Святейший Патриарх Алексий II: "На наших глазах Фестиваль православных СМИ становится авторитетным общенациональным форумом"

Псков

С утра, 2 ноября, направляясь в Москву, мы проехали по Рублевскому шоссе, увидели знаменитую "Рублевку", с удивительно уродливой архитектурой индивидуальных строений. Нас привезли в Экспо-Центр, где открылась выставка "Православная Русь". К сожалению, не очень внимательно удалось ее посмотреть, так как началась интереснейшая конференция, посвященная государственному празднику России - Дню единства.

 


День четвертый, последний день Фестиваля, закончился 2 ноября. По событиям и впечатлениям он был едва ли не сильнее первого фестивального дня, когда мы, участники, этого представительного конгресса, слушали аналитические доклады нашего духовенства, иерархов Русской Православной Церкви о средствах массовой информации. Сразу оговоримся, что самое сильное впечатление "четвертого дня" оставил, конечно, Святейший Патриарх, который выступил с Обращением к участникам Фестиваля. Поразил нас и Зал Церковных Соборов, потрясший своим благолепием и красотой. Начался четвертый фестивальный день с конференции в Экспо-Центре, по теме "Народное единство. Преодоление политического противостояния XX века". Организовала ее Московская Патриархия, Отдел внешних церковных связей РПЦ.

 

Псков

 

Председательствовал и вел конференцию Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. На конференцию были приглашены представители мусульманской и иудаистской конфессий России, с интереснейшими докладами выступили историки, депутаты. Митрополит Кирилл в своем вступительном слове заметил, что "праздник Дня народного единства является ответом на некую реальность, а реальность та, что бурный XX век оставил на теле нашего государства, нашего общества огромные шрамы, одни из них естественным образом по истечении времени перестали быть кровоточащими", но некоторые разделения недавнего прошлого до сих пор присутствуют в политической жизни нашей страны, в экономике, отражаются в социуме. Владыка Кирилл считает, что этот праздник должен помочь людям преодолевать опасные разделения в общественной жизни. Митрополит Кирилл определил проблемные вопросы, которые будут обсуждаться на конференции, полагая, что здесь надо вести разговор не просто о разделении XX века, а "почему Россия - такая, как она есть, а не иная". Поэтому в слушания были включены две темы: первая - тема разделения XVII века, тема русского церковного раскола, которая имела не только церковное значение, и не только последствия для внутренней жизни Церкви, но и последствия для жизни всей страны. Собственно, с этого времени началось "перетягивание" России на Запад, строительство "западной колеи", которое закончилось, как считают в церковных кругах, революцией 1917 года.

 

Второй темой на конференции была тема многоконфессиональной природы страны. В России на протяжении тысячи лет существуют четыре религии: православие, иудаизм, буддизм, ислам. "Тема межрелигиозных отношений, конечно, является очень важной, - говорил Владыка, - в конце концов, с религиями связано мироощущение людей, система ценностей. Если различные национальные культуры, различные религиозные факторы работают на стратегию единой системы ценностей, в которых живет народ и живет государство, то это означает, что религия и этносы, культуры работают на единство... Поэтому, заключил Митрополит Кирилл, есть основания в такой праздник поговорить о том вкладе традиционных религий России в построении единого пространства великой русской, если хотите, российской культуры, в созидании нашего национального самосознания, в сохранении нашей национальной идентичности".

 

Во вступительном слове от Митрополита Кирилла мы услышали те истины о нашем нынешнем общественном развитии, которые должны были услышать, но пока не услышали, от нашего правительства, от нашего Президента. Владыка Кирилл сказал: "Россия вступила на путь свободного экономического развития, а это означает, что будут богатые и бедные, это означает, что напряжение между трудом и капиталом будет существовать, это означает, что будут нас сопровождать социальные проблемы, проблемы роста или отсутствия такового. Как на все это отвечать? В прошлом нас призывали радикально ответить на существующее в обществе, классическое противоречие между трудом и капиталом для того, чтобы революционным путем мы решили эту проблему раз и навсегда. Все мы теперь знаем, сколько стоила России попытка выйти революционным путем из системы противоречий, преодолеть эти противоречия. Чтобы говорить о народном единстве сейчас, в первую очередь, нужна категория диалога и партнерства. Как строить отношения между богатыми и бедными, между имеющими власть и не имеющими власть, для того, чтобы не загонять противоречия и не обострять страдания людей, не доводить страну до революционной ситуации. Что нужно делать, чтобы мирным путем преодолевать все напряжения, все разделения, которые существуют, включая межэтнические, межнациональные, возможно, межрелигиозные…

 

Мы, начиная этот форум, - сказал Владыка Кирилл - хотели бы помочь понять, что означают для сегодняшней жизни все эти линии разделения, которые были так драматически прочерчены на теле нашего народа в прошлом. Надеемся, праздник единства поможет нашему обществу проанализировать еще раз наше прошлое, чтобы еще лучше понять: кто мы, где мы находимся и куда мы идем. И, Дай Бог, чтобы празднование Дня народного единства содействовало реальному единению людей, и вклад религии в создание такого общества, является абсолютно необходимым".

 

Один из руководителей еврейской общины России Зиновий Львович Коган, выступая на этой конференции, отметил, что в любом народе есть экстремистские настроения, и сказал очень точные  и справедливые слова о любви к Отечеству: "Отцы передают сынам некую духовную задачу, которую сыновья принимают, хранят и передают своим детям. Чтобы такое происходило, надо, чтобы поколение сынов не стремилось отвергать устои отцов. Без любви к Отечеству, без патриотизма невозможно что-то путное построить на этой земле... Россия велика благословением Господа, тем, что в ней много народов, и так получилось в течение тысячи лет, что Россия помогает сохранять самые малые народы. И я свидетель того, какое бережное отношение существует в России к еврейскому народу… Я всех поздравляю с праздником, которому еще предстоит раскрыть душу народа. Дай Бог, чтобы это было в наше время", - сказал Зиновий Коган.

 

ПсковМитрополит Корнилий, один из иерархов Русской Православной старообрядческой Церкви, сделал доклад, основной мыслью которого стала идея хранения Церковью Православия: Церковь защищала государство, русскую землю от внешних воздействий, прежде всего, латинских… Владыка Корнилий уверен, что церковный раскол в XVII столетии, когда "стали насильственно подгонять нашу Церковь под бывших византийцев, которых ошибочно считали ничуть не изменившимися со времен Крещения Руси, принес в Россию безбожную западную традицию", и процитировал писателя и историка старообрядчества Федора Ефимовича Мельникова: "Новая Россия, как и новая Церковь, нарождающаяся тогда в царских верхах, прочно и безвозвратно встала на путь увлечения западничеством, новой европейской культурой, которая, в сущности, тогда уже была безбожной". "Старообрядцы- хранители веры старой Руси, и это является нашей основной исторической задачей,- считает Митрополит Корнилий. - Нынешние пределы страны почти те же, что и в эпоху церковного раскола. Наше имперское строительство прошлых веков, увы, потерпело неудачу, и из прошлого, надеюсь, будут извлечены уроки.

 

Сегодня России провозглашает с самых высоких трибун первоочередной задачей сбережение и преумножение народа, улучшение духовного и материального положения народа, в этой связи мы готовы поделиться своим накопленным, более чем за 300 лет, опытом самосохранения. Этот исторический опыт старообрядчества состоит в религиозно-нравственном совершенствовании, в стойкой исторической памяти, честной, деловой активности, соборности, во внутреннем самоуправлении и добрососедском отношении ко всем традиционным культура и народам, среди которых нам приходилось и приходится жить. Это наш вариант национальной идеи, за которую наши предки шли на дыбу, и сегодня мы, сохраняя верность идеалам прошлого, открыты ко всем, кто искренне стремится ко благу России". Митрополит Корнилий заметил, что ныне Русская Православная Церковь готова к диалогу со старообрядческой Церковью, признает определенную мировоззренческую правоту старообрядчества, и Владыка надеется, что РПЦ и старообрядческая Церковь смогут найти общий язык по каноническим проблемам.

 

На конференции выступали известный историк Н. П. Нарочницкая, депутат С. Г. Глазычев, много других интересных докладчиков, но мы уже спешили в храм Христа Спасителя, в Зал Церковных Соборов. Запомнился один исторический документ, приведенный на конференции. Это текст святителя Иоанна Смоленского (1865 г.) о Свободе совести, в котором было провозглашено: Самый страшный враг Церкви - власть… поэтому дальше храмовых ворот власть не должна идти в Церковь. Церковь всегда будет жить при Понтии Пилате, осознавая свою миссию.

 

Зал Церковных Соборов был необычайно торжествен, среди духовенства можно было увидеть много известных, по православным и светским СМИ, по опубликованным богословским трудам, священников, к которым можно было просто подойти и получить благословение.

 

ПсковНаконец, объявили: "Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II", и на сцену вышел Патриарх, сердечно приветствуя участников Второго международного Фестиваля "Вера и Слово" и присутствующих в Зале, словами: "Ваши Превосходительства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братия и сестры!" Святейший Патриарх в своем Обращении напомнил о задаче, поставленной перед участниками форума: "Второй раз мы собираемся, чтобы разобраться в том, какие формы профессиональной деятельности могут принести наиболее ценные плоды в реальности сегодняшнего дня и в перспективе дня завтрашнего". Патриарх Алексий II говорил о высокой ответственности православных журналистов и важнейших задачах в их деятельности: "Тот, кто пребывает в ограде нашей Церкви и избирает своим поприщем журналистику, берет на себя трудную задачу свидетельствовать об истинах веры в эпоху тотального господства информационных технологий, которые слишком часто попирают основы христианских представлений о достоинстве человека… Ныне ясно нужно осознавать и то, что исполнение этого долга требует новых творческих подходов, способных изменить сам характер освещения событий и подачи материала в современных СМИ. Понадобится большая и напряженная работа, но, если не взяться за нее уже сегодня, то завтра исторические судьбы нашего народа могут оказаться под угрозой".

 

Сравнивая два Фестиваля, Святейший Патриарх определил, что за два последних года после Первого Фестиваля удалось сделать немало: выработаны новые формы адекватного отражения событий в церковной жизни и позиции Церкви по вопросам общегосударственной значимости, чему способствовала активная деятельность Издательского Совета РПЦ и пресс-службы Московской Патриархии, службы коммуникаций внешнецерковных связей. В своем Обращении Святейший Патриарх отметил, что ряд Епархий серьезно пересмотрели свою информационную политику: созданы новые Епархиальные пресс-службы, телестудии и печатные издания. На качественно иной уровень вышло взаимодействие между Епархиальными и региональными светскими СМИ… "Прозвучала мысль на Фестивале о том, - сказал Святейший Патриарх, - что Епархиальное руководство должно поддерживать православную журналистику на высоком уровне, и на этом нельзя экономить деньги, - полностью согласен с этим. Есть Епархии, чья издательская продукция отличается высоким полиграфическим качеством, глубоким содержанием… многие книги, журналы и газеты приятно держать в руках и дарить другим. Нельзя забывать, что и таким образом должен отстаиваться истинный образ Церкви".

 

Патриарх Алексий II в своем Слове также говорил о проблеме светского книжного рынка, на который по формальным причинам не могут выйти православные издательства; о необходимости введения курса журналистики в духовных учебных учреждениях, организации курсов по повышению квалификации православных журналистов. Святейший Патриарх обратил внимание на тот факт, что мало поощряется православная журналистика, и обещал продумать вопрос о ее поощрении Патриаршими грамотами. Патриарх Алексий II сказал о необходимости консолидации православного журналистского сообщества и отметил увеличение числа светских журналистов на Фестивале, разделяющих евангельские ценности. Святейший Патриарх выразил надежду, что воцерковленные сотрудники СМИ помогут вернуться своим коллегам хотя бы к кодексу 1994 года профессиональной этики российского журналиста, где закреплено требование нравственной ответственности журналиста, без которой не может быть подлинной свободы. Святейший Патриарх сказал: "Девиз Второго Фестиваля: "Свобода и ответственность: христианские ценности в современной России" - эти слова передают суть того вызова, который бросает православным журналистам нынешний мир.  Православные СМИ призваны свидетельствовать о том, что истины, созидающие свободу, сопряжены с нравственной ответственностью за правдивость сказанного и написанного, за последствия своего обращения к многотысячной аудитории".

 

Завершил свое Обращение к участникам Второго  Фестиваля православных СМИ Святейший Патриарх таким признанием: "На наших глазах Фестиваль становится авторитетным общенациональным форумом", и от души пожелал православным журналистам "благословенных успехов в дальнейших трудах, которые вы несете жертвенно, преданно на благо Церкви Христовой". А потом торжественно были вручены премии Фестиваля . Всего на премию было выдвинуто 130 соискателей из 95 редакций. Жюри конкурса, состоящее из редакторов церковных и общественно-политических изданий и представителей духовенства, возглавил председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев. Победителям были вручены бронзовые статуэтки небесного покровителя Фестиваля "Вера и слово" пророка Ионы, выполненные скульптором Константином Черновым. Денежного содержания премия не имеет. Лауреатом премии, в частности, стал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. "Все мое служение направлено на проповедь веры, словом и жизнью", - сказал Патриарх, получая премию от участников фестиваля из рук Управляющего делами Московской патриархии, Митрополита Калужского и Боровского Климента. По словам Митрополита, Патриарх удостоен награды "за большой вклад в развитие церковных СМИ".

 

Надо сказать, что в пансионате "Лесные дали" наши коллеги, православные журналисты, получили третьи и вторые премии по пяти номинациям, которые входили в условия творческого конкурса "Вера и Слово". Кстати, первого творческого конкурса православных и светских СМИ, пишущих на православную тему. Это были своего рода "утешительные призы" - они не предполагались, как мы поняли, но на Фестивале было очень много представителей информационных епархиальных служб, достойных награды. Мы бы отметили Саратовскую, Ярославскую, Ставропольскую, Тюменскую и Тобольскую, Белгородскую, Рязанскую епархии, в которых очень представительно и высокопрофессионально ведется информационная работа; наших друзей - журналистов из Риги, которые служат Русской Православной Церкви в стране, не очень нам дружественной.

 

Форум православных СМИ был репрезентативным, представительным, в нем принимали участия и православные журналисты нашей Церкви из-за  рубежа: Белоруссии, Азербайджана, Украины, Литвы, Латвии, Молдавии. Наверное, многое мы могли бы сказать друг другу и многим поделиться: своими успехами, проблемами, сомнениями, но программа Фестиваля была наполнена достаточно конструктивными докладами "для слушания". И картина развития средств массовой информации российского общества была представлена блестящими докладчиками исчерпывающе аналитически. Модератор Фестиваля Сергей Чапнин в первый день форума, определяя задачи работы Второго Фестиваля, сказал: "На Первом Фестивале наша задача была достаточно простой – показать, что мы есть. Думаю, что за прошедшие два года с этим фактом смирились даже наши оппоненты. Сегодня православные журналисты – неотъемлемая часть журналистского сообщества России. Для многих регионов Фестиваль стал важным этапом в формировании епархиальных СМИ и развитии сотрудничества со светскими изданиями своих регионов"…

 

Сергей Чапнин говорил о содержании, о направлении деятельности православных СМИ, которые, в первую очередь, должны нести свет истины Христовой, но, сказал Сергей Валерьевич: "Давайте пристальнее смотреть и в лицо наших современников. И сегодня в нашей жизни есть место молитве, есть место подвигу, есть место жертвенному служению. Православные журналисты призваны, прежде всего, видеть жизнь Церкви во всей ее полноте, и стремиться о ней свидетельствовать". Сергей Чапнин невольно ответил на наш "больной вопрос" о жизни современной Церкви: "Если мы не будем видеть жизнь Церкви, мы не сможем о ней убедительно и достоверно говорить. И нам тогда не поверят".

 

Псков

 

Заканчивая наш Дневник, мы не можем не вспомнить выступление на нашем Фестивале в палатах Саввино-Сторожевского монастыря заслуженного профессора Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова, удивительного, мы бы сказали, "православного логика". Профессор своим выступлением пытался помочь слушателям определить богословскую задачу журналистской деятельности, цель которой – писать о вере. Профессор сказал: "Вера для западной Церкви, это сумма богословских знаний, а вера для нас – это жизнь по-православному, по евангельским истинам. Православие изменило радикальным образом понятие веры. Это не сумма богословских знаний, бесенята богословие знают лучше, чем мы, а жизнь по вере". Основной задачей православных СМИ, и с этим невозможно не согласиться, по мнению Алексея Ильича, является рассказ об основах духовной жизни, о том, как духовная жизнь по вере меняет человека.

 

Собственно, задача православной журналистики – спасти общество, а единственная задача журналиста: строительство дома спасения. Поэтому средства массовой информации, которые наиболее близки светскому миру, должны открывать человеку основы правильной духовной жизни, чтобы человек понимал, почему есть скорби и почему есть болезни. Понимал, что грех есть рана, наносимая человеку самому себе. Никто и ничего не может сделать человеку плохого, если он сам не протянет к этому руку. Преподобный Антоний Великий говорил, когда мы грешим, мы соединяемся с демонами – мучителями, - напомнил профессор. Алексей Ильич обратил внимание на особенность проблемы возвращения к Православию: "Раньше у нас было всего две дороги: религия и атеизм, сейчас сотня. Куда идти? Чему должны служить СМИ? Но надо понимать, что только в Православии есть аргументы, свидетельствующие о его истинности".

 

Протоиерей Игорь Пчелинцев, редактор газеты "Нижегородские епархиальные ведомости", ставшей победительницей в одной из номинаций конкурса, выступавший на Фестивале, тоже сказал о важном для нас: Самоокупаемость СМИ невозможна. Одна идея должна пронизывать православную журналистику: помочь людям выйти на правильный путь, научение общества духовной жизни, а не нравственной. Показывать Православие по существу, а не его "кожу". В православных СМИ самым главным будет только Христос. Отец Игорь Пчелинцев считает, что в Епархиях должны создаваться информационные центры, куда войдут пресса, радио, телевидение и Интернет.

 

Один из награжденных на Фестивале, священник Димитрий Карпенко, заместитель редактора журнала "Новый ковчег" (Белгород) оставил на сайте Фестиваля верное замечание о реальных задачах православных СМИ: "Я считаю, что самая главная проблема во взаимоотношениях СМИ и Церкви – это честность в освещении вопросов, связанных с общественными событиями и с событиями церковными. Когда общественные события оцениваются церковными деятелями и, наоборот, события церковной жизни освещаются светскими СМИ, должна быть обоюдная честность, я бы сказал. Не желание выгородить определенную партию или идеологию, а желание действительно отразить истинное видение того или иного события. Это должно быть основным не только во взаимоотношениях Церкви и СМИ, но и вообще в любых отношениях людей друг с другом. Это, на мой взгляд, главное. Это то, чем страдают наши СМИ, которые не всегда пытаются докопаться до истины, а выдают какие-то внешние вещи за истину в последней инстанции".

 

Наши коллеги, православные журналисты, привезли на Фестиваль много своих изданий: газет, журналов. Мы взяли их домой, чтобы почитать, поучиться и увидеть, что мы можем сделать сейчас в нашей псковской епархиальной информационной жизни. И все-таки, мы решили, что пока идем верным путем. Он труден и сложен, мы делаем ошибки, но мы только начинаем. Поэтому просим ваших святых молитв, снисхождения и помощи Божией. Но вернулись мы из Москвы с мечтой: увидеть в России общероссийскую православную газету. Уверены, что она нам очень нужна.

 

Ноябрь, 2006 г.

Информационная служба Псковской епархии.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...