0
Культура

Петь или не петь?

В прокат вышел фильм Кирилла Плетнева «Жги!» – музыкально-комедийная история о сотруднице пенитенциарной системы, которая с самого детства мечтала о карьере певицы. Полнометражный дебют известного актера, вызвавший овации на Кинотавре-2017, посмотрел Муслим Камалов.

В одной из женских исправительных колоний российской глубинки уже много лет служит Алевтина Романова (Инга Оболдина) – потомственная надзирательница, бойкая женщина с очень крепкими руками и громким голосом. В далеком советском детстве она использовала его силу в правильном русле: наделенная эстрадным талантом девочка исполняла в спортзале колонии песни Аллы Пугачевой, пока прямо на одном из концертов не скончалась сидевшая за роялем ее родная бабушка. Все это наложило тяжелый отпечаток на психику маленькой Алевтины. И, повзрослев, она напрочь отреклась от музыкального будущего в пользу заурядной службы надзирателя. 

На 40-м дне рождении Алевтине дарят караоке. А после застолья, оставшись одна, она решается спеть «Старинные часы» Пугачевой. Сольное выступление фиксирует на мобильник одна из новеньких заключенных – хромая Мария Стар (Виктория Исакова). Видео оказывается в сети и набирает популярность, Алевтину приглашают выступить на песенном конкурсе в Москве. Но выясняется, что женщина к гламурной московской сцене ну совсем не готова. На помощь ей приходит прославившая её на весь свет заключённая Мария – девушка с консерваторским образованием.

«Мелодрама высокого уровня» - именно так охарактеризовал свой дебютный полнометражный фильм под дерзким названием «Жги!» актёр, а ныне режиссёр Кирилл Плетнев на пресс-конференции в рамках 28-го Кинотавра, где картина была представлена впервые. По его словам, он решил отмыть от позорного клейма и поднять на ноги целый жанр, который сегодня «опошлен многочисленными телевизионными операми».

С первого же взгляда определяется вселенная, в которой живет картина Плетнева. В основу заложили обыденную, даже скорее бытовую голливудскую историю успеха: сказку про золушку с поправкой на рамки суровой российской реальности, где герои всю дорогу пытаются реанимировать благополучно зарытый в землю талант, спотыкаясь об расставленных авторами по ключевым точкам антагонистов. В дебютном полном метре Плетнев демонстрирует режиссерский навык великолепного баланса между комедией и драмой: жанровые границы у него практически стираются благодаря изобретательно прописанным диалогам. 

За Ингу Оболдину и Викторию Исакову можно не переживать – они обе уже на каком-то неведомом актерском автопилоте выдают на экране превосходную игру и нужные эмоции. Вот только образ Оболдиной имеет небольшие сценарные шероховатости: в нем дурочка-провинциалка то и дело чередуется с вполне себе адекватной, деловитой и решительной женщиной. Эти, вроде бы, не столь заметные в начале смены характера постепенно начинают грубым контрастом накладываться на все повествование до самого финала. Но, впрочем, подобные упущения картине можно простить или попросту не заметить.    

Практически каждая современная российская картина несет в себе ценное (уже надоедающее) напоминание о коррупции. Вот Кирилл Плетнев тоже решил не отставать от тренда и добавил в свою колониальную сказку мухлюющего начальника зоны. Кроме вездесущей коррупции, в картине часто маячит жестокость, выползающая в сценах харассмента в отношении к осужденным женщинам. Конечно, все это можно списать на пресловутые российские «реалии», сказав, что картина на самом деле отражает нашу жизнь и вот это вот все. Но раз уж на то пошло, то сделать это можно было и тоньше.

В последние капканы драматургии режиссер попадает в самом конце, пытаясь удивить и ошеломить зрителя нетривиальным финалом. Кирилл Плетнев лихо уворачивается от всеми ожидаемого хэппи-энда с успешной победой провинциальной надзирательницы на сцене музыкального конкурса, но, вступает на поле еще более примитивной американской драмы про спасение заложников. С одной стороны, автора понять можно. Не желая вести историю к ожидаемому и совершенно неинтересному финалу, нужно придумать лихой поворот. Но чем ближе развязка истории, тем быстрее затухает вся эта эйфория. Она просто не находит своего развития и лишь уверенным шагом идет в сторону тупика: настолько «альтернативный» финал скучен и фатален. 

Для дебютного полного метра «Жги!» - достойная работа, в которой Кирилл Плетнев смог смешать истории о крепкой женской дружбе, предназначении, судьбе и свободе выбора. Только немного лишней во всем этом выглядит пламенная речь героини Исаковой с цитатами из Декларации независимости США о «стремлении к счастью». Не обошлось, конечно, и без жирного феминистского пятна, но, согласитесь, куда сегодня без него в наших локальных историях про «Тельм» и «Луиз». Безусловно, эта музыкальная трагикомедия далеко не идеальна и огрехи все же проступают наружу. Но, как писал великий Ерофеев, «не всякая простота – святая и не всякая комедия – божественная».

Муслим Камалов
Версия для печати

Повлияет ли на ваше решение родить ребенка введение маткапитала за первого и его увеличение за второго?

Проголосовать >>>
  • Сюжет
  • Киногид
Пожуй свинца: «Плохие парни навсегда» – Уилл Смит и Мартин Лоуренс не спешат на пенсию Как я провел лето с дедом: «Маяк» Роберта Эггерса – идеальный черно-белый арт-хоррор, который не стоит пропускать Джанго неосвобожденный: «Холоп» – семейная «сказка» Клима Шипенко о перевоспитании рабством «Йо-хо-хо, ублюдок!»: от боевиков до хорроров - семь культовых фильмов на новогодние каникулы Мертвые ситхи не умирают: почему заключительные «Звездные войны» Джей Джей Абрамса могут разочаровать Что смотреть в кино: финальный эпизод «Звездных войн», «Ведьмак» на Netflix и «Черное Рождество» Повелитель пули: «Шестеро вне закона» - Майкл Бэй снова крушит пол земного шара Что смотреть в кино: «Джуманджи: Новый уровень», «Курьер» и новый блокбастер Майкла Бэя на Netflix Да будет свет: «Война токов» - запоздалая и измученная историческая драма о Томасе Эдисоне Что смотреть в кино: «Война токов» с Камбербэтчем, «Рождество на двоих» с Эмилией Кларк и «Сиротский Бруклин» с Нортоном


Идет загрузка...