Участники научной конференции в Пскове так и не выработали единого мнения о пакте Молотова-Риббентропа

Участники международной научной конференции, которая состоялась 8-9 октября в Пскове, так и не смогли выработать единого мнения относительно пакта Молотова-Риббентропа. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту ПАИ заявил профессор Университета им. Адама Мицкевича (г. Познань, Польша) Кшиштоф Питкевич. "Такие встречи, безусловно, необходимы. Первое, и самое важное для меня то, что дискуссии на эту тему перенеслись с уровня межгосударственных комиссий и государственных институтов на уровень провинциальных университетов, которые занимаются конкретными темами. Но, эти дискуссии показывают, что у нас есть абсолютно различные взгляды и нет возможности выработать единое общественное мнение о таких событиях, как пакт Молотова-Риббентропа", - сказал профессор.

 

"Например, для нас совсем неразделимы от него такие последствия, как оккупация Польши и советизация Прибалтийских стран. В свою очередь, российские учёные имеют совсем другие мнения по этим аспектам. На данное время это разделение так и остаётся. Мои критические взгляды на историческую политику Польши - это совсем другое дело. Это не означает, что я согласен с некоторыми взглядами на эту тему. По моему мнению, невозможно доказать неизбежность такого пакта. Это будет оценкой того, кто виноват, но не объясняет, что случилось и почему", - резюмировал Кшиштоф Питкевич.

 

Своё положительное мнение о прошедшей конференции в интервью ПАИ также высказал заведующий кафедрой Псковского вольного института Константин Обозный. Он отметил, что на ней были представлены "умудрённые опытом и научной практикой специалисты". "Было очень интересно, что в работе этой конференции принимали участие представители исторической науки тех стран, которые непосредственно были затронуты пактом Молотова-Риббентропа. Уровень конференции очень высокий, а обстановка — доброжелательная".

 

К. Обозный подчеркнул, что в некоторых докладах прозвучала, но не всегда доминировала тема жизни конкретных людей. По его мнению, за социальными и геополитическими событиями, эта тема несколько потерялась. "Так, например, проблемы депортации и выселения с приграничных областей были отражены только в одном докладе. Да, с точки зрения государства, это было прагматично, утилитарно, служило дальнейшим политическим процессам, но за ними скрывались личные трагедии тысяч людей. На мой взгляд, история не должна не учитывать гуманного, гуманитарного и антропологического фактора. Я думаю, что это задача будущих конференций, и этот аспект будет тщательно изучаться нашими историками", - заключил он.

 

Ранее сообщалось, что тема международной конференции в Пскове звучала "Россия и Европа в 1939 году. Советско-Германский договор о ненападении - вынужденный компромисс или долговременная стратегия". В рамках исторического диспута выступили известные учёные, историки, политики и эксперты из России, стран Балтии и Европы.

 

Добавим, что договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, известный также как пакт Молотова — Риббентропа, был подписан 23 августа 1939 года главами ведомств по иностранным делам Третьего рейха и Советского Союза. Со стороны СССР договор подписал нарком по иностранным делам В. М. Молотов, со стороны Германии — министр иностранных дел И. фон Риббентроп. Стороны соглашения обязывались соблюдать нейтралитет по отношению друг к другу в случае если одна из них становилась объектом военных действий третьей стороны. Участники соглашения также отказывались от участия в группировке держав, "прямо или косвенно направленной против другой стороны". К договору прилагался секретный дополнительный протокол о разделе стран Восточной Европы на сферы немецких и советских интересов на случай "территориально-политического переустройства" этих стран. Договор был подписан после продолжительного периода охлаждения советско-германских отношений, сворачивания двусторонних экономических связей и вооружённых конфликтов, в течение которых СССР противостоял гитлеровской коалиции в Испании и на Дальнем Востоке, и стал политической неожиданностью для третьих стран. Практически одновременно появились слухи о существовании дополнительных секретных договорённостей, текст которых был опубликован в 1948 году по фотокопиям и в 1993 году — по вновь найденным подлинникам. После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года договор, так же как и все остальные советско-германские договоры, утратил силу.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...