31
 

Семья Фифы

Фифа – так ее прозвали, когда ей было двадцать. Прозвище вполне комплиментарное, и, что редко случается, справедливое. Тонкокостная девушка с изящными щиколотками и тонкими запястьями в браслетах, длиннющими заплетающимися ногами, пшенично–золотистыми (что у боттичеллевых красавиц) густыми волосами, пухлыми губами в брезгливой гримасе и препротивным характером. Этот характер не мешал ей быть очень надежным товарищем и искренним человеком. Гуляли мы в коммунистическом Советском Союзе, в последние агонизирующие десятилетия его существования, с утра и до вечера. Работа начиналась с портвейна и им же заканчивалась. Бывало, случалось, и коньячку французского перепадало с интеллектуальным названием «Камю», и вина дешевого и вкусного из дружественной страны Болгарии, очень перепадало - пили тазами. И все под разговоры: о Мандельштаме и Цветаевой,  о Гулагах и Сталине, о страшной чуме коммунизма и несчастном Отечестве. В общем, обычная кухня. Правда, довольно богемная. Разговоры шли не о хлебе насущном, а о другом: о смысле жизни конкретно в родном государстве. Отечество презиралось нами без всякого снисхождения, а от лицезрения  первых лиц государства было не только стыдно, но и страшно. В магазине из продуктов обитали только макароны. Хотелось убежать и ничего этого не видеть: не видеть бесконечных очередей, озабоченных лиц, и не слышать повседневного, изнурительного вранья. Но так как исторической родины у русского человека нет, и убежать некуда, то для нас ею стали алкогольные напитки, которых в СССР было предостаточно, на любой вкус и кошелек. И качественных, в отличие от сегодняшнего демократического капиталистического набора. Так мы и перекатились в перестройку. Повзрослели, стали растить детей, решать семейные проблемы. Некоторые активно занялись строительством демократического будущего развалившейся страны. И Фифа куда–то пропала с городских горизонтов.   Несколько лет назад я увидела ее случайно, мы обрадовались встрече, начались разговоры, которые были коротки, потому что у Фифы, оказалось, есть муж, четверо детей, хуторное хозяйство. И вести интеллектуальные беседы, как в былые времена, времени теперь нет. Работа. Недавно умерла лошадь–работница, а купить снова конягу абсолютно не на что. И Фифа, и ее муж живут только со своего хозяйства. Все, на что нужны деньги – одежда, передвижения на транспорте в город за каким–то товаром – это или на детские грошовые пособия, или жертвуют друзья, помогает мама–пенсионерка. У Фифы теперь семья. Она встает рано утром, читает молитву, ставит большие кастрюли и чугунки с варевом на плиту, отправляет детей в школу. Их деревня в стороне от районного городка, и надо ехать на автобусе в школу. И роды у нее принимал муж не только потому, что пока «скорую» вызовешь – все равно не успеет доехать, но и потому что, когда рожала первого, увидела в роддоме брошюру о том, как надо избавляться от детей с помощью контрацептивов или аборта. Стало противно. Она – православный воцерковленный человек, как и ее муж. Они долго к этому шли – к вере, к Богу. И их жизнь – не декларация «нового пути» интеллигенции, а естественный ход жизни умных людей, которые задают мучительные вопросы не власти, а самим себе и ищут на них ответы. Их тоже перепахала перестройка, но они выжили. И не просто выжили, а смогли найти единственный путь, по которому идти трудно, но у которого есть смысл и цель. Кто знает, не случись демократических перемен, так бы и сидели за столом на кухне, за которым какие-то наши друзья остались до сих пор. Ее муж вместе с ней несет эту тяжеленную, неподъемную в нынешней России ношу – четверо детей в России, которая никого сейчас не любит: ни своих детей, ни своих стариков, не любит ни крестьян, ни солдат. А жизнь в деревне спасла их от деградации и не превратила в быдло. Она очень боится за своих детей и воспитывает их в системе запретов и аскезы: посты, молитвы, посещение церкви, никакого телевизора с прокладками и пивом, ее девочки носят только платья и юбки, и все помогают по дому. Но у детей есть настоящие праздники и маленькие детские радости.     Фифа, как и прежде, предпочитает пить чай из фарфоровой чашки, любит красивые и изящные вещи, под роскошным платком прячется коса, она научилась делать брынзу и вкусную сметану, яблочное повидло со сливками на зиму, без сахара. Сахар в повидле для их семьи - роскошь. Сколько нужно терпения и труда, чтобы вести такую огромную семью, знает только она. У нее есть маленькая комнатка в коммунальной квартире, в центре Пскова. Она стоит в мифической городской очереди на квартиру и не надеется ее получить. Ее спасла деревня, но возвращаться в город, собственно, некуда. А она – настоящая горожанка, из известной псковской семьи старых интеллигентов. Ее, мать четверых детей, наше государство и не вспомнит, потому что оно уже привыкло к своим жертвам – сотням тысяч беспризорников и брошенных детей. И поэтому наше будущее, сильной и великой  России, вряд ли состоится, но все – таки еще осталась маленькая надежда на православную семью, которая  живет только с помощью Бога, собственного старания и веры.   Вот такая скобарская правда.   Наташа Богомолова. P.S. Материал перепечатывать не разрешается.
  • AKP
    "Кто знает, не случись демократических перемен, так бы и сидели за столом на кухне, за которым какие-то наши друзья остались до сих пор". Это абсолютно верно. Молодец Фифа. Некторые умные люди уже давно говорили, что пора возвращаться в деревню. Там можно прожить достойно, за счет своего труда, хотя и трудно. Но деревня и есть наша историческая родина. Хорошая и душевная заметка душевного и искреннего человека, что бы ни клеветали на Вас обиженные Богом завистники и завистники.
  • НБ.
    Почти единственное доброе слово за более,чем год писаний в СП. Благодарю. Значит, чего -то получилось.И по поводу деревни - исторической родины,Вы правы. Если ее не будет, нам вообще никуда и никогда не вернутся.
  • Светлая Иная
    Замечательная, искренняя статья. Тронула. Ребятишки - красивые. Воспитывать детей в нищете - спорный вопрос, но родительская любовь и забота - главное детское богатство. Бог их не оставит, да и жизнь, кажется, налаживается. Особенно если верить.
  • Критик
    Бред. Дебилизм. Мракобесие. Полное неверие и отчаяние автора. Безнадежность жизни. Существование ради выживания. Тоска. Религиозный фанатизм. Полное нежелание что-нибудь сделать для себя и собственного счастья. Шершневу и ее героиню роднит очень многое. А прежде всего то, что обе прожили жизнь зазря. Растратили на пустяки - в то время как можно было совершить столько интересного и великого...
  • Критику
    Они родили детей. Замечательных детей. Уже одно это значит, что жизнь они прожили не зря.
  • Какой бред! Вся страна рожает "замечательных детей"... Они все живуть НЕ ЗРЯ???
  • критику
    ты -то , похоже, зря. И явно тебя хорошо кормили.Нажрался и фоняешь здесь.Нельзя переедать, критик.
  • для непотнятливых цитирую их самих: "Они родили детей. Уже одно это значит, что жизнь они прожили не зря" Есть такая наука - Логика. Может слышал? Если нет, советую восполнить пробел... А теперь повторяю вопрос: до хрена людей рожает детей... Они все живут не зря?
  • Да.
  • Н.ш.
    Прослезился, но с Критиком согласен.
  • Дед Мороз и Снегурочка
    Классная статья получилась, еще раз убеждаемся, что мир спасет красота и любовь.Тому, кто о детях так отозвался, Господь воздаст, он поймет.
  • Критику
    Полностью согласна. Религия для голодных неудачников. Это ужасно - жить только ради того, чтобы произвести акт биологического воспроизводства и умереть, сгинуть без памяти. Шершнева за всю жизнь добилась только сомнительной популярности на сайте регионального агентства, а героиня ее и вовсе только единожды упоминания удостоилась. Обеих жалко. Думаю, им и самим себя жалко.
  • НБ.
    Есть такие материалы, вроде обсуждаемого здесь, которые точно определяют посетителей, их уровень интеллекта и личной злости к автору. Меня вполне устраивает,что критика идет исключительно со стороны таких персонажей чем -то уязвленных, может, мною, а может, жизнью. Глуповатых, и не побоюсь этого симпатичного слова - дурковатых.
  • Критику и ему подобным
    Интересно, господин хороший, какие такие ЛИЧНЫЕ достижения позволяют Вам столь презрительно отзываться о женщине, воспитывающей четверых детей ? Не могли бы Вы уделить мне немного времени и поведать, так сказать, "урби эт орби", чем таким Вы обессмертили собственное имя ? Может, Ваша фамилия есть в списке нобелевских лауреатов '2005 в области литературы (иные сферы также не исключаются) ? Или на Вашем трюмо стройной шеренгой красуются "Оскары" и Berliner Baren ? Или я по рассеянности не приметил Вас на последней раздаче "Грэмми" ? Вы с кем рядом сидели, не слева от Стинга ? Не стоит обижаться на весь мир за собственную творческую несостоятельность. Люди не виноваты, что Ваших талантов хватает лишь на неубедительный сарказм в провинциальных форумах.
  • Наблюдатель
    Возможно Критик слегка и перебрал, но в его суждениях есть логика и объективность. Судите сами, на фотографиях симпатичные, милые дети, с живыми глазами, излучающие оптимизм, а в тексте вывод: "Наше будущее, сильной и великой России, вряд ли состоится...". Поэтому вызывает большое сомнение, что указанный вывод относится к субъектам данной статьи.
  • Нихтферштейнкин
    А какой похабный баннер присобачили было! ;-)
  • хорошая статья
  • Кузина
    Эта статья единственная, прочитав которую еще, можно еще раз вспомнить то, что мир спасет красота и любовь.
  • Критик
    Все дело в авторе. Статью и ее настроение определяет личная жизнь автора - в данном случае стремление оправдать собственную неполноценность в жизни. Детей в достижение может записать себе лишь тот, у кого нет других достижений. Но я-то хорошо знаю Шершневу и прекрасно осведомлен, что в ее отношении к собственной дочери говорит не столько гордость, сколько зависть. Хотя и тут, честно говоря, завидовать нечему. Что касается собственно статьи и ее месседжа, то это обычное религиозное мракобесие и неверие в человеческий разум. После такой статьи хочется встать, выключить компьютер и сделать что-нибудь стоящее, чтобы отогнать навеянный пессимизм и жалость к автору.
  • Слава
    Да, утверждение "вот такая скобарская правда" - не для этой статьи :))), как бы автор этого не хотела. Слабая статейка, выдающая слабости самого автора. Этак из разряда - "ни Богу свечка, ни черту - кочерга" - вот такими видятся мне желеобразные убеждения автора. А может, скинемся деньгами на лошадь Фифе, а? С миру по нитке - голому рубаха. Ну что скажете? Вячеслав
  • Макс
    По крайней мере, ясно написано, без гормональных метаний мысли из стороны в сторону. Молодость пропили, потом спохватились - поезд карьеры уже ушел, а остатков мозгов, уцелевших после портвейна, недостаточно, чтобы с молодыми конкурировать. Да и жизнь в стране изменилась: работать надо, чтоб на портвейн хватило. Остается плодиться и размножаться, если гены портвейном на загублены. Дело хорошее, немудреное поначалу - а потом, когда осознаешь всю ответственность перед детьми, а денег на их достойное воспитание и образование нет - попрыгунья-стрекоза лето красное пропела - то, конечно, дорога одна - в церковь. В этом смысле, конечно, единственно верный путь. Пусть не быть России великой, но хоть затопим мир детьми. Только не выйдет. Индусы и китайцы уже это прошли, наплодились, теперь зарабатывают деньги, дают детям достойное образование и воспитание, и конкурировать с ними бесполезно - их родители портвейном в молодости не увлекались.
  • Слава - Максу
    Макс, пожалуйста, ответьте на вопрос - есть ли у вас семья, и сколько у вас в семье детей? Вячеславъ
  • Cruiser
    "...Они выражают бурные восторги по поводу русской души и подолгу рассуждают про живое наследие религиозного гуманизма 19 века, про все то хорошее, что он принес в русскую словесность, и - позволю себе процитировать, - про "суровый дух русского православия". (В противовес, надо понимать, расхлябанности римского католичества.) Какие бы корыстные цели люди такого сорта ни преследовали и в какой бы компании при этом ни оказывались, главное здесь в том, что религиозный гуманизм есть действительно наследие. Но наследие не столько собственно 19 века, сколько общего духа примирения, оправдания существующего порядка на самом высоком, предпочтительно духовно-церковном уровне, присущего русскому мироощущению и русскому культурному опыту как таковому. Без преувеличений можно утверждать, что ни один писатель в русской истории не свободен от этого ощущения, приписывающего Божественному Провидению самые чудовищные вещи и считающего их автоматически подлежащими человеческому прощению. Проблема с этой, в общем, привлекательной позицией заключается в том, что ее полностью разделяет также и тайная полиция, и что именно на нее, как на убедительное оправдание своей деятельности, могли бы в судный день сослаться ее сотрудники." Иосиф Бродский, "Катастрофы в воздухе", 1984 г.
  • Слава- Круизеру
    про что вы это? про "суровый дух"? А где ж он? Был бы он суров - под мечом в Кремле бы собрались скобари - и нахрен этого и "Михайлова", и "Кузнецова". Имя им - легион, а кому они во Пскове любы? Ан нет его еще - "сурового духа". Расслаблен он, водочкой Псковалковской разжижен. За что "МихайловоКузнецовы" и бьются - чтоб "дух из вас вон"! Вячеславъ.
  • Роман
  • ромча
    >>> Роман (05:34 29.12.2004):
    Роман
    Очень замечательная статья! Побольше бы такого материала в СМИ.А то все о политике.Хотелось бы пожелать этой семье в новом году счастья,здоровья и благополучия!
  • Cruiser
    Вы, ВячеславЪ, перечитайте вдумчиво приведенную мной цитату из ИБ. Сдается мне, Вы человек мыслящий, и при небольшом усилии непременно подметите всю парадоксальность описанного Бродским. В том-то казус и состоит, что "суровый дух православия" изначально несет в себе идею, выведенную позже Толстым в программный тезис - я насчет "непротивления злу насилием". Сиречь - идею "общего духа примирения, оправдания существующего порядка на самом высоком, предпочтительно духовно-церковном уровне". Так что ожидаемого Вами "скобарского бунта под мечом" не случится. Как, впрочем, и новгородского, и московского, и нижнетагильского. Если Вы не заметили, на дворе 2005 год, в стране довольно исправно функционирует система внутренней безопасности, а в Своде законов государства имеется статья, предусматривающая уголовную ответственность за призывы к свержению существующего государственного устройства. Потому славянофилам вроде нас с Вами (хотя в моем случае это верно лишь в части гипертрофированной любви к языку) остается тешить самолюбие высказываниями в форумах, изобилующими всякими "аки" и "паки", "любо" и "дух вон". Да ставить сказуемое наперед подлежащего, чтобы больше на "Слово о полку" было похоже :)
  • Славе
    Жизнь сама по себе трагична. Любая. Потому что заканчивается смертью. Жизнь - это цепь страданий. Всё это давно известно. Об этом, тем не менее, стоит порассуждать, поразмышлять. При этом жизнь продолжается. Но у Вас ещё и мотив псковалковской водки. А это-то причём? Ну, не пейте псковскую, вообще не пейте. Кто мешает? И кто мешал?
  • nikitozz
    Да Славка вечно не в тему вылезает. Айне кляйне нахт мужик.
  • Слава - Cruiser-у
    "Сиречь - идею "общего духа примирения, оправдания существующего порядка на самом высоком, предпочтительно духовно-церковном уровне". Не повторяйте ошибку Толстого в его восприятии Православия. Точнее - в попытке зачистить от парадоксов. О парадоксальности. Собственно, все христианство полно парадоксов. Все они разрешаются в Христе. Но это ведь долгий разговор, здесь он не уместен. "Так что ожидаемого Вами "скобарского бунта под мечом" не случится". "Что невозможно человекам - возможно Богу". Вячеславъ
  • Slava
    Замечательная, искренняя статья. Они родили детей. Замечательных детей. Уже одно это значит, что жизнь они прожили не зря. Хотелось бы пожелать этой семье счастья,здоровья и благополучия!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...