Сердце мира: Какие фильмы снимали в Псковской области

На съемках фильма «Андрей Рублёв» (1966). Фото Бориса Скобельцына. Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»

О самых громких и культовых отечественных фильмах, полностью или частично снятых в Псковской области, - в материале Псковского агентства информации.

 

«Андрей Рублев» (1967)

Классика отечественной кинематографии, культовая и величественная историческая картина Андрея Тарковского, награжденная в Каннах призом международной ассоциации кинопрессы (FIPRESCI), съемки которой проходили также и в Псковской области. Сцену с нашествием монголо-татар, например, снимали в Старом Изборске, где для этого эпизода был сконструирован огромный вход в храм – позже, по сюжету, его сжигают. А на фоне стен Псково-Печорского монастыря, в панорамном кадре, оператор Вадим Юсов запечатлел летящих в рапиде гусей – впоследствии эта сцена, в которой гуси стали внезапной импровизацией Тарковского, стала знаковой в фильме.

 

«Звезда пленительного счастья» (1975)

Режиссер «Белого солнца пустыни» Владимир Мотыль снимал в Старом Изборске несколько сцен своей ленты о событиях после восстания декабристов на Сенатской площади.

 

«Сентиментальное путешествие на картошку» (1986)

В 1986 году на советские киноэкраны вышел фильм с, пожалуй, самым виртуозным и трогательным названием - «Сентиментальное путешествие на картошку». Картину поставил Дмитрий Долинин – известнейший оператор, среди работ которого числится, например, «Собака Баскервилей» и «Республика ШКИД». Лента повествует о первокурснике, который дружно со всеми студентами отправляется, собственно, в сентябре на бескрайние поля копать картошку. Разворачивается действие в одной из деревень Печорского района.

 

«Праздник Нептуна» (1986)

Дебютная лента режиссера Юрия Мамина об одноименном празднике, который «отмечают» жители деревни «Малые Пятки» и шлют начальству в местную администрацию фэйковые отчеты 1 января, в надежде, что никто из чиновников не поедет проверять. Роль вымышленного населенного пункта исполняет реальная деревня в Псковской области, а некоторые сцены Юрий Мамин снял в Старом Изборске.

 

«Особенности национальной охоты» (1995)

Великую абсурдную сцену с коровой в бомболюке истребителя, наверное, видели больше людей, чем те, кто сейчас смотрит «Игру престолов». Для съемок культового эпизода режиссер Александр Рогожкин выбрал военный аэродром в Острове. Отважное животное, правда, выпало из грузового отсека, а сцену пришлось доделать с помощью компьютерной графики.

 

«Механическая сюита» (2001)

В Великих Луках режиссер Дмитрий Месхиев отснял большую часть своего восьмого фильма. Трагикомедия рассказывает о двух приятелях-заводских трудягах, которым начальство поручило отвезти тело почившего товарища на похороны на малую Родину. Алкоголь в вагоне-ресторане поезда по пути к месту назначения, как обычно, сыграл с друзьями злую шутку, и их миссия пошла наперекосяк. В ролях – Сергей Гармаш с еще очень молодыми Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским.

 

«Особенности национальной политики» (2004)

Дмитрия Месхиева все больше и больше притягивают псковские края, поэтому он решает сделать основными локациями для новой части абсурдистской франшизы Рогожкина базу отдыха «Кривск» в Печорском районе. Генерал Иволгин (Алексей Булдаков) подался в большую политику.  

 

«Свои» (2004)

Константин Хабенский и Сергей Гармаш снова встречаются в одной картине Дмитрия Месхиева, на этот раз посвященной Великой Отечественной войне и рассказывающей о трех советских солдатах, которым удалось сбежать из немецкого плена и спрятаться в сарае деревенского старосты. Действие фильма происходит в реальной деревне Раково Опочецкого района. Лента стала своеобразной визитной карточкой Месхиева: Золотой «Святой Георгий» XXVI Международного Московского кинофестиваля, приз за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, пять премий «Ника» и три статуэтки «Золотого орла».  

 

«Поцелуй бабочки» (2006)

Окончательно осевший в Псковской области Дмитрий Месхиев останавливаться не собирается и в 2005 году продюсирует вместе с Валерием Тодоровским слегка психоделический любовный триллер «Поцелуй бабочки» и выбирает для съемок деревню Тараскино Новоржевского района. Сергей Безруков в амплуа странноватого и наивного компьютерного гика, Лань Янь – изображает загадочную китаянку Ли.

 

«Грозовые ворота» (2006)  

В этот максимально брутальный и к тому же весьма печальный, но достаточно неплохой для своего времени многосерийный фильм Андрея Малюкова о Второй чеченской кампании 2000 года вошли сцены с замерзшим центром Пскова и городским вокзалом. На большие экраны картина, увы, не попала, зато псковичи могут практически ежегодно видеть улицы родного города в эфире Первого канала.   

 

«Мы из будущего» (2008)

Назидательный фантастический блокбастер режиссера Андрея Малюкова о трех петербургских «черных копателях», которые решили после земляных работ на жаре искупаться в озере (под названием Жуково, в 50 километрах от Пскова), а угодили в итоге в прошлое – в окопы Великой Отечественной войны. Это довольно трудно заметить, но во всех ключевых эпизодах фильма запечатлены Палкинский (деревни Родовое и Ореховичи) и Гдовский районы.

 

«Поп» (2009)

Историческая лента Владимира Хотиненко, рассказывающая о Псковской православной миссии и возвращении веры народу во времена Великой Отечественной войны и после ее окончания. Ленту с Сергеем Маковецким в главной роли снимали в Риге, Белоруссии, Праге, а также в Пскове и деревнях Псковской области.

 

«Каникулы строгого режима» (2009)

Дурашливая и незатейливая семейная комедия Игоря Зайцева о двух беглых заключенных (Сергей Безруков и Дмитрий Дюжев), которые скрываются от преследования в летнем детском лагере и успешно мимикрируют под воспитателей. Опочка и Остров выступили основными естественными декорациями при создании картины.

 

«Край» (2010)

В 2010 году в Псковскую область приезжает режиссер Алексей Учитель со сценарием фильма, опять же, о Великой Отечественной войне и тяжелых временах после нее. На этот раз картина рассказывает о танкисте Игнате (Владимир Машков), страсть которого – паровозы. Выясняется, что недалеко есть брошенная винтажная немецкая модель – «Густав» и Игнат, естественно, берется кропотливо восстанавливать ржавеющий локомотив. Алексею Учителю в те времена приглянулись в регионе Стругокрасненский и Плюсский районы.

 

«Охотник» (2011)

Снятый в колонии строгого режима в посёлке Идрица Себежского района, а также и во многих других живописных уголках Псковской области фильм Бакура Бакурадзе о любви к российской глубинке забрал с собой на 22-ом «Кинотавре» статуэтки за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России.

 

«Батальонъ» (2014)

Основанная на реальных событиях, претенциозно-пафосная историческая эпопея Дмитрия Месхиева о первом женском военном подразделении во времена Первой Мировой войны с героической Марией Ароновой, которая ведет Марию Кожевникову, Ирину Рахманову и всех остальных девушек в оверсайзных шинелях в окопы дабы поднять боевой дух российских мужчин и не дать армии окончательно развалиться. За образ летней отечественной глубинки отвечает деревня Бугрово Пушкиногорского района и ее окрестности.   

 

«Жги!» (2017)

Режиссерский дебют актера Кирилла Плетнёваистория о надзирательнице в женской исправительной колонии, мечтающей стать певицей. Картина была впервые предствлена на 28-ом кинофестивале «Кинотавр». Съемки фильма проходили в Невеле и на территории заброшенной невельской колонии для несовершеннолетних.  После премьеры картины «Жги!» в Пскове Кирилл Плетнев в интервью ПАИ рассказал, как не мог уехать из Невеля и что его привлекает в Псковской области.

 

«Сердце мира» (2018)

Сценаристка Наталия Мещанинова после оглушительного успеха «Аритмии» Бориса Хлебникова решила дебютировать в режиссуре. Написала вместе с тем же Хлебниковым и актером Степаном Девониным максимально трогательную и душещипательную историю, собрала экспедицию и отправилась в Себеж и Себежский район. Съемки российско-литовского фильма проходили на реальной тренировочной станции для охотничьих собак. Как итог - Гран-при 29-го кинофестиваля «Кинотавр», награда за лучшую мужскую роль (Степан Девонин) и почетный приз Гильдии киноведов и кинокритиков России.

 

«Заповедник» (2018)

Участница отечественной «Ёлочной франшизы», режиссер Анна Матисон отвозит Сергея Безрукова в Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», что в Пушкинских Горах, и снимает там нечто странное, что трудно соотносится с определением «кино». Несмотря на то, что картина снята по повести Сергея Довлатова «Заповедник», действие перенесено в наши дни. По сюжету, главный герой Константин (Сергей Безруков) - гитарист и автор песен - приезжает в заповедник «Михайловское», чтобы забыть о своих проблемах с алкоголем, семьей и карьерой.

«Самый ужасный русский фильм года», - такую оценку дал фильму ведущий кинокритик России, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин в эфире радио «Маяк».

 

«Два билета домой» (2018)

Вдоволь насытившись конструированием фильмов о войне режиссер Дмитрий Месхиев решает уйти в кинопартизанское авторское подполье и вместе с, опять же, Сергеем Гармашом снимает максимально приближенный к простому народу (а заодно и к фестивальной публике и членам жюри) фильм в популярном жанре роуд-муви о девочке из интерната, которая решает найти отца. Правда, замахнувшись на совершенно незнакомый для себя жанр, Месхиев угодил в капкан откровенной телевизионщины, в итоге чего его фильм получился квинтэссенцией второсортных конвейерных российских сериалов.

Картина «Два билета домой» была представлена глубокой ночью в основном конкурсе 29-го российского кинофестиваля «Кинотавр», но члены жюри по итогам киносмотра не отдали ленте ни одной награды. Съемки фильма проходили в Пскове и в Печорах в 2017 году.

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...