Кладовая сокровищ: Супница Наполеона в Пскове

Псковское агентство информации вместе с Псковским музеем-заповедником начинает новый проект «Кладовая сокровищ». Фондохранилище музея-заповедника хранит в себе несметные богатства, которые никогда не выставлялись. Мы покажем вам то, что хранится на музейных полках: чего вы никогда не видели, что нельзя потрогать руками. Полюбуемся императорским фарфором и керамикой, древнерусскими иконами и живописью, драгоценными и не драгоценными металлами, оружием, нумизматикой. Вместе мы заглянем в древлехранилище и увидим рукописные книги. Сегодня внимательно рассмотрим стеллажи с фарфором.

Супница на столе Наполеона

Коллекция фарфора начала формироваться в послевоенное время. Из довоенной, увы, сохранилось всего лишь несколько предметов. Это связано с оккупацией города – музейщикам удалось эвакуировать лишь золото и оружие.

Но ценность коллекции сей факт нисколько не умаляет. Более двух тысяч единиц хранится в запасниках музея: китайский фарфор XVIII века, западно-европейский, русский и фарфор советского периода. Смотрите сами!

Супница из наполеоновского сервиза. Да-да, именно из неё вполне мог вкушать французский император, потому как сам лично подарил сервиз Александру I в честь заключения Тильзитского мира. Изображены, понятно, сам император, его Жозефина и ее маленький сын.

Начало XIX века. Севрский фарфор, сервиз «Тет-а-тет». Сведений немного, но вполне вероятно, что эти чашки были в руках членов императорских фамилий. Потому как первыми кураторами фабрики были Людовик XV и Мадам де Помпадур.

А это уже русский фарфор. Орденский сервиз. XVIII век. Было изготовлено всего четыре подобных сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Александра Невского, святого Владимира и Андрея Первозванного. Екатерина Вторая так впечатлилась работой, что дала автору, Ф. Гарднеру, добро на массовое производство фарфоровых изделий.

А это уже посуда для широкого потребления, которую уважало купечество. Вторая половина XIX века. Тот же Гарднер, мечты которого сбылись.

Первый советский фарфор, понятно, агитационного характера. Человек нового типа должен же был как-то формироваться.

1934 год. Мечта советской женщины – пудреница «Золотой мост». Ленинградский фарфоровой завод. Автор, Алексей Воробьевский, достоин отдельного рассказа, потому как проработал на нем более 70 лет. Рисунок выполнен без всякого наброска, и это уже классика, причем мирового масштаба.

Простота и лаконичность. Ничего не напоминает? Посуду из «Икеи» знаете? Это всё формы, придуманные Анной Лепорской. Автор – наша землячка, уроженка Пскова. Она же – ученица великого Малевича. Формы проданы в 20 стран мира.

Серия фигур «Народы России». Императорский фарфоровый завод. Екатерина II заказала фигуры для внука, будущего Александра I, чтобы наследник наглядно изучал свои народы и национальности. В фондах псковского музея имеется восемь разных фигур, а всего они воспроизводят 55 разных национальностей. Кстати, серию повторили еще раз уже в конце XIX века.

20-е годы XX века. Прекрасный Кустодиев, серия «Масленица». Изготовлены парами. Продавались в розницу, сегодня пара этой серии – большая редкость.

Такой штоф могли позволить себе очень богатые люди. Изготовлен на императорском стекольном заводе во 2-й половине XVIII века. Старейшее изделие из стекла чудом дошло до нашего времени. В музей поступило из частной коллекции.

Псковское агентство информации благодарит старшего научного сотрудника сектора хранения вещевых памятников Псковского музея-заповедника Аллу Москалец за предоставленную информацию и помощь в подготовке материала.

Экскурсии в кладовую сокровищ Псково-Изборского объединенного музея-заповедника на нашей ленте будут выходить два раза в месяц по пятницам. Следующий материал выйдет 10 сентября. Мы расскажем о немецких деньгах, которые по сути деньгами и не были, а стали огромной редкостью. Не пропустите!

За всеми экскурсиями в кладовые музея можно следить здесь.

Лариса Малкова
Версия для печати

















Как относитесь к служебным романам?

Проголосовать >>>

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...