0
  • Коротко
Культура

Архитекторы, реставраторы и музейщики предлагают назвать 2009 год в Пскове "Годом Юрия Спегальского"

2009 год в Пскове предлагают назвать "Годом Юрия Спегальского". Как сообщил ПАИ председатель общественного оргкомитета, руководитель Псковского отделения "Российской ассоциации реставраторов", председатель Псковского отделения Международного консультативного совета по памятникам и достопримечательностям при ЮНЕСКО Игорь Лагунин, такая идея была озвучена на заседании общественного организационного комитета по подготовке к празднованию 100-летия со дня рождения выдающегося псковского реставратора, архитектора, художника, а также исследователя псковской старины Юрия Спегальского.

Псков

На фото из книги О. К. Аршакуни "Народное зодчество Пскова": Ю. П. Спегальский за работой.

Его столетие псковичи будут отмечать в июне 2009 года, и к этому событию решено было приурочить научную конференцию под названием "Юрий Павлович Спегальский и псковская школа реставрации". Кроме этого члены общественного оргкомитета по подготовке к празднованию 100-летия Юрия Спегальского надеются организовать в Пскове в следующем году сразу несколько посвящённых ему выставок, а также переиздать самые известные или издать впервые незаслуженно забытые труды этого знаменитого псковича.

 

Псковские музейщики, реставраторы и архитекторы предлагают также провести в 2009 году в учебных заведениях Пскова специальные занятия и встречи, посвящённые памяти Юрия Спегальского, и рассчитывают, что популяризация его творчества послужит улучшению архитектурного облика современного Пскова.

 

"Ведь у Юрия Павловича было много интереснейших архитектурных идей, которые могли бы сослужить добрую службу тем, кто занимается застройкой исторической части нашего города сегодня, - говорит Игорь Лагунин. – У нынешних псковичей появились и средства, и желание строить для себя "хоромы", а также возводить каменные "палаты" под кафе, рестораны и гостиницы. Почему бы им не использовать для этого задумки Юрия Спегальского и не позаимствовать что-то из его реставрационных проектов? Возможно, мы бы тогда общими усилиями создали наконец-то в архитектуре долгожданный неопсковский стиль – столь же отличный, скажем, от "неоновгородского", как и в древности, когда две эти архитектурные школы – псковскую и новгородскую - невозможно было спутать".

Псков

На фото: Дом Батова, вид с улицы - реконструкция Юрия Спегальского.

Псков

На фото: "Весёлая" палата в доме Печенко - реконструкция Юрия Спегальского.

"Шикарное", по словам Игоря Лагунина, средневековое жильё состоятельных псковичей можно было бы взять за образец при возведении современных благоустроенных коттеджей. А некоторые замечательные памятники гражданской архитектуры наших предков ещё не поздно восстановить - и в том числе так называемый дом Печенко, где когда-то жил и работал сам Юрий Спегальский.

Псков

На фото: Дом Печенко - реконструкция Юрия Спегальского.

"Ещё одно историческое здание по соседству с этим домом, в котором тоже жила семья Юрия Павловича Спегальского, было утрачено на наших глазах. Сегодня и сам дом Печенко находится на грани исчезновения… Поэтому "Год Спегальского" нужен Пскову хотя бы для того, чтобы спасти это и другие красивейшие памятники древнего псковского зодчества. Это и будет самой лучшей данью памяти наследию Юрия Павловича", - считает Игорь Лагунин.

 

Юрий Павлович Спегальский родился в Пскове 3 июня 1909 года. Ещё во время учёбы в школе он организовал кружок краеведения и в это же время опубликовал свою первую статью в сборнике "Псковского общества краеведения". Готовясь к вступительным экзаменам на архитектурный факультет Академии художества, Спегальский создал в доме Печенко, где он в то время жил, художественную студию для таких же, как и он, увлечённых рисунком, живописью и пластикой юных псковичей. В 1928 году Спегальский поступил в Академию художеств, а после её реорганизации и ликвидации архитектурного факультета стал студентом архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института. По его окончании Юрия Павловича приняли на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме.

 

В 1939-1940 гг. он занимался восстановлением Гремячей башни в Пскове, исследовал и реставрировал Вторые палаты Меншиковых ("дом Яковлева"). Во время Великой Отечественной войны Спегальский работал в составе бригады по маскировке высотных сооружений в Ленинграде и уже в 1941-1942 годах задумался над проблемой восстановления Пскова после войны. Именно тогда он, по его же собственным словам, "самостоятельно пришёл к псковскому варианту идеи сохранения памятников старины путём создания архитектурных заповедников". В самые тяжёлые дни блокады им была создана серия рисунков-реконструкций памятников архитектуры и древних градостроительных ансамблей Пскова.

 

5 ноября 1944 года Юрий Спегальский был назначен начальником Псковской областной инспекции охраны памятников, а в 1945 году предложил план создания в Пскове системы охранных зон. Как пишет в книге "Народное зодчество Пскова" Ольга Аршакуни, Спегальский предлагал разделить центральную часть Пскова на две части: "на территорию "свободной застройки", где памятников нет и где можно компоновать современные ансамбли, и территорию скопления памятников, которые требуют особого к себе отношения". И особенно настаивал на "сохранении небольшого размера новых построек, окружающих памятники", что позволит выявить их первоначальный архитектурный масштаб.

 

Интересно, что после войны, стремясь как можно скорее восстановить наиболее ценные памятники псковской архитектуры, Спегальский поднимался на некоторые из них без лесов, верхолазным способом. Таким образом, к примеру, им были собственноручно восстановлены барабаны и главы Троицкого собора, а также изуродованная прямым попаданием снаряда глава Мирожского монастыря.

 

В 1951 году Спегальский защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата архитектуры на тему о гражданской архитектуре Пскова. Эта работа впервые установила множество фактов, в корне изменивших господствовавшие в то время представления о гражданском зодчестве допетровской эпохи. Спегальский сделал несколько важнейших открытий в изучении псковской архитектуры, а также первым выявил её коренные отличия от новгородской.

 

Незадолго до своей скоропостижной кончины в 1969 году Юрий Спегальский создал "Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова, содержащий проект комплексной реставрации памятников", во многом определивший стратегию реставрационных работ в Пскове на много лет вперёд.

Версия для печати


Идет загрузка...