Дневник фестиваля «Другое искусство». День первый

После двухлетнего перерыва, вызванного ковидной пандемией, в Пскове начал работу фестиваль «Другое искусство» – уникальный творческий форум особенных людей, главная задача которого – инклюзия в самом широком смысле, то есть не только включение в социум тех, кто с детства «не такой, как все», физически или ментально, но и предельное расширение самого понятия нормы применительно к практикам социальной адаптации, когда вдруг выясняется, что особенности развития отдельного человека вовсе не являются помехой для его интеграции в общество, и даже более того: как раз эти практики, часто связанные с лечебным и педагогическим процессом, позволяют создавать необычное, новаторское, «другое» искусство, интересное всем без исключения.

Представить панораму творческих достижений особенных людей в театре, в кино, в изобразительном искусстве, в музыке и в педагогике и призван фестиваль «Другое искусство».

Пресс-конференция

На пресс-конференции, предварившей и анонсировавшей события фестиваля (официальное и торжественное открытие которого состоится сегодня, 23 июня), организаторы и участники «Другого искусства» подробно рассказали журналистам о программе предстоящего форума, о его географии, о том, какие спектакли, фильмы, мастер-классы, выставки и концерты ждут зрителей.

«Главное для нас в фестивале – зрительский интерес. Мы делаем фестиваль не для инвалидов, а для людей с самыми разными интересами. «Другое искусство» – это не инвалидная культура, а художественные практики людей с разными способностями. Мы показываем, что искусство особенных людей может быть интересно для всех. Потому что все мы, живущие, люди с какими-то своими особенностями. Мы говорим о реализации не только особенных людей, но и «обычных». То есть фестиваль в целом имеет глубокий реабилитационный смысл. Мы создаём условия для реализации, а в итоге это становится интересно всем. Все люди талантливы, просто нужно создать условия для раскрытия их талантов», – сформулировал посыл фестиваля «Другое искусство» один из его основателей, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области Андрей Царёв.

«У фестиваля почётная миссия искать что-нибудь новое в творчестве. «Другое искусство» – это встречный путь. Где ещё мы узнаем о том, что и у особенных людей есть свои переживания, своё понимание жизни? Фестиваль знакомит нас с другими людьми, делает всех нас друг другу ближе и понятней», – определил смысл фестиваля тележурналист, эксперт по проблемам людей с инвалидностью Юрий Кузнецов.

«А мой где ковчег?»

Своего рода неофициальным стартом фестиваля стало открытие в галерее «Цех» выставки акварелей выдающегося русского художника-нонконформиста и поэта Геннадия Устюгова «А мой где ковчег?». Участник легендарной выставки в ДК им. Газа, Устюгов сам стал живой легендой ленинградского авангардизма и нонконформизма семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века; страдая шизофренией и часто находясь в лечебных спецучреждениях, Устюгов продолжал свои изобразительные эксперименты, и сегодня его картины хранятся в Эрмитаже и Русском музее, в «Царскосельской коллекции» и в Музее нонконформистского искусства Санкт-Петербурга, во многих других столичных и провинциальных музеях России. С 2020 года художник живёт в психоневрологическом интернате № 1 и, несмотря на возраст и диагноз, продолжает много и плодотворно работать.

Фото Игоря Ефименко

Открывая экспозицию, автор и продюсер фестиваля «Другое искусство», худрук Псковского театра драмы Дмитрий Месхиев назвал выставку Геннадия Устюгова «совершенно знаменательным событием в художественной жизни», «выставкой художника, за которым стоит колоссальная история». «Внимательно вглядитесь в картинки, – призвал Месхиев зрителей, – во всех них глубокий и очень трогательный смысл».   

Дмитрий Месхиев. Фото Игоря Ефименко   

Акварели, представленные в экспозиции «Цеха», были созданы художником за последние полтора года жизни в психоневрологическом интернате. Условно эти изображения можно разделить на два раздела. Первый, сравнительно небольшой, – минималистичные силуэтные рисунки, как бы образные отголоски живописных работ предыдущих периодов творчества. Вторая часть экспозиции – крайне эмоциональные и причудливые композиции, плотно заполненные фигурами и деталями, знаками и образами, выражающими душевную боль или надежду и отсылающими к детству художника, к его воспоминаниям и рефлексии о жизни. Многие рисунки сопровождаются текстами – своего рода философскими или житейскими посланиями зрителю. Собственно, наивный и пронзительный вопрос художника, зафиксированный на одном из рисунков, – «А мой где ковчег?» – и стал названием вернисажа.

Здесь остаётся добавить, что сам Геннадий Устюгов, несмотря на довольно непростое психическое состояние, приехал на открытие выставки лично и даже произнёс для гостей фестиваля короткое приветственное слово, которое нельзя не процитировать и с которым трудно не согласиться: «Искусство – сама жизнь художника. Вранья здесь нет нисколько. Эти рисунки заставляют плакать, помогают жить. Мы должны жить по-русски, то есть по-божески. Мы, будто боги, должны помогать друг другу».

Актуальный момент звучания

В 16:00 на большой сцене Псковского театра драмы известный композитор и музыкальный педагог из Санкт-Петербурга Роман Столяр провёл инклюзивный мастер-класс по вокальной импровизации. В течение полутора часов участники мастер-класса упражнялись в пении, следуя определённым техникам коллективного исполнения. При этом, во-первых, они получали радость и удовольствие от процесса (и эта первая заявленная цель занятия), а во-вторых, готовились выйти на сцену в мюзикле «Жаль, что тебя здесь нет», который здесь же, на большой сцене, прозвучит сегодня вечером. То есть новоиспечённые псковские артисты примут участие в спектакле.   

Мастер-класс Романа Столяра. Фото Игоря Ефименко

«Я играю направляющую роль в некоем спонтанном фрагменте действия, – объяснил свою руководящую художественную задачу Роман Столяр. – В Санкт-Петербурге, когда мы играем этот мюзикл, у нас есть устоявшийся хоровой состав, от двенадцати до пятнадцати исполнителей. И всё равно всякий раз шоу звучит по-разному. В спектакле, который мы покажем на псковской сцене, хористы – местные. То есть здесь появится что-то принципиально новое. Для меня это свежий элемент. И я очень рад, что мне предоставилась такая возможность ввести этот элемент в мюзикл. Бояться здесь нечего, страха нет. Потому что любой звук имеет право на существование. Любое действо в таком спектакле оправданно, поскольку нет никаких рамок, никаких правил. Можно делать всё что угодно, и тем не менее всё возникающее на сцене укладывается в контекст происходящего».

«Самое главное на таких занятиях – это раскрепощение, – пояснил педагогический момент состоявшегося мастер-класса Роман Столяр. – Вся система музыкального образования, к великому сожалению, построена на том, что человека закабаляют, человека стараются впихнуть в какие-то рамки. И, как это ни печально признавать, в итоге теряется личность, персональное начало. А вот такие практикумы позволяют людям раскрыть себя. И не только людям с особенностями. Понимаете, мы все с особенностями. У нас у всех есть индивидуальные барьеры, которые необходимо преодолевать. И у каждого из нас имеется скрытый потенциал, который хорошо бы раскрыть. Поэтому подобные практики абсолютно для всех. Чем дольше я этим занимаюсь, тем больше понимаю, что специфика разных людей весьма индивидуальна и в деталях предсказать в принципе ничего невозможно. Музыка – это коммуникация, и то, что кажется хаосом, со временем воспринимается как структура. В этих упражнениях структура заложена изначально. Здесь нет выписанного текста, но есть некий вектор действий, и выстраивается звуковой массив, который структурируется, как в серьёзной современной музыке, и одновременно имеется мощный элемент непредсказуемости, что делает результат свежим, оригинальным и, по сути, уникальным. Поскольку дважды в эту реку войти невозможно. В том виде, в той форме, в которой это звучит в данный актуальный момент».

Кино (не) для всех

Программа фестиваля продолжилась вечерним кинопоказом в новом зале Псковского театра драмы – короткометражки «Уличное освещение» (2021), первого в России художественного фильма, главную роль в котором сыграл актёр с синдромом Дауна, и режиссёрской версии кинокартины «Лорик» (2018) Алексея Злобина, за несколько лет собравшей целую коллекцию кинофестивальных призов, в том числе и в номинации «Лучший семейный фильм» на кинофестивале в Минске.

Было нечто символическое, что два этих фильма показали сразу друг за другом. Герой «Уличного освещения», юноша по имени Митрофан, блестяще сыгранный Григорием Данишевским, работает диспетчером уличного освещения, и для него это не просто работа, а своего рода призвание, миссия: молодой человек верит, что от него зависит, зажжётся в городе свет или нет. Но в какой-то момент в его размеренную и однообразную жизнь, подчинённую служению свету, вторгаются внешние обстоятельства (на мальчика нападают хулиганы), и Митрофан вдруг узнаёт шокирующую правду.

Оказывается, освещение в городе давно включалось автоматически, а его руководитель (обаятельная роль Александра Робака) скрывал истину, чтобы не травмировать психику юноши. Митрофану предстоит принять новую для себя реальность и найти новые смыслы в жизни. И он их находит. «Уличное освещение» – очень милый и добрый фильм, своим художественным обаянием во многом обязанный именно исполнителю главной роли – человеку с фанатичной верой в своё особое предназначение.

Фото Игоря Ефименко

Во втором фильме кинопоказа – «Лорик» Алексея Злобина – главный персонаж, театральный актёр по имени Лоуренс, вроде бы не имеет ментальных отклонений, но это только с точки зрения медицины. С позиции обывателя Лорик – самый настоящий фрик, странный, «ненормальный» человек, который, ударившись оземь, начинает путешествие из тела в тело и которому тоже предстоит исполнить своего рода миссию – подарить жизнь маленькой девочке. Сам режиссёр после показа назвал жанр фильма «мистерией заместительной жертвы» и объяснил то, что сам не сразу понял: «Это кино об актёре, который играет до конца, то есть до того момента, когда «кончается искусство» и начинают дышать «почва и судьба».  

Показанные в пандан, оба фильма (разумеется, абсолютно разные по темам и художественным решениям) как-то очень наглядно и убедительно продемонстрировали зрителям, что понятие нормы, медицинской или социальной, на самом деле весьма расплывчато и относительно и каждый из нас, вне зависимости от выпавшего таланта, профессии и житейских привычек, способен на жертву ради других людей, а все разделения на категории и оценки (здоровый – больной, умный – посредственный и так далее) достаточно условны.

Александр Донецкий

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...