Страна переживает многоуровневое реформирование. Одна из реформ – реформа местного самоуправления, т.е. реальное осуществление властных полномочий «низами общества». «Низы» - это наша деревня, наше крестьянство, то еще живое и настоящее, что осталось России от Советского Союза. 29 июня состоялось совещание в Псковской областной администрации с главами волостей южных районов области: Невельский, Великолукский, Усвятский, Куньинский, Локнянский, Новосокольнический, Себежский, Опочецкий, Новоржевский, Пушкиногорский. Островский. Потом такие же совещания будут проводиться и с главами волостей восточных, западных и северных территорий Псковской области. В сегодняшнем совещании принял активное участие Глава Администрации области Евгений Михайлов. Губернатор предложил дискуссию по проблеме местного самоуправления и обсуждение насущных вопросов жизни волостей, «чтобы в волостях было проще управлять, а населению проще жить». Евгений Михайлов оптимистически отметил, что наша область развивается сейчас ничуть не хуже других, а по некоторым параметрам и лучше.
В кулуарах удалось побеседовать с волостными начальниками и еще раз услышать то, что мы знаем и надеемся, сможем решить, если будет реальное реформирование системы самоуправления. Вопрос задавался простой: Проблемы жизни волости.
Анатолий Сепесов, Артемовская волость:
В волости нет маленьких проблем, все проблемы большие. В нашей волости где – то 1600 человек населения. Потихоньку обеспечиваем газом, водой. И, как и в других, больная проблема – водоснабжение. На балансе у нас огромное количество водонапорных башен – пятнадцать.
Как из положения выходите?
Нам дает денег район, население дает «по три рубля».
Население не понимает, что у нас капитализм, и за все надо платить?
Население пожилое, не у всех есть возможность платить и не все платят. Заработки в деревне ничтожные. Известно, что живем со своего личного хозяйства. А у нас есть и Дом культуры, сельские клубы, фельдшерские пункты.
Так где брать деньги?
Нет в деревне денег и взять их негде. Даже если нам отдадут налоги. Они мизерные. На них не проживешь. И где взять денег – у меня ответа нет.
Николай Андреев, глава Туричинской волости:
У всех одна проблема: сельские дороги. И какой у нас выход, если их разбивают лесовозы? Сельской автолавке потом не подъехать к деревням. Надо какие – то деньги с них брать для волости. Мы бы сами занимались дорогами. И милиция чтобы активно работала в этом направлении. И больной вопрос общий - водопроводная система. Это легло на плечи глав волостей, а мы не имеем ни приспособлений для эксплуатации, ни специалистов. Раньше был колхоз – он и содержал водонапорные башни. Пока еще село не понимает, что за все теперь надо платить. Да и платить особенно нечем. У нас колодцев не выроешь – вода «железная», и река не подходит для водоснабжения. Нужны башни. А электронасос стоит 6-7 тысяч, и денег с населения не собрать.
Какие существуют проблемы в управлении волостью, меняется законодательство, система финансирования в местном самоуправлении?
Нам ставят задачи, а финансирования нет. С кого мне брать деньги? Со школы? Детского приюта? Социальной больницы? Откуда брать деньги, скажите? У нас работает нефтеперекачивающая станция, я с нее ничего не могу взять, у них управление в Питере…
Только из федерального бюджета можно взять, а больше неоткуда. Мы на местах сидим без денег.
Николай Цветков, Председатель комитета по региональной политике и местному самоуправлению администрации Псковской области:
У нас треть населения области - сельское. В области 247 волостей.
Вы впервые собираете глав волостей?
За последнее четырехлетие впервые. Губернатор в рамках своих рабочих визитов в районы всегда проводит такие встречи с руководителями волостей, в том числе. Но здесь сейчас более широкое представительство. Есть и главы районов.
Какова цель такого совещания?
Сверить часы, уточнить и скорректировать планы, получить обратную связь: какие есть проблемы и чем можно помочь.
Как идет реформа самоуправления у нас в области, и есть ли уже какая – то картина реформировании?
Псковская область относится к числу тех регионов, и это признано на всех уровнях, где система самоуправления сложилась и действует эффективно. К реформированию системы местного самоуправления можно относиться по разному: скептически, быть сторонником или противником этой концепции, но мы органы исполнительной власти, и мы обязаны исполнять закон. Мы должны провести колоссальную работу по приведению регионального законодательства в соответствие с этим федеральным законом по местному самоуправлению, который должен вступить в действие в 2006 году. Здесь будет очень важная и большая работа по определению границ и статуса муниципальных образований. По убеждению главы администрации области Е. Михайлова эта работа должна проводиться в рамках широкого обсуждения среди тех, кто будет работать в системе местного самоуправления и работает. И наше совещание для этого и организуется. Мы также проводим индивидуальные собеседования с главами районов. Какие – то решения принимаются местными представительными органами власти, или выносятся на суд общественности. Мы собираем глав волостей, чтобы услышать проблемы, весь их спектр и пути решения, которые нам могут предложить они сами.
Какие есть проблемы в волостях?
Основная проблема: исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий, не подтвержденных финансовым мандатом. Логика нового закона заключается в том, что вслед за полномочиями идут так называемые материальные основы осуществления местного самоуправления: финансы, собственность. Сейчас полномочия исполняются: и федеральные, и региональные, и другие, но за это и на это не имея ни копейки. Мы сейчас систематизируем проблемную информацию и будем представлять ее федеральному законодателю. Это будет объективная картина. По нашей инициативе при Госдуме я избран председателем комиссии молодежной палаты по вопросам самоуправления. Таким образом, мы сможем работать с комитетами Госдумы по проблемам самоуправления.
А есть определение численности населения волости и почему «волость»?
Мы приняли во внимание такую административную единица как волость, т.е. совокупность определенного количества населенных пунктов. Законодательный критерий численности населения – тысяча, но с точки зрения особенностей области, экономической целесообразности и доступности, чтобы бабушка могла пешком дойти до центра волости – у нас в среднем волость 600-800 человек.
Как исполнительная власть в лице вашего комитета помогает местному самоуправлению в период реформирования? Вы пришли в народ, в крестьянскую основу, пришли к самым забытым?
Сейчас наш комитет и сама администрация области стали координационным центром по решению основных, насущных проблем местного самоуправления. И это очень хорошо. Это позволяет нам получить обратную связь с мест и сформулировать проблемные вопросы. Мы приняли закон Псковской области «Об особенностях организации самоуправления Псковской области», и им можно пользоваться реально на местах в этот сложный реформенный период. И главы районов напрямую могут главе администрации области донести свои проблемы; мы организуем визиты губернатора в районы. Но самое главное – мы площадка для согласования всех интересов всех заинтересованных сторон в эффективном осуществлении местного самоуправления. Хотя эти муниципальные органы не входят в систему государственной власти, но все мы являемся элементами публичной власти. Просто самоуправление - это низовой орган публичной власти. И мы должны работать с населением.
Вы согласны с тем, что мнение о власти и региональной, и федеральной складывается в этих муниципальных образованиях, в этих деревнях?
Да, естественно, потому что они наиболее остро чувствуют все преобразования, и поэтому критически оценивают реформирование, очередную кардинальную реорганизацию. Городским жителям жить легче, их поддерживают гораздо активнее. Но есть некоторое неравенство, пусть и по объективным причинам, в жизнеобеспечении сельского и городского населения.
Но все – таки Россия сельская страна.
Да. А тем более, Псковская область. Вы знаете, что у нас 8385 населенных пунктов, беспрецедентное количество. Для сравнения: в Новгородской области - 3,5 тысяч, в огромной Ленинградской области - всего 1,5 тысячи сельских населенных пунктов. Мы жили хуторками, меленькими деревеньками. Историки считают, что у нас состоялась реформа Столыпина: саморазвивающейся, самоуправляющейся деревни.
Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.
Обсуждение 0
Нет комментариев
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.
Нет комментариев