«Халява, ловись!»: псковские випы рассказали, как готовились к экзаменам

Конец мая - июнь – традиционное время экзаменов. Сдают и переживают все: и школьники, и студенты. Спикеры медиацентра Псковского агентства информации рассказали, как им удавалось подготовиться к испытаниям, каких правил они придерживались, какие приметы соблюдали, а чего не делали никогда.

Глава Великолукского района Алексей Кузьмин:

Насчёт примет я ничего не помню, давно дело было. Но волновались все однозначно. Особенно волнительно было перед сочинением. Кто-то говорил, что в класс на экзамен надо зайти с правой ноги, кто-то, наоборот, говорил, что с левой. Но я ничему такому не следовал.

Да и волнуешься только в первые минуты, когда тянешь билет. Потом сядешь, посидишь 5-10 минут, успокоишься и включаешься в работу.

В вузе у меня был однокурсник, с которым мы и сейчас хорошо общаемся, вот он всю сессию не брился. Когда сдавали госэкзамены, у него уже настоящая борода была. Ничего, все нормально сдали: и он, и те, кто брился. Все устроились, работают.

У меня у самого дети: двое уже в вузах, младшая второй класс заканчивает. Наверное, им сейчас проще, когда они тесты сдают. Но моё мнение, когда ты напрямую общаешься с преподавателями, это совсем другое дело. Где-то и отношение преподавателя может помочь, вытянуть, такое тоже было в моей практике. Конечно, мне больше нравилось, как было тогда, но моих детей вполне устраивает и современная система.

Заместитель председателя регионального комитета п социальной защите Елена Фёдорова:

Период экзаменов всегда проходил волнительно. Мы готовились, как и сейчас ребята, целый год. Что нас отличало? У нас не было компьютеров, все билеты писали в тетрадках. Целые тетрадки исписывали.

После билетов шли шпаргалки. У меня зрительный тип памяти, поэтому шпаргалки я писала по особо трудным вопросам. Они были, скорее, для успокоения совести, потому что, когда я писала, информация лучше запоминалась. И на экзамене, когда попадался трудный билет, я закрывала глаза и вспоминала страницу, где что-то написано. Это хороший способ.

А в приметы вроде пятака под пятку я не верила, я не суеверный человек. К тому же я оканчивала Псковский педагогический институт, естественно-географический факультет, там халява не прокатывала. Вот, например, карта мира, которую мы коленками истирали, ползая по ней на полу, выискивая самые маленькие острова, впадины, возвышенности, города, – здесь, как ни призывай халяву, всё бесполезно, если не знаешь, где что находится.

Уполномоченный по правам ребенка Псковской области Наталия Соколова:

В школе оно как-то так само собой ложилось, что всё получалось, мы ни про какие халявы даже не думали. Хотя я слышала историю, что нужно пять копеек положить под пятку в обувь. Но я этого не делала. Я либо готовилась, либо не готовилась к экзамену… точнее, не слишком готовилась. Но всегда писала «шпоры», всегда! А пользовалась ими, может быть, один или два раза. В чём прелесть шпаргалки? Когда ты её пишешь, лучше запоминаешь материал. Берёшь её с собой, и она придаёт тебе определённую уверенность, потому что ты же не просто переписываешь информацию, ты её где-то сокращаешь, анализируешь. Но наглости и смелости взять шпаргалку с собой в кабинет, где проходит экзамен, а потом вытащить её и спалиться, не было.

А вот в институте, когда появились зачетки, я разворачивала свою книжку, ставила её на подоконник и говорила три раза: «Ловись, ловись, халява». Дело было перед сном. Утром нужно было обязательно зачётку захлопнуть, «чтобы халява не вылетела», потом прийти и положить её преподавателю на стол, чтобы обязательно только он её открыл, и халява влетела ему в нос.

Я вообще всегда нормально училась, у меня не было проблем. Нет, были, конечно, разные истории: где-то недоучила, где-то влюбилась и забыла подготовиться к экзаменам. Всякое случалось. Но в целом мне это позволило кончить школу с двумя четвёрками в аттестате и институт (там четвёрок чуть больше) и получить потом еще два образования.

Временно исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС России по Псковской области Сергей Лаврухин:

На ум приходит, как я готовился к экзаменам при поступлении в вуз. Это старейший вуз пожарной безопасности в Санкт-Петербурге. Готовился очень долго, тщательно. Но вот про «мантры» и приметы никакие не помню. Вся надежда должна быть на себя и на свои знания, тогда сработает.

Подготовка была долгая, серьёзная, физкультуру надо было сдавать, плюс физику заново, начиная с азов, изучать, поэтому и на экзамене, с учётом этой длительной подготовки, всё прошло удачно.

Управляющая Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области Наталья Мельникова:

В школе накануне экзаменов никаких особых примет не было, я была примерной ученицей, всё учила и сдавала сама. Особенно точные науки мне давались, поэтому я с большим удовольствием их изучала и была счастлива, когда учительница говорила: «Ну иди выступи у доски».

Когда я пришла в институт и поступила на мехмаш, было очень много практики, много практических задач, чертежей. Шпаргалки на все темы просто невозможно было сделать, потому что все знания были практическими.

Единственная примета, которую я тогда использовала, – клала тетрадку по предмету ночью накануне экзамена под подушку, чтобы «знания закрепились в голове». Это было всегда, какой бы я экзамен ни сдавала, обязательно в каком-то минимальном формате я должна была положить конспект под подушку.

Заместитель начальника отдела внутреннего ветеринарного надзора Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора Дмитрий Ширяев:

Халяву зачёткой ловил в открытом окне, куда ж без неё. Но это, скорее, традиция: открыть окошко перед экзаменом, покричать – может быть, завтра будет чуть больше удачи, чем у тех, кто сдавал сегодня.

В общежитии именно по крику «Халява, приди!» и по эху, разносящемуся в студгородке, понимал, у кого завтра экзамен. Но в любом случае неподготовленным на экзамен не пойдешь. Можно, конечно, прокричать «Халява, ловись!» вечером, но надо понимать, что ты будешь рассказывать утром, когда на халяву уже невозможно будет сослаться.

Не могу сказать, что обучение проходило как-то тяжело. Я ветеринарный врач по образованию. Была, конечно, своя специфика: анатомия, вирусология, паразитология – там нужно держать в голове огромный пласт экспертизы и потом применять её на практике, потому что после окончания университета, когда приходишь работать на ферму, у тебя уже нет преподавателей, которые подскажут, что при вскрытии надо обратить внимание на это или на то. Первое вскрытие – это только твое первое вскрытие, ты должен ориентироваться, связать то, что ты увидел, подписать акт с чётким итогом что, как и почему.

Может быть, кому-то, конечно, достаточно один билет выучить, он его вытащил, благополучно получил результат - и всё. Но когда я учился в университете, приходилось очень много писать. Мозоль на пальце точно была. Не могу сказать, что промышлял шпаргалками. Старался всё держать в голове.

Преподаватель по биохимии всегда говорила: «Стройте нейронную связь, вспоминайте сами». Допустим, преподаватель задал наводящий вопрос, лучше дать себе две минуты, чтобы эта нейронная связь где-то щёлкнула и ты сам всё вспомнил. Потому что как только будет шепоток откуда-то: «Менделеев» - подсказка, к примеру, по фамилии, то эта нейронная связь не закрепится и через 15 минут вы уже не будете помнить ни этой подсказки, а через месяц и самого вопроса.

А так, конечно, экзамены - очень интересная пора, потому что ты к ним подбираешься как к какому-то рубежу, на котором ты должен выступить и показать, сможешь ты прыгнуть на эту ступеньку или нет. Если сможешь, то с какого раза. Это настоящий терновый куст, но надо сквозь него продраться.

Руководитель регионального ресурсного центра «Доброволец Псковской области» Алеся Михачёва:

Да, накануне экзамена размахивала зачёткой: «Халява, приди!» Перед экзаменом и пятак под пятку клала. Ещё перед экзаменом все ели шоколад в надежде, что благодаря этому ничего не забудется.

Но сейчас дети в приметы не верят. Я когда работала в школе, это заметила, у них сейчас на повестке всё больше списывание откуда-то. И то сейчас на ЕГЭ списать сложно.

Председатель ПРОО Центр социального проектирования и добровольчества «Команда 2018» Михаил Васильев:

Я учился в техническом вузе, и один из наших преподавателей говорил: «Ребята, всё это (приметы) фигня, есть два равных фактора: первое – всё-таки почитайте конспект, второе – выспитесь. Если вы понимаете, что не готовы, а завтра экзамен, вместо того, чтобы хаотично целую ночь что-то зубрить, лучше лягте поспать и выспитесь нормально, со свежей головой утром пробегитесь по тетрадкам, учебникам, возьмите шпоры у тех, кто уже сдал, и идите на экзамен с хорошим настроением».

Кроме того, всегда нужно поддерживать хорошую коммуникацию и уважать преподавателя, потому что был в моей жизни случай, когда преподаватель посчитал, что я как-то неуважительно к нему отнёсся, в результате это была моя единственная «пара» по предмету. Тогда я сделал соответствующий вывод, выстраивал коммуникацию с педагогами и получал результат в виде хороших оценок, ну и в техническом вузе важно понимать предмет, остальное – вопрос коммуникации.

В приметы я ни в какие не верил и ничего никуда не подкладывал. Максимум – шпаргалки делал. Но смысл в чем? Когда пишешь шпаргалки, ты уже учишь, всё равно что-то да запоминается.

Я вообще против ЕГЭ, мне не нравится эта система, когда человек не думает, а просто соотносит. Это какая-то рулетка, а нас учили думать, анализировать и делать выводы.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...