Эксперт рассказал родителям, что делать с дислексией у ребёнка
Что такое детская дислексия и что с ней делать, рассказало интернет-издание «Мел» со ссылкой на эксперта лаборатории чтения и преподавателя Школы лингвистики НИУ ВШЭ Анну Левинзон.
Дислексия — это врожденное нарушение нервной системы, из-за которого ребёнок воспринимает речь не как все. Прямым следствием этого становятся проблемы с чтением. Как отмечает специалист, такую особенность имеет каждый пятый-седьмой ребёнок.
При дислексии детский мозг не способен разделить слово, предложение и текст на составные части. Если обычно для человека слово — это набор разных букв и звуков, то для дислексика слово — «один большой неподвижный кирпич».
«Представьте, что я показываю вам издалека лес, а потом прошу сказать, сколько листьев на третьей ветке снизу у березы, стоящей справа во втором ряду. Вот и для дислексика отдельный звук в слове — это та самая ветка. Он слышит и понимает слова, но разделить их на составные части не в состоянии», - рассказала специалист.
Как узнать, если у ребёнка дислексияли
Выяснить, есть ли у ребёнка нарушение, можно ещё до того, как начнётся обучение чтению и письму. Для этого нужно проверить фонематический слух – способность выделять звуки в словах.
Сделать это можно, попросив ребёнка убрать или заменить какую-нибудь букву в слове, например, сказать слово «булочка» без буквы «б» или заменить в имени Юля букву «я» на букву «а».
Если у ребёнка-дошкольника такие задания вызывают трудности, то есть вероятность наличия нарушения, и этим нужно заниматься.
С полным списком признаков, по которым можно определить дислексию, можно ознакомиться в статье «Мела».
Что делать родителям?
Нарушение имеет разную степень выраженности. Главное, что должны делать родители и педагоги, – учить ребёнка делить слова, предложения и тексты на составные части.
Специалист рекомендует выполнять следующее:
1. Читать с ребёнком часто, но по чуть-чуть.
Родители и учителя делают серьёзную ошибку, заставляя таких детей читать больше. Нужно помнить, что для дислексика чтение — это большая физическая и моральная нагрузка.
«Посоветовать такому ребенку больше читать — все равно что посоветовать человеку без ноги начать бегать марафоны, чтобы быстрее ходить», - отмечает специалист.
Важно читать регулярно, а не много. Нужно уделять маленьким текстам примерно 15-20 минут в день.
2. Играть со словами.
С малышами стоит проводить разнообразные игры со словами, например заменять буквы в слове, менять буквы местами.
Эксперт настоятельно рекомендует использовать кубики Эльконина: составлять из них слова, менять местами, замечать наличие и отсутствие гласных и так далее.
3. Читать стихи.
4. Не бояться заниматься фонетическим разбором.
Детям с дислексией полезны все возможные виды разборов: предложения по составу, словообразовательный, морфологический.
5. Обращать внимание на пунктуацию.
Знаки препинания также помогают разделять текст на части — предложения. При обучении чтению следует всегда обращать внимание ребёнка на все точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки.
Ребёнку стоит пробовать всегда дочитывать предложение до конца, не бросая. Это поможет воспринимать его как законченную смысловую единицу.
6. Слушать аудиокниги.
Прослушивание произведений помогает ребёнку расширять словарный запас и развивать внимание к печатному тексту.
Особенно полезным будет прослушивание книги и одновременная попытка читать книжный текст.
7. Помогать читать.
Если вы замечаете, что ребенку тяжело, ему нужно помочь, например читать вместе задания к урокам. Также можно попробовать найти аудиоучебники по школьным предметам.
«У дислексиков все отлично с интеллектом, они справятся с любой школьной программой, у них есть только одна сложность — чтение, вот и помогите ему справиться с ней», - отметила Анна Левинзон.