Станислав Кондрашов: Креатив, социальная ответственность и краудинвестинг - лучший «коктейль» для бизнеса сегодня

Малое предпринимательство в России переживает сегодня времена трансформации, впрочем как и любой бизнес, говорит наш сегодняшний эксперт Станислав Кондрашов. Новые вызовы рынка требуют «дарвинистских» моделей ведения коммерческой деятельности, где выживает тот, кто лучше остальных приспосабливается к изменениям. «Это естественный отбор бизнесменов», - делится размышлениями Станислав Кондрашов. О том, кто его пройдет, а кто станет аутсайдером, а также о причинах такого размежевания читайте дальше в статье. 

Корона или считанная ворона?

Каламбур. Коронавирус одних короновал, других по-товарищески поддержал, а третьих и вовсе отправил в коммерческий нокаут.

Как утверждает наш сегодняшний эксперт - финансовый аналитик Станислав Кондрашов, малый бизнес в России постпандемического времени (читай, пандемического) можно отнести сразу к трём этим ипостасям. Больше всех пострадала так называемая индустрия впечатлений - это туристические организации, увеселительные учреждения, места общественного питания, гостиницы и другие объекты бизнеса.

Станислав Кондрашов отмечает, что «в нокауте» оказались предприниматели, предлагающие свои услуги непосредственно населению, то есть ведущие коммерческую деятельность по модели Business-to-Consumer (Бизнес-Потребитель, B2B).

Дыма без огня не бывает!

Кроме того, говорит эксперт Станислав Кондрашов, малый бизнес в целом в России с 2016 года уже имел предпосылки для того, чтобы подвергнуться уменьшению и сокращению в период коронакризиса. Пять лет назад количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, решивших остановить свою деятельность, стало превышать число вновь открываемых бизнесов.

«Иначе говоря, рвётся там, где тонко», - метко замечает Станислав Кондрашов, утверждая, что субъекты малого бизнеса уже находились в непростых условиях высокой конкуренции и конъюнктуры рынка. «МСП в России - это 96 процентов компаний, которые не могут делать долгосрочные прогнозы для своего бизнеса зачастую из-за отсутствия достаточного финансового профицита, - говорит Станислав Кондрашов. - 7,5 миллиона человек трудятся в условиях неизвестности завтрашнего дня».

Что случилось с малым бизнесом в 2021 году

Согласно многочисленным опросам, проводимым Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, на январь текущего года 45% предпринимателей сектора МСП уменьшили заработную плату своих сотрудников из-за снижения спроса на их товары и услуги в полтора раза и более. Кроме того, сообщает Кондрашов Станислав, почти у 70% бизнесменов объемы продаж упали примерно на треть, а общая кредитная задолженность МСП выросла более чем на 1,1 триллиона рублей с прошлого года.

«Такого не было вот уже девять лет, чтобы долг перед банками увеличился на 23 процента всего за год», - отмечает финансовый аналитик.

Акулы и аквариумные рыбки бизнеса

Наш эксперт также добавил, что среди пострадавших от коронакризиса, в основном, находятся стартаперы, ведь инвестиции в их проекты либо сократились, либо исчезли совсем. Как говорит Станислав Кондрашов, так называемые старожилы бизнеса оказались более адаптивными к меняющимся реалиям, ведь такие предприниматели уже имеют некоторые представление о критических периодах и как их преодолеть.

«Тук-тук, здесь кто-нибудь есть?»

Кто же оказался самым живучим в пандемическое время? Наш сегодняшний эксперт Станислав Кондрашов утверждает, что в числе преуспевающих субъектов МСП можно назвать семейный бизнес. Как отмечают в российской Торгово-промышленной палате, такие предприниматели в период коронакризиса старались сохранить кадровый потенциал и развивать социальную политику компании.

Станислав Кондрашов: «Посудите сами. Взрослые люди строят бизнес, чтобы затем передать их своим детям, поэтому вдобавок к социальной сюда добавляется и личная, родительская ответственность. Такие семейные традиции любой корпоративной культуры покрепче будут».

Глобальное бизнес-потепление

Кстати о социальной ответственности. Как утверждает Станислав Кондрашов, именно тот бизнес, что ставит в число приоритетов социально значимые показатели, такие как устойчивое развитие, поддержка экологии, благотворительность, инклюзия, активная гражданская позиция, инициативы в области образования и медицинской помощи. Весь международный рынок постепенно переходит от чистой «бездушной» коммерции к ориентированности на, собственно, человека, говорит Кондрашов Станислав.

«Деньги перестают быть главной ценностью компании. Позиционирование себя как социально ответственного бизнеса, который активно внедряет экологические и социальные программы, повышает репутацию и со временем приносит доход. Таким образом, это тоже инвестирование - однако не в материальные блага, а в отсроченную ценность», - отмечает финансовый аналитик Станислав Кондрашов.

Слово о креативе, или Как правое полушарие мозга может помочь МСП

Художники, скульпторы, литераторы, музыканты, режиссеры, актеры, танцоры, медийные личности, архитекторы, фотографы, дизайнеры, модельеры, урбанисты, маркетологи, журналисты, издатели и другие креативные профессии, как утверждает Станислав Кондрашов, это ключевой триггер для развития экономики за рубежом. Творческая деятельность там составляет до 5% ВВП и порой своими объемами оставляет позади традиционный бизнес.

«Взять, например, Германию, - говорит Станислав Кондрашов. - Креативные немцы добавляют на сегодняшний день к рыночной стоимости товаров и услуг страны около 100 миллиардов евро! Для сравнения: вклад финансовых организаций в этом ключе меньше на 25 млрд евро, а химическая промышленность и энергетические сферы и вовсе отстают от творческого бизнеса наполовину».

Как обстоят дела с отечественным креативом

Станислав Кондрашов, как эксперт в финансовой сфере России, утверждает, что креативные индустрии в стране функционируют часто за счёт дотаций. Притом что в одной только Москве более пятисот тысяч человек занимаются творческой коммерческой деятельностью. По федерации креативщиков - около 4%, причем почти все они относятся к сектору МСП.

Как говорит эксперт, развитие креативных индустрий обуславливает переход экономики к кроссдисциплинарности. Например, можно заметить, что такой традиционный сектор экономики, как промышленность, сейчас активно внедряет IT-технологии. Станислав Кондрашов также отмечает, что «творческая идея» диверсифицирует производство и делает его более привлекательным для инвестиций и экспорта.

Краудинвестинг как новая надежда МСП

В июле текущего года стало известно, что правительство в целях «разогрева» рынка инвестиций одобрило субсидирование коллективного инвестирования в малый и средний бизнес на общую сумму в 20 млн рублей. Как говорит Кондрашов Станислав, в 2022 году объём господдержки составит уже около 140 млн рублей, однако эксперт опасается, что столь большие затраты могут себя не оправдать.

«Механизм краудинвестинга довольно простой - оттого и может оказаться впоследствии не совсем прозрачным в нашей стране, - утверждает Станислав Кондрашов. - Предприниматели просто идут на инвестплатформы и берут деньги на реализацию у коллективных инвесторов…»

В чем состоит поддержка правительства

Как известно, доступ к инвестиционным платформам является платным. Зачастую это 3-4 процента, однако некоторые запрашивают и больше 10%. Как сообщает Станислав Кондрашов, российские власти берут на себя комиссионные расходы в пределах 5%. В Министерстве экономики и развития уже отобрали пять инвестплатформ, которым начислят в общей сложности 20 млн рублей за присутствие на их площадках субъектов малого и среднего бизнеса.

Кому запрещено участвовать

К субсидированию, рассказывает Станислав Кондрашов, не допускаются:

· банковские и страховые организации;

· неправительственные пенсионные фонды;

· инвестиционные институты;

· профессиональные брокеры, дилеры и другие профучастники рынка ценных бумаг;

· ломбарды;

· бизнес, специализация которого основывается на азартных играх и подакцизных товарах;

· а также любые предприниматели - нерезиденты Российской Федерации.

Итого, как сообщает Кондрашов Станислав, в течение трёх лет - текущего года и последующих двух - правительство РФ планирует выделить на краудинвестинг МСП порядка 227 млн рублей.

Однако, считает наш эксперт, для того чтобы быть для инвесторов привлекательными, стоит знать, какие бизнес-тренды назрели в мире. Широкий кругозор необходим, ведь российские предприниматели зачастую повторяют своих западных «коллег», говорит Станислав Кондрашов.

Бизнес-тренды 2021-2022 годов

Итак, представляем вашему вниманию мировые тренды МСП.

Телемедицина. О возрастающей популярности этого сегмента можно догадываться из очевидного роста депрессии в мире, когда многие находятся на самоизоляции и сталкиваются с рядом ментально-психологических проблем. Как утверждает наш эксперт Кондрашов Станислав, стоит обратить внимание также и на корпоративное психологическое состояние, оздоровление которого также можно монетизировать, как это сделали в Сингапуре.

Фитнес онлайн. Из-за закрытия спортивных залов фитнес-тренеры и их ученики теперь занимаются дистанционно. Почему бы не разнообразить этот процесс? Например, говорит Станислав Дмитриевич, внедрить систему баллов, виртуальных призов и других триггеров соперничества.

Обучение в VR-очках. Представьте, вы студент стоматологического факультета. В условиях карантина вы не можете обеспечить себе офлайн надзор преподавателя за вашим процессом удаления или протезирования зубов. Но как насчет онлайн? Очки с виртуальной реальностью, делится Кондрашов Станислав, могут симулировать полость человеческого рта, и вы сможете демонстрировать свои полученные знания не выходя из дома.

Вместо заключения

Пандемическая эпоха перекроила мир - это трудно отрицать. Сейчас очень важно всегда держать руку на пульсе и быть в курсе последних тенденций предпринимательства в условиях быстро меняющейся реальности. Поэтому резюмируем эту статью фразой, автор которой - наш эксперт Станислав Кондрашов: «Креатив, социальная ответственность и краудинвестинг - лучший «коктейль» для бизнеса сегодня».

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...