Дневник фестиваля «Другое искусство». День третий

Фото: Игорь Ефименко

В программе третьего дня фестиваля было много полезной информации для тех, кто хочет перенять успешный опыт организации производства и бизнеса с интеграцией особенных людей: в Новом зале Псковского театра драмы имени Пушкина специалисты инклюзивных мастерских «Простые вещи» из Санкт-Петербурга прочитали лекцию на важную маркетинговую тему «PR социальных проектов», после чего в галерее «Цех» прошёл мастер-класс по изготовлению авторских, дизайнерских блокнотов.

Фото: Игорь Ефименко

«Простые вещи» – активно развивающийся проект, открывшийся в феврале 2018 года при поддержке анимационной студии «Да» и Фонда президентских грантов и за четыре года ставший заметным социокультурным явлением в жизни Северной столицы. На сегодня это семь мастерских, в которых трудятся взрослые люди с ментальными особенностями, в 2019 году открылось первое в городе инклюзивное кафе «Огурцы». Мастерские выпускают красивые и качественные вещи: мебель, текстиль, керамическую посуду, аксессуары, разнообразные изделия из дерева, лакомства для чайных церемоний.

На сегодняшний день в мастерских трудоустроены 39 мастеров, и производство расширяется, ведь в Петербурге проживают тысячи людей с ментальными особенностями, которым необходим осмысленный труд и общение друг с другом. Цель, которую заявляют организаторы и волонтёры проекта, – создание в городе устойчивой и эффективной системы включения ментальных инвалидов в нормальную жизнь, создание особой среды, позволяющей людям с психиатрическими диагнозами не оставаться в изоляции.

Практическую часть фестиваля продолжил показ фильма Андрея Афонина «Быть особенным родителем», как явствует из названия, адресованного прежде всего родителям особенных детей и посвящённого их непростой жизни и практикам адаптации в нашей российской действительности, которая, мягко говоря, не слишком благоприятствует людям с ментальными и физическими недугами. Фильм построен на серии интервью родителей особенных детей, опыт и знания которых, возможно, пригодятся всем, кто несёт свой нелёгкий родительский крест. Своего рода театральным продолжением темы станет спектакль Андрея Афонина «Тоже я. Иркутск», который будет сыгран сегодня на большой сцене Псковского театра драмы инклюзивной театральной «Студией О» из Иркутска.

«Необучаемый» Юрий Кузнецов

Центральным событием обширной экспозиционной программы фестиваля стало открытие фотовыставки «Необучаемый», герой которой – известный петербургский тележурналист Юрий Кузнецов – приехал на презентацию в инвалидной коляске. Одетый по такому торжественному случаю в парадный костюм, Юрий тут же рассказал гостям вернисажа, что его праздничный пиджак имеет особый фасон и сшит по специальным выкройкам, чтобы было легко передвигаться на коляске, не стесняя движений лишней тканью.

В этом вроде бы бытовом рассказе уже содержалась изрядная доля юмора, как все успели заметить, свойственного Юрию Кузнецову при общении с людьми, а тут ещё и автор и продюсер «Другого искусства» Дмитрий Месхиев неожиданно добавил: «Полный, законченный дебил! Ныне известный журналист Юра Кузнецов», – воскликнул худрук Псковского театра драмы, представляя виновника торжества. И понятно, что так Дмитрий Месхиев обыграл название проекта «Необучаемый» – диагноз, который ставили врачи детям с ментальными нарушениями, обречённым навсегда остаться «узниками ПНИ». Но Юрий Кузнецов всей своей жизнью доказал, что не всегда нужно верить диагнозам, как и вообще оценкам, которые нам дают окружающие. Вся его жизнь – это пример преодоления и достижения успеха.

И вот об этом преодолении и достижениях и рассказали авторы проекта – две молодые петербургские журналистки: Мария Шпакова, которая написала текст, и Мария Сивохина, сделавшая фотографии. В течение нескольких месяцев девушки буквально прожили вместе со своим героем: дома, на работе, в общественных местах и на улице, фиксируя его мысли и настроения. В итоге получился действительно уникальный человеческий документ, призванный мотивировать всех, кому, возможно, тоже влепили обидный диагноз, больше похожий на приговор.

Конечно, Юрий Кузнецов, что называется, счастливый случай, но он дарит надежду всем, не только особенным людям, но и самым обычным, которые (нам ли это не знать?) часто тоже теряют веру в себя и в своё предназначение. А Юрий Кузнецов всей своей жизнью как бы говорит: «Ты можешь! Давай, действуй». На фотографиях он разный – не только радостный и успешный, запечатлённый в минуты личного триумфа, но и сгорбленный под грузом житейских обстоятельств и непроходящей болезни, то есть настоящий.

Подлинности жизни, зафиксированной на фото, добавляют тексты – как бы реплики героя от первого лица, человека, честно рассказывающего о своих переживаниях, об отношениях с людьми и алкоголем, о работе, о том, что мешает или помогает жить. Цитирую: «Я помню все эти запахи тяжёлые в ПНИ… Запах страдания, запах безнадёги. Нет никакого такого лекарства, которое все эти ощущения забьёт. Вся жизнь состоит из полос, и обязательно есть полосы вот такие, а не светлые». Или: «Если ты простил своих родителей после того, как они тебя оставили, то ты точно умеешь прощать. А у меня к родителям претензий нет. Я их уже никогда не увижу. Мне ещё повезло: воспитательница подарила мне моё личное дело. Может быть, когда-нибудь я предам его огню, устрою какой-нибудь шабаш». И вот ещё: «Я должен был стать как минимум не хуже всех. Когда в тебя никто не верит – это полный трындец. «Из тебя ничего не получится!» Да в смысле? Нужно верить в себя, в окружающий мир: несмотря на его жёсткость и жестокость, он разнообразен и каждому из нас открывается особыми гранями».

Предельно откровенным, добрым, мудрым, открытым, всяким предстал Юрий Кузнецов в фотографиях и текстах «Необучаемого». Как часто мы находим для себя оправдания, чтобы не идти вперёд, остаться на месте, ничего не делать. Как часто мы себя недооцениваем. В философии жизни Юрия Кузнецова все перспективы для себя человек способен создать сам. Ему ли это не знать, человеку, который по всей логике тогдашней жизни был обречён сгнить в изоляции – в четырёх стенах закрытого медицинского учреждения. Юрий Кузнецов убеждён, что в его истории не обошлось без чуда. Но штука в том, что это чудо мы готовим себе тоже сами.

Если вы разуверились в себе, если вдруг утратили надежду, наш вам совет: посетите выставку Юрия Кузнецова «Необучаемый» в фойе Псковского театра драмы имени Пушкина.

Такой разный инклюзивный театр

Игорь Ефименко

Театральная программа третьего дня фестиваля была щедра на впечатления: инклюзивный театр из белорусского города Столина Брестской области «Свежий ветер» показал хореографический спектакль African story. Несмотря на лаконизм (всего-то двенадцать минут танцевального действия!), постановка была очень тепло принята зрителями. Экспрессия и необычность формы сочетались здесь с глубиной смысла, который смогли понять и почувствовать как взрослые, так и дети. Артисты «Свежего ветра» – лауреаты многих фестивалей как в странах постсоветского пространства, так и в дальнем зарубежье: в Германии, Венгрии, Польше. И вот «Африканская история» из Белоруссии добралась и до псковской сцены.

Игорь Ефименко

Труппа Филимонковского дома-интерната из Московской области под руководством знаменитого «лицедея» Анвара Либабова вышла на свежий воздух (хорошо, что погода благоволила) и дала театрализованное шоу прямо на улице: это были пародии на цирковые номера из вчерашнего спектакля «Где-то когда-то», и жители города, может быть случайно оказавшиеся в час представления на улице Пушкина, смогли приобщиться к весёлой театральной буффонаде.

Однако хедлайнером третьего дня по праву можно назвать спектакль Театра безграничных возможностей «Жест» «А у нас в Новгородчине диво-то было», поставленный по текстам новгородских народных сказок. Театр из Великого Новгорода полностью оправдал своё название: зритель убедился, что и артист в инвалидном кресле действительно имеет все возможности для творчества и самовыражения. Остроумный, красочный, наполненный живой речью и юмором спектакль подарил детям и взрослым встречу с русской сказкой, всегда по-житейски актуальной и поучительной. Как и все 38 лет, что существует театр «Жест», спектакль сопровождался сурдопереводом.

Александр Донецкий
Версия для печати

















Как вы относитесь к идее ввести четырёхдневную рабочую неделю?

Проголосовать >>>

Идет загрузка...