О ралли-2021 в Псковской области, безопасности дорожного движения и подготовке водителей – в интервью с Олегом Мыслевичем
В связи с вызывающей опасения статистикой ДТП в России президент Федерации автоспорта Псковской области, глава комитета по мобильности Российской автомобильной федерации Олег Мыслевич в эфире ПАИ-live рассказал о принимаемых мерах обеспечения безопасности дорожного движения, сообщил, какие ралли запланированы в Псковской области в 2021 году, и объяснил, чем грозит самоуверенность на дороге.
«Формула-1» в онлайне
– Какие мероприятия планируются в Псковской области по вашей линии в 2021 году?
– Вообще, в последние пять лет уже традиционно закрепилось за Псковской областью право проведения трёх этапов Кубка России и одного этапа чемпионата России по ралли. Поэтому в 2021 году этот календарный план не исключение. Начнём по плану сезон мы традиционно с проведения этапа Кубка России ралли «Голубые озёра» в Пустошкинском районе.
– Это когда?
– Это в последние выходные апреля, 24-25 апреля. Далее традиционное ралли «900 озёр» – Опочецкий, Себежский и, скорее всего, Новоржевский районы будут задействованы в организации. Это будут первые выходные июля, лето.
На мой взгляд, самым знаковым событием в автоспорте Псковской области в этом году, безусловно, является этап чемпионата России «Ралли Псков», потому что в этом году мы отмечаем его 20-летие. И также этот этап чемпионата России будет являться финальным этапом чемпионата Псковской области «Трофей Александра Невского»: это также юбилейный проект, в этом году мы отмечаем его 10-летие.
Звёзды так совпали, что «Трофей Александра Невского» будет проходить в год 800-летия святого князя Александра Невского, поэтому наше мероприятие вписывается в программу празднования. Мы рассчитываем устроить яркий, хороший праздник для Пскова, для районов и вообще для всех спортсменов, которые к нам приезжали в течение 20 лет, готовим приглашения для спортсменов. Надеюсь, к этому времени ограничения будут сняты, потому что Псковская область – достаточно удобное месторасположение для проведения ралли. Ралли очень развито в Прибалтийских странах, в постсоветском пространстве – это Эстония, Латвия, и многие спортсмены до пандемии принимали участие в наших соревнованиях. Надеюсь, мы соберём лучших из лучших раллистов в конце июля в Пскове.
– Вы устраиваете онлайн-чемпионаты, сажаете за симулятор автогонок? Не было таких мыслей?
– Это совершенно правильное направление, причём в этом году в Российской автомобильной федерации создан комитет по компьютерному автоспорту. Международная автомобильная федерация уже проводит чемпионаты по 18 видам автомобильного спорта на компьютере: это и кольцевые гонки, и картинг, и ралли.
– Чуть ли не разнообразнее, чем в реале?
– Во всяком случае, для человека, который захочет себя попробовать в автомобильном спорте, это намного дешевле. Здесь можно поучаствовать в ралли или в кольцевых гонках, попробовать себя в компьютерном виде спорта «Формула-1»: в этот вид спорта попадают единицы со всего мира, это «королевский» вид гонок, попасть в реальной жизни в «Формулу-1» практически нереально.
– Международная федерация уже проводит соревнования, в России появился комитет. В Псковской области ещё не поставили такое мероприятие в календарь?
– В этом году пока нет. Вообще, комитет по компьютерному автоспорту новый, мы сейчас ищем человека, кто мог бы стать частью компьютерного автоспорта России на территории области. Поэтому пользуюсь случаем: если у кого-то глаза горят, он понимает в компьютерах и компьютерных играх и что нужно для того, чтобы эти соревнования организовать, мы будем этому содействовать.
На всё, к сожалению, рук не хватает.
Объёмный функционал
– Упомянули Российскую автомобильную федерацию, комитет. Расскажи о своей новой общественной нагрузке: ты же теперь глава Российского комитета по мобильности. Что это за комитет?
– Начнём с того, что Российская автомобильная федерация является частью Международной автомобильной федерации. В Международной автомобильной федерации направлению мобильности уделяется практически 50 % деятельности. Есть направление автомобильного спорта: мы знаем, что Международная автомобильная федерация является организатором «Формулы-1», чемпионата мира по ралли и так далее. А есть направление мобильности.
Что такое мобильность вообще? В Международной автомобильной федерации её интерпретируют таким образом: это создание безопасных и комфортных условий для автомобилистов. Очень многогранное понятие: это и безопасность на дорогах, безопасность самого автомобиля – ремни, подушки, сама конструкция кузова и так далее, это и придорожная инфраструктура, комфортные условия для автомобилистов, которые любят путешествовать на своём железном коне. Есть направление оказания первой медицинской помощи (это тоже безопасность, так скажем), разработка туристических маршрутов для автомобилистов.
– Ты назвал функционал нескольких министерств.
– ООН признала Международную автомобильную федерацию в части развития мобильности консультационным органом, и поэтому мы хотим использовать самые лучшие практики, самые лучшие наработки других стран, европейских стран в части мобильности. Недавно читал, что в Австралии был реализован хороший проект безопасности дорожного движения.
Мы сейчас обобщаем эту информацию, изучаем, строим структуру самого комитета и надеемся, что наши предложения могут сделать дороги безопаснее, а для автомобилистов в России будут созданы более комфортные условия, особенно для внутреннего автомобильного туризма, который, на мой взгляд, сейчас и в целом в России, и особенно на территории Псковской области очень перспективное направление, потому что мы находимся рядом с двумя городами-миллионниками – Санкт-Петербургом и Москвой. На территории области 3600 озёр, очень много красивых мест, о которых даже сами псковичи не знают, не говоря уже о москвичах и жителях Петербурга.
«Лебедь, рак и щука»
– По сути, все члены комитета своего рода эксперты. Как у вас как у автоэксперта складываются отношения с теми, кто следит за безопасностью на дорогах в Псковской области (я имею в виду ГИБДД)?
– С ГИБДД мы регулярно работаем в рамках обеспечения безопасности общероссийских соревнований. Не секрет, что ралли – это вид спорта, который проходит на дорогах общего пользования. Нам приходится обеспечивать безопасность на дорогах, по которым люди постоянно передвигаются из одной деревни в другую. В общем, приходится вводить временные ограничения на этих дорогах, поэтому уже в течение 20 лет здесь постоянно у нас существует контакт.
Но также есть некоторые проекты, которые мы реализовывали совместно с ГИБДД, надеюсь, что и в дальнейшем будем их реализовывать. Был реализован проект «Семейное ралли». В рамках работы межведомственной комиссии, членом которой я являюсь на территории Псковской области, некоторые наши замечания были услышаны и были внесены изменения в проект дорожной разметки и размещения знаков. Один из участков – это участок дороги Псков – Гдов, мы занимались этим направлением.
– Мы говорили об этом в 2020 году, ты приводил в пример несколько участков Гдовской дороги.
– Да. Пусть на меня не обижаются руководители организаций, которые сейчас реализуют национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», но на сегодняшний день, к сожалению, безопасность на дорогах России как в басне «Лебедь, рак и щука»: телега стоит, вроде все делают правильное дело, а людей, по-моему, на дорогах стало гибнуть больше.
– Нет синхронизации между ведомствами.
– Да, во-первых, нет синхронизации. Аркадий Райкин, если помнишь, вышел в кривом пиджаке: «А к пуговицам есть претензии? Нет, пришиты намертво – не оторвёшь!» – вот примерно то же самое. Допустим, мы занимались дорожной разметкой: её уже не сотрёшь, а там, где пунктирная линия должна быть, уже сплошная, потому что видимость ограниченная и существует опасность выезда на встречную полосу движения. В этом направлении нам бы хотелось использовать мировой передовой опыт. Надеюсь, у нас получится.
Самооценка, равная умению
– Не секрет, что постоянно есть нарекания к водителям, которые только выпускаются из автошкол. Подготовка молодых водителей в Псковской области за последние несколько лет стала лучше или хуже? С первого раза на права сейчас сдают единицы. ГИБДД очень жёстко относится к сдаче экзамена.
– Безусловно, и это даже губернатор Псковской области Михаил Ведерников озвучил, в 84 % случаев виновник ДТП – водитель. Я всегда говорю, что в автотранспортном дорожном прошествии виноваты двое. Всегда есть возможность одному, даже если он не нарушает ПДД, уйти от ситуации и сгладить острые углы дорожной обстановки, которую создал водитель, нарушивший правила. Я бы сказал так: на сегодняшний день в автошколах готовят так, как требует этого ГИБДД, для того чтобы сдать на права и получить те самые желанные корочки. В разных странах существуют разные подходы к приёму экзаменов.
Вот у нас по какой-то причине взяли и отменили автодром – я не совсем с этим согласен. Не знаю, насколько это улучшит качество подготовки водителей, а скорее всего, ухудшит, потому что на автодроме можно проверить знания и навыки водителя, которые невозможно проверить на дороге общего пользования. Мы же не будем создавать аварийную ситуацию на дороге общего пользования? А вот на автодроме можно смоделировать такую ситуацию при помощи пластиковых конусов, задать определённую скорость водителю, создать ситуацию экстренно выбежавшего на дорогу ребёнка или лося.
В контравариантной подготовке есть такой урок, как лосиный тест. В этом плане, на мой взгляд, требуется пересмотреть в первую очередь не подготовку водителей, а методику приёма экзаменов. Если мы методику приёма экзаменов подтянем до безопасного уровня водителя, то и автошколы подтянутся. Тогда уже не по 80 % не будут сдавать с первого раза, а в первые месяцы после таких нововведений будут по полгода сдавать, и сама структура подготовки поменяется, потому что придётся думать, как сдать экзамен, если при сдаче государство ввело проверку водителя на такие умения, знания.
Мне очень нравится в этом плане опыт наших соседей в Эстонии: там выдаётся временное удостоверение на два года, и за эти два года ты обязательно должен пройти зимнюю подготовку. Сейчас можно на сайте Псковского агентства информации в раздел «ПАИ-драйв» зайти и увидеть, сколько в Псковской области зимой автомобилей где-то в канаве, кто-то дистанцию не соблюл.
– Буквально на днях четыре грузовика столкнулись.
– Поэтому речь идёт о том, что, наверное, нужно подумать о дополнительных элементах подготовки водителей, потому что у нас дорожные условия меняются. Кто-то готовится летом, а потом не знает, как автомобиль ведёт себя на скользком покрытии. Даже в ночное время есть специальная подготовка – её сейчас в Эстонии ввели: за эти два года временного удостоверения ты должен пройти зимнюю подготовку и езду в ночное время суток (она тоже достаточно отличается).
И самое-то главное я на собственной шкуре испытал. Будучи водителем, который в 18 лет получил водительское удостоверение и считал себя псковским Шумахером, в 33 года я в первый раз поехал в школу контраварийной подготовки в Москве, чтобы повысить своё водительское мастерство. И после того, как я в эту школу поехал, скоростная планка упала: я понял, что не умею управлять автомобилем.
Я к чему это сказал? Самое основное для автошкол, на мой взгляд, чтобы самооценка водителя, который садится за руль, была равна его умению, чтобы она не была завышенной. Пусть даже она будет ниже, потому что именно переоценка своих возможностей приводит к серьёзным трагическим последствиям. Переоценка своих возможностей, своего автомобиля, возможно, незнание того, что тормозной путь с увеличением скорости увеличивается в квадратном отношении. Это элементы обычной физики, которую мы в школе проходим. Водитель в автомобиле музыку включил, дорога ровная, хорошая – 120-130 км/ч на спидометре: можно не заметить, как эта скорость появилась. А для начинающего водителя вообще надо ограничить скорость на загородной трассе в первые два года – не больше 70-80 км/ч: как раз за эти два года человек, может быть, обретёт объективную самооценку и поймёт, где могут возникать опасные дорожные ситуации. Может, в дальнейшем это приведёт к тому, что на дорогах будет более безопасно.