Первую в 2010 году Божественную Литургию Преждеосвященных Даров отслужил псковский Владыка

17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий молился в Снетогорском монастыре города Пскова за великопостной утреней, часами и изобразительными, а затем совершил вечерню и первую в 2010 году Божественную Литургию Преждеосвященных Даров. Об этом ПАИ сообщили в информационной службе Псковской епархии.

 

Литургия Преждеосвященных Даров — это литургия, во время которой предлагаются для причащения Святые Дары, освящённые прежде — на предыдущей полной литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или, реже, на жертвеннике.

 

Составление чина Литургии Преждеосвященных Даров обыкновенно приписывается Папе Римскому Григорию Великому (Двоеслову). Однако в богослужебных рукописях до XVI века она не имеет такой атрибутации. Иерусалимский патриарх Досифей II (XVII век) пишет: "Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова".

 

Шестой Вселенский Собор утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верных таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

 

В современной практике Православной Церкви служится в среду и пятницу Святой Четыредесятницы, в полиелейные, храмовые праздники, в четверг 5-й седмицы Великого поста и с понедельника по среду Страстной Седмицы. Возможно её совершение в канун праздника Благовещения (24 марта (7) апреля). До 1930 года в Киево-Печерской Лавре также совершалась ежедневно в седмичные дни Великого поста (кроме его первых двух дней), что было пережитком Студийского Устава, который господствовал в Русской Церкви до XV века. В настоящее время эта традиция утеряна.

 

Литургия преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит причащение верных, не могущих по каким-либо причинам причащаться в будущие субботу и воскресенье, когда совершается "полная" литургия. В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни, а вторая схожа с литургией верных "полной литургии", но без евхаристического канона.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...