0
 

Мандерлей (Manderlay)

Жанр: сатирическая комедияПроизводство: Дания - Швеция - Нидерланды - Франция - Германия - США, 2005 г.Режиссер: Ларс фон Триер ("Догвилль", "Идиоты", "Рассекая волны", "Танцующая в темноте")В ролях: Брайс Даллас Ховард ("Таинственный лес"), Уиллем Дэфо ("Авиатор", "Английский пациент", "Человек-паук"), Айзек Де Банколь ("Ночь на земле", "Пес-призрак: путь самурая"), Дэнни Гловер ("Пила", "Шашлык")Продолжительность: 133 мин. Во второй, следом за "Догвиллем", части американской трилогии Грэйс (Брайс Даллас Ховард) продолжает свое путешествие по США и натыкается на поместье под названием Мандерлей, где и спустя 70 лет после знаменитой поправки к конституции не отменили рабство. Знакомство с населением Догвилля не убавило у Грейс идеализма, и она бросается на помощь бесправным, обездоленным неграм. Но те не спешат благодарить ее за помощь: на дарованную свободу смотрят со смешанным чувством страха и недоумения, поместья покидать не собираются. И тогда Грейс временно берет бразды правления в свои руки с тем, чтобы адаптировать прежде бесправное население к жизни в демократическом обществе. Что из этого вышло? Режим похлеще правления прежней хозяйки Мэм. Демократия запрещает шутнику Сэмми смеяться после заката, а народный суд приводит к мысли, что нет ничего более жестокого, чем диктатура охлоса. На роли Грейс Николь Кидман сменила Брайс Ховард. Кто-то скажет, что фильм от этого выиграл, кто-то - что проиграл. По мне, так молодая Брайс в десяток раз милее закостеневшей в своем апломбе госпожи Кидман. Но разговор не об этом. А о том, что помешало Николь после "Догвилля" сыграть в "Мандерлее". Вроде бы и договоренность была, и контракт уже чуть ли не подписали. Но актриса, сославшись на загруженности расписания, отвесила мастеру прощальный поклон. Говорят, что при всей своей гениальности, фон Триер совершенно невыносим как руководитель: актеры плачутся, что он обращает с ними как с неживым материалом. Можно предположить, что как раз это пришлось не по нраву горделивой Николь Кидман, да и гонорары вряд ли были такими безоблачными, чтоб ради них стоило терпеть унижения. Но нет. Личные амбиции тут не при чем. По данным, претендующим, если верить серьезной прессе, на полное доверие, на Николь было оказано давление. Сверху. Угроза звучала примерно так: "Соберешься сниматься у Триера, можешь смело убираться в Европу. В Голливуде контрактов больше не будет" Чем не угодил Ларс фон Триер американской элите, догадаться несложно. Убежденный левак-антиглобалист, извечный возмутитель спокойствия, он и так давно в печенках сидел у заокеанских консерваторов. А взявшись за съемки полной насмешки и желчи "Американской трилогии", и вовсе превратился в персону нон-грата. Сегодня очень любят вспоминать о том как в Советском союзе "зажимали" тех или иных актеров и прочих творческих личностей, как не давали выезжать, работать там, где они захотят. И представьте, какой поднялся бы вой, если бы у нас посоветовали какому-нибудь Балуеву или Миронову сниматься здесь и не сниматься там. Представляю, как возопили бы правозащитники во главе с Хельсинской группой. А в Штатах такие фокусы прокатывают без особых скандалов. Американцы имидж своей страны берегут пуще любой демократии.   Преемственность по отношению к первой части "Американской трилогии" сохраняется до мелочей: то же деление на именованные главы, тот же изобразительный минимализм, та же запредельная, полная ужаса сатира. Также как и "Догвилль", "Мандерлей" являет собой смесь кинофильма и киноспектакля на огромной сцене с натуралистичными декорациями. И мерное, в основе своей, повествование столь же бурно и внезапно взрывается время от времени крайне экспрессивными сценами секса и насилия.   "Мандерлей" пронизывает доскональный стеб над всеми без исключениями идеалами Нового света: начиная с толерантности и расовой терпимости и заканчивая свободным рынком. В фильме немало крамольных фраз и сравнений: о демократии ("определение времени суток путем общественных дебатов вряд ли было необходимо"), равноправии ("Америка не готова принять цветных как равных"), свободе (постоянные разговоры о замерзшей насмерть канарейке Твити, которой, по мнению, 6-летней Грейс было так неуютно в клетке).   В мандерлейской авантюре героини можно разглядеть и отсыл к многочисленным "битвам за демократию", которые США вот уже много лет ведут в Африке и на Востоке. Однако, помимо антиамериканского, политического, в некотором роде, слоя, в фильме прослеживается исследование понятия свободы в духе культового социолога Эриха Фромма. Но если последний в своем труде "Бегство от свободы" полон, в общем-то, оптимизма и при достаточно плачевной ситуации в мире выдает с десяток рецептов того, как превратить безликий народ в союз свободных самостоятельных личностей, то у фон Триера все куда как мрачнее. Никаких тебе пожеланий, увещеваний, никаких мудрых мыслей напоследок. "С тех давних времен ничего не изменилось, - хочет сказать нам режиссер, - нас по-прежнему окружают рабы, причем рабы по своей воле, не ведающие и не желающие иной жизни". Да, человек устроен так, что кров, кормежка, безопасность и уверенность в завтрашнем дне для него куда важнее какой-то абстрактной свободы.   С точки зрения восприятия, фильм, пожалуй, даже более занимателен, чем "Догвилль". И хотя концовка далека от догвилльского "Убейте их всех, кроме собаки!", но также весьма и весьма пикантна. При полной внешней преемственности, заметен некоторый крен в сторону простого, общедоступного, в хорошем смысле этого слова, кино. После "Дорогой Венди", "Танцующей в темноте", а теперь еще и "Мандерлея" напрашивается вывод, что Триер, взрослея, начал понемногу отходить от авангарда. Конечно, некоторые старые поклонники ощутят себя чуть ли не преданными, но, по мне, так нет ничего дурного в том, что лет этак через пять-десять не кто-нибудь, а именно Ларс фон Триер будет задавать тон европейскому киномэйнстриму.Максим Николаев

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...