0
 

"Изображая жертву": Еще один "лишний" человек

Россия, 2006 год, режиссер Кирилл Серебренников.   Двадцать первый век решил подхватить эстафету у золотого века русской литературы по наделению жизнью "лишних людей". Модные ныне братья Пресняковы написали пьесу "Изображая жертву". Пьеса была поставлена режиссером Кириллом Серебренниковым в театре и вызвала благожелательные отзывы у зрителей. Основываясь на успехе театральной постановки, Серебрянников решил отразить перипетии сюжета пьесы на кинопленке.   Валя (Юрий Чурсин) закончил университет. Вале скучно. Чтобы развеяться и подзаработать денег, он устраивается в милицию. Валя занимается тем, что изображает жертв преступлений во время следственных экспериментов. Преступники уже пойманы, и следственная группа во главе с колоритным капитаном (Виталий Хаев) и его бессменной помощницей Людой (Анна Михалкова), вооруженной видеокамерой и бесстрашием, восстанавливает картину происшествия. На месте преступления обвиняемый должен перед камерой точь-в-точь повторить свои действия. Валя в это время изображает жертву. Таким образом, в принципе должна окончательно подтверждаться или опровергаться виновность подозреваемого. Однако в реальности все эти "расследования" носят формальный характер. Исход дела давно предрешен, преступник найден и будет осужден. Дополнительный абсурд в происходящее на экране привносят сами преступники и их гротескные преступления.   Помимо работы, происходят непонятные вещи в личной жизни Вали. Возлюбленная обременяет беспрестанным желанием "окольцевать". К тому же к нашему Вале стал наведываться с завидной постоянностью призрак недавно усопшего отца. Призрак намекает, что жизни его лишили жена и брат. А сейчас пресловутые мама Валентина и дядя решили оформить свои отношения в ЗАГСе. Случайно не напоминает это вам сюжетные ходы истории о принце датском? Дальше действие потечет по давно известным канонам и принципам, за исключением одного "но". Валя всего лишь изображает жертву.   Режиссер хотел передать не столько муки юного интеллектуала Вали как представителя "потерянного поколения", а скорее ту панораму реальной жизни, в коей существует герой. Ясно, что в ситуациях, в которых Валя только изображает смерть, в действительности может оказаться каждый. Видимо, это и стало решающим фактором для жюри престижного кинофестиваля "Кинотавр". Фильм был награжден главным призом "Золотая роза".   Приятно удивил молодой Юрий Чурсин, изображающий "жертву" на работе и дома. Он чем-то напоминает молодого Гошу Куценко, однако на поверку выясняется, что похожесть лишь внешняя. Игра его тонко и достаточно метко передает слабо мотивированные терзания великовозрастного "анфан терибль". В его исполнении зрители услышат как минимум три первоклассных монолога: о русском кино, "о тех, с кем у нас война" и о "европейской и азиатской культуре".   Небольшая роль у Анны Михалковой, но с каждым новым фильмом с участием Анны осознаешь, что уровень ее таланта выше, чем просто игра в "добрую тетеньку" из детской телепередачи.   Самая же сильная роль у капитана – руководителя следственных экспериментов – актера Виталия Хаева. В концовке фильма его создатели устами Хаева озвучивают монолог, по смысловой нагрузке не уступающий бессмертному "быть или не быть". Не понятно одно – почему такой самобытный актер, как Хаев растрачивает свой жар в пустыне рекламных роликов и "фильмах-однодневках" - таких, как "Седьмой день".   Сценарий состоит из двух параллельно идущих сюжетных линий. Первая часть – работа Вали по изображению жертвы, где смех граничит со слезами, проливаемыми зрителями над узнаваемой реальностью. Вторая половина – приватная жизнь Вали – где слез больше, как и гамлетовских терзаний. Самобытная часть "работы" Вали заслуживает восхищение. Снято это все мастерски и весьма оригинально. Частная жизнь всегда "лишнего" героя Вали весьма прозаична и укладывается в короткую формулировку - "горе от безделья". Авторы пьесы, братья Пресняковы, были одновременно и сценаристами фильма, так что вина за невнятную "гамлетовскую" составляющую целиком лежит на них.   Метаморфоза истории такова, что и двадцать первому веку понадобился свой "лишний герой". Герой циничный и любящий зло пошутить. Он не хочет работать, как все. Он вообще не хочет быть, как все. Ему все не так, но он не может переделать этот мир в одиночку. В очередной раз перед ним встает извечный вопрос: "достойно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?"   Данила Тевелев, специально для Псковского агентства информации Смотрите на лицензионном видео.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...