В первое воскресение Великого поста Церковь празднует Торжество Православия

Первое воскресение Великого поста называется Неделей Православия - от совершаемого в этот день празднования Торжества Православия, установленного в Греции в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь, и особенно над последней из них – иконоборческой. Церковь отстояла свое право почитать иконы. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 16 марта митрополит Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать в Троицком Кафедральном Соборе Божественную Литургию святителя Василия Великого, по её окончании Правящий Архиерей с духовенством отслужат молебен в честь Торжества Православия. Это особое богослужение, приспособленное к торжеству и называемое чином Православия, который был составлен Патриархом Константинопольским Мефодием (847 г.) Из Греции чин Православия перешёл в Русскую Церковь.

Псков

На фото: икона Воскресения Христово в Троицком Соборе

Обычно разоблачением ересей занимались Вселенские соборы, которых было семь, и на каждом обличалась та или иная ересь, то или иное разномыслие, и утверждалось учение Православной Церкви. В первые века христианское учение догматически не было обосновано, и народ верил в простоте своего сердца. Но появились люди в Православной Церкви, которые утверждали, что иконам и мощам поклоняться нельзя, потому что это идолопоклонство, где нарушается заповедь: "Не сотвори себе кумира". Православная Церковь долго страдала от этой ереси, пока не собрался последний, VII Вселенский собор в Никее, в 787 году, выступивший против иконоборческой ереси. Собственно, в обличении ересей и ересиархов Церковь и утвердилась, обозначилось её православное вероучение, глубокое и пространное христианское богословие. Вселенский Собор в Никее утвердил, что икона - это не идол, икона - это образ того, кому поклоняются православные. Поклоняются не иконе, а изображенному на иконе, что было выражено и догматически – был сформулирован догмат иконопочитания.

 

Только к середине IX в. почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе при императрице Феодоре в 842 году. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех Святых, да будет проклят!" В честь этого события было постановлено праздновать в первый воскресный день Великого поста. В этот день в храме на центр выносятся иконы Спасителя и Божией Матери, и служба проводится в честь Торжества Православия. Вселенская Православная Церковь благодарит Господа за то, что ереси побеждены, а Православная Церковь имеет догматическое учение.

 

В чине Православия благословляются иконопочитатели и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. В конце Литургии Архиерей служит сугубый молебен, молебное пение совершается священнослужителями на середине храма: перед иконами Спасителя и Божией Матери молятся Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Святейший Патриарх и иерархи нашей Церкви в этот день в конце богослужения произносит анафему на ереси.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...