Научная конференция в Пскове, объекты ЮНЕСКО и спасение усадьбы Волышово – интервью с Алексеем Калиненко

В эфире проекта ПАИ-live директор Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области Алексей Калиненко рассказал ведущему Александру Машкарину о гостях и итогах научно-практической конференции «Культурное наследие Псковской земли и сопредельных территорий», дорожной карте для псковских объектов Всемирного наследия, а также о нужности заколоченных окон и дверей.

Первые шаги

– Не так давно прошла научно-практическая конференция, которая в очередной раз призвала в Псковскую область не только местных экспертов, но и соседей из Москвы и Санкт-Петербурга. В этот раз обсуждались вопросы использования и охраны памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, коих теперь в Псковской области хватает. Какие основные вопросы обсуждались на конференции и почему так важно было услышать мнение экспертов со стороны?

– В принципе, она прошла в прошлую пятницу на высоком международном уровне. Конечно, не было международных участников, но к этому мы ещё будем стремиться. Тем не менее было достаточно широкое представительство, в том числе из соседних регионов. К сожалению, из-за коронавируса много гостей не приехало – это в первую очередь музей Кижи, представителей которого мы ждали, так как они полностью находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, это и представители Петрозаводска. Большая новгородская делегация традиционно посещала нашу научно-практическую конференцию из года в год. В этом году новгородцы не приехали. Жаль. Рассчитываем, что пандемия закончится и в следующем году будет широчайшее представительство всех соседних регионов. Оно растёт год от года: если посмотреть на начало нашей научно-практической конференции [это 2015 год. – ПАИ], в списке докладчиков фактически только псковичи, а в 2020 году уже широчайшее представительство регионов.

– В этом году была шестая конференция?

– Да, шестая конференция, ставшая уже традиционной. Надеюсь на седьмую, восемью, девятую и так далее. В разные годы конференция была посвящена разным темам: наследию, практике, теории, юбилеям. В этом году была выбрана тема ЮНЕСКО, потому что это сейчас актуально в связи с тем, что нашим памятникам присвоен статус объектов Всемирного наследия. Для нас это ново. Если другие регионы могут похвастаться тем, что они в списках Всемирного наследия уже много лет, то мы недавно, мы лишь начинаем осваивать эту тему. По большому счёту мы начинаем учиться обращаться с памятниками Всемирного наследия.

– Для псковских памятников уже есть дорожная карта?

– На этой конференции наши коллеги поделились своим опытом и видением процесса работы с псковскими памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вопросы на самом деле существуют, и их достаточно много. Потому как, повторюсь, дело новое, мы ещё не всё понимаем до конца, не всё умеем, учиться приходится на ходу. И достаточно много проблем, в том числе с охранными буферными зонами – это раз, с управлением и плановым управлением – это два, с реставрацией – три, с инфраструктурой – четыре, ну и так далее. Список достаточно большой.

– То есть это не так, как представляли себе многие: попали памятники в список – и всё, на этом работа останавливается. Судя по тому, что вы сказали, тут работы не на один год.

– Работы не на один год – работы интересной и важной. Думаю, что результатом в итоге будет известность наших памятников, их замечательное техническое состояние, туристическая привлекательность, широкая известность. Вот что нам нужно.

Беседа неравнодушных людей

– Что такое план управления?

– Это такая хитрая штука, которая включает в себя все аспекты жизни памятника и его перспективы. Причём включает в себя не только сам памятник и территорию, на которой он стоит, но и вопросы существования совместно с памятником его окружения, то есть всего нашего города. Так как памятники у нас расположены на территории Пскова, то это жизнь всего города, которая подчинена в том числе сожительству, соседству с такими уникальными объектами.

– Есть какой-то город в России, который вы считает для себя моделью с точки зрения управления памятниками ЮНЕСКО?

– Я такого пока не знаю, потому как везде есть свои серьёзные особенности. Конечно, ближе всего и более-менее похож на нас Новгород. Но и различий достаточно. Санкт-Петербург с его центром совершенно другой объект сам по себе, с другой идеей и концепцией. Надо брать лучшее от всех, о чём мы говорили на конференции.

– Конференция практическая. Означает ли это, что обсуждался конкретный опыт, который потом можно просто взять и применить в Псковской области, или, наоборот, кто-то перенял псковский опыт?

– Можно вкратце пройтись по темам некоторых докладов. Например, выступал представитель Санкт-Петербургской реставрационной школы с докладом о проекте зон охраны Соловецкого монастыря: он также находится в списке Всемирного наследия. Соответственно, нам рассказали подробности и о трудностях, и об успехах такого проекта, мы обсудили нюансы. Это было, безусловно, очень интересно, так как работа с зонами охраны объектов Всемирного наследия нам ещё предстоит. Как это делать, каким образом, как это происходит – мы должны об этом знать.

– Если человек с улицы попадёт на такую конференцию, он поймёт язык специалистов?

– Безусловно, он поймёт, а в случае, если он чего-то не понимает, докладчику всегда можно задать вопросы: всё-таки это открытая дискуссия, она не носит формального характера, это беседа заинтересованных лиц.

– Я спросил, потому что многие горожане, судя по «Фейсбуку», очень заинтересованы в тех вопросах, которые вы обсуждали на конференции.

– Конференция всегда была открытой. Единственное, в этом году не повезло с вирусом, поэтому количество участников пришлось ограничить. Но обычно на наших конференциях традиционно присутствуют непрофессионалы, общественники, просто любопытные граждане, которым интересно послушать те или иные доклады. Это просто беседа неравнодушных людей, поэтому мы всегда приветствуем вопросы и всегда готовы на них ответить.

План спасения

– Сейчас октябрь. Понятно, что итоги года поводить рано, но тем не менее есть промежуточные итоги-2020?

– Безусловно, можно подвести краткие итоги. Что хотелось бы отметить? Работа большая, цифры уточнять не буду – и проектов границ территорий предметов охраны, и актов технического состояния подготовлены десятки, если не сотни. Но хотелось бы отметить крупные работы, уже завершённые в этом году. Например, проект объединённых зон охраны объектов культурного наследия «Церковь Жён-мироносиц» и «Колокольня надвратная на Мироносицком кладбище» в Пскове на улице Коммунальной. Проект был сдан в кратчайшие сроки, прошёл согласование Минкультуры, государственную историко-культурную экспертизу и был утверждён областным Собранием депутатов. Работа завершена. Мне кажется, в этой работе удалось соблюсти в полной мере принцип развития через сохранение и сохранения через развитие, что означает, что мы смогли найти баланс интересов города, при этом не отступив от интересов памятников ни на шаг. И я считаю, что время подтвердит наши выводы по данному проекту: город будет развиваться, при этом памятники будут сохраняться. Это касается проекта в отношении церкви Жён-мироносиц.

Завершена предварительная противоаварийная работа в усадьбе Строганова в Волышово. Демонтирована и законсервирована лепнина, лепной декор – внутренний и часть внешнего. Это важно для будущих поколений, будущей реставрации, ведь мы верим, что рано или поздно руки до него дойдут. В подтверждение этих слов можно привести конкретный пример: на сегодняшний день уже ведутся противоаварийные работы на кровле графского дома. Ведёт их ООО «Августина», НПЦ по охране памятников осуществляет технический и авторский надзор. Это означает то, что наши общественники в лице Татьяны Ознобишиной и её соратников всё-таки достучались в том числе до губернатора, и спасибо главе региона за то, что он поддержал это. Нужно отдельное спасибо сказать АНО «Возрождение», которая также включилась в эту работу. На сегодняшний день ударными темпами идёт работа над временной противоаварийной кровлей графского дома.

– Эти противоаварийные работы по консервации не означают, что только заколотят двери и окна, чтобы туда просто не лазили?

– Окна тоже заколотят. И это тоже нужная работа: из-за того, что в усадьбу был неконтролируемый доступ, собственно, она и сгорела.

– И растащили там всё тоже из-за этого?

– Да. Вот к чему это приводит. Поэтому и двери, и окна нужно заколачивать. Но в данный момент на зиму надо смонтировать временную кровлю, чтобы осадки не разрушили то, что осталось на сегодняшний день. Это первый шаг. Я считаю, будут и другие, объект не брошен, о нём и мы заботимся, и руководство нашей области. Я думаю, подключатся все заинтересованные стороны – и спасём этот объект. Хочется в это верить.

– Где будут храниться куски лепнины, которые сняли?

– Они на сегодняшний день переданы в администрацию Порховского района, они хранятся там по месту, по описи – всё как положено.

– Кто осуществляет проверку лепнины?

– Она вся упакована, опечатана. Ответственность на сегодняшний день на хранителях – на администрации Порховского района. Не думаю, что проверки сохранности нужны: в принципе, можно и провести, но зачем?

– Какие важные вещи будут реализованы научно-производственным центром в 2021 году?

– 2021 год – срок окончания работ по проекту объединённых зон охраны объектов культурного наследия Пскова.

– То есть вы продолжите ту гигантскую работу, которую проводите в этом году?

– Да, мы её продолжаем. Она ни на минуту не останавливается: сроки сжаты, а работа напряжённая. Будем укладываться в сроки.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...