял, потом с матушкой своей познакомился в Прибуже, она у отца Архимандрита Льва окормлялась, и ее хотели арестовать за это, милиция дала ей 24 часа, чтобы уехала из Гдовского района. Стал петь в Архиерейском хоре Троицкого Собора, иподиаконствовал у Владыки Иоанна (Разумова) и жил у него на подворье, потом поступил в Ленинградскую Семинарию и меня рукополагал во диакона и во священника Митрополит Никодим (Ротов). Потом уехал в Сибирь, был Благочинным и открыл по всей Кулундинской степи одиннадцать приходов, а была там пустыня, ничего не было.
В День ангела мы дарим нашим прихожанам иконки, отмечаем как-то наших помощников. Отец Александр до меня многое сделал, прихожане к нему привязались, и нас с матушкой настороженно встретили, мы, как смогли, объединили людей. Они нас тоже поздравляли, потом с тортами стали отмечать, один наш дедушка, самый старый прихожанин, 85 свечей задувал. Библиотека у нас есть для прихожан, пытались Воскресную школу организовать, но пока не получается. Матушка раньше все шила: и на престол, и священнические облачения, и тканевое украшение храма, а теперь руководит, покупает, достает деньги, как-то умеет убедить, что надо жертвовать на храм, и жертвуют. Ремонт надо бы, для храма восемь лет немного, но наш Владыка сказал: «надо белить, а то скоро кузница будет». Краску купили, но леса поставить – дорого, пока не можем. Вот недавно дорожку купили в храм. Красивая.
У нас теперь два престольных праздника рядом: 28 июля Равноапостольному князю Владимиру и 29 июля наш местный праздник, как называют его, праздник Явленной – чудотворной иконе Божией Матери Чирской. У нас идет Крестный ход с пением и чтением Акафиста в Чирски, откуда и название – Чирская. На Чирском погосте была церковь Рождества Христова, немцы ее взорвали, а прежде иконы вывезли. Поэтому население здесь не знает церкви, в праздник на кладбище заходим и служим литию, потом идем метров 500 к колодцу на место, где явилась Чирская икона. Наш Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий обычно 29 июля служит у нас водосвятный молебен. На праздник к нам приезжает протоиерей отец Александр Михайлов из Верхнего Моста, Архимандрит Сергий, Благочинный, настоятель Троицкого Собора в Острове, отец Олег Тэор, настоятель воинского храма в Пскове св. Александра Невского… Это все с благословения Владыки началось - Крестные ходы, и люди их любят, на этом источнике явилась икона Божией Матери Чирская, и часовня так и называется на источнике - часовня Явленной иконы. В Явленную вместе с островскими гостями бывает на Литургии человек тридцать – сорок».
На нашей иконе Божией Матери Чирская есть приношения, хотя это икона не старая, но она помогает молящимся. Из истории чудотворной иконы Божией Матери Чирская: Чирская (Псковская) икона Божией Матери первоначально находилась в церкви села Чирски Псковской епархии и именовалась «Чирской». 16 июля 1420 года при великом князе Василии Димитриевиче, Архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне и Псковском князе Феодоре Александровиче во время морового поветрия, бывшего во Пскове, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли слезы. Об этом сообщили властям города Пскова, и священнослужители перенесли чудотворную икону в Псков, на встречу иконе был совершен Крестный ход. Икону Божией Матери Чирская поставили в Свято – Троицком Кафедральном Соборе Пскова, где она находится и поныне.